Новизна опыта состоит в том, что для эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимы знания не только математики, современных педагогических технологий, но и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний, развития мышления, навыков творческой деятельности.
Новизна опыта выражается в том, что в процессе обучения у школьников формируется устойчивый интерес к изучению математики, решению проблемных задач через использование активных форм и методов обучения.
Новизна состоит в авторских разработках:
Программа кружка « Живая математика» ( 5 класс).
Программа кружка « Математика вокруг меня» ( 6 класс).
Программа факультатива « Решение нестандартных задач»
( 7 класс).
4. Комплект еженедельных олимпиад по математике для 5 и 6
классов.
5. Раздаточный материал (набор карточек) по темам : « Мир растений», « История математики», « Жизнь замечательных людей» и др.
6. Разработки уроков, внеклассных мероприятий.
- « Деление обыкновенных дробей» ( 6 класс)
- « Десятичные дроби» ( 5 класс)
- « Сложение и вычитание смешанных чисел» ( 6 класс)
- « Квадратные уравнения» ( 8 класс)
- « Интеллектуальный марафон» ( 5 класс)
- « Математический КВН» ( 5-6 класс)
Технология опыта. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через дифференциацию обучения математики, позволяющей обеспечить базовую математическую подготовку и возможность для развития способностей учащихся, проявляющих интерес к предмету. Определяя образование как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личное значение, в различных сферах деятельности, на основе освоения культуры общества, целью своей деятельности также считаю создание условий для развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем на основе формирования опыта их решения через:
- расширение круга значимых для учащихся проблем ( социально значимые проблемы необходимо сделать личностно значимыми);
- расширение культурно- образовательного пространства учащихся
( изменение состава источников информации);
- освоение способов деятельности ( формирование универсальных способов деятельности: общеучебных и общих интеллектуальных умений);
- освоение знаний, умений и навыков, определённых обязательным минимумом содержания школьного математического образования. Для достижения педагогических целей в своей профессиональной деятельности придерживаюсь принципов индивидуализации и дифференциации обучения, которые предполагают необходимость учёта психологических характеристик личности ребёнка. Придерживаюсь комплексного учёта свойств учащихся, хотя наиболее значимым считаю уровень умственного развития ребёнка, который является предпосылкой успешного учения ( обучаемость), а также показателем усвоенных знаний ( обученность). Критерии обучаемости:
- скорость усвоения;
- гибкость мышления;
- связь конкретных и отвлечённых компонентов в мышлении. Эти характеристики получаю путём наблюдения за учащимися и с помощью психологического тестирования. Обучаемость носит относительно постоянный характер, с трудом поддаётся развитию и потому эти данные необходимы для учёта психических особенностей ребёнка в процессе обучения.
Кроме обучаемости дети различаются по степени развития умений самостоятельной работы. Умение работать самостоятельно вырабатывается через:
- выполнение учебных заданий без посторонней помощи ( используя справочные материалы, опорные схемы как готовые, так и создаваемые самостоятельно или с помощью учителя, задания с дозируемой помощью);
- различные приёмы работы с текстом, представляющим новую информацию ( выделение в тексте существенной информации, структуирование текста, классификация изучаемого материала , создание связей между новым материалом и имеющимся субьектным опытом). Уровень обученности ученика определяю с помощью системы промежуточного и итогового мониторинга результатов обучения, включающей в себя самостоятельные, зачётные, контрольные работы дифференцированного характера : от обязательного ( репродуктивного) до творческого уровня усвоения учебного материала.
Для достижения образовательных целей, наряду с традиционными объяснительно-иллюстративным , репродуктивным методами использую активные методы и формы обучения : методы проблемного обучения, учебный диалог. Активные формы обучения позволяют учащимся развивать мышление, не просто воспроизводя усвоенные знания, но используя их в практико-ориентированной деятельности, способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближённых к реальным, помогают сформировать рефлексивную культуру учащихся, создавать устойчивую мотивацию к изучению математики. Учебные занятия выстраиваю по следующей схеме.
№ этапа
| этап
| цель
| 1
| мотивационный
| Актуализация имеющихся знаний в субъектном опыте знаний учащихся, необходимых для изучения темы. Мотивация к последующему изучению учебного материала.
| 2
| информационный
| Получение новой информации; первичное осмысление новой информации.
| 3
| рефлексивный
| Целостное осмысление полученной информации, соотнесение её с изменяющимся субъектным опытом; практическое применение новой информации.
|
Когда школьники приступают к занятиям математикой в 5 классе, нельзя жаловаться отсутствием у них интереса к предмету. По данным анкет, которые были проведены , 94-97% учащихся приходят на занятия с желанием и интересом, но уже в 6 классе интерес снижается до 70-80%, а в результате понижается качество обучения. Почему школьники не хотят учиться?
1) Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Усидчивость, умение читать, анализировать текст, навыки запоминания , счёта и других математических операций, наблюдательность, твёрдость руки и владение письмом, аккуратность. Ловкость, чувство ритма, внимательность , владение достаточным запасом слов, начитанность, умение слушать и понятно говорить, терпение, настойчивость, целеустремлённость, умения и навыки сотрудничества с окружающими людьми, ответственность- вот лишь часть тех умений, навыков , качеств личности, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении.
2) Большой объём и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
3) Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни ( ТВ, компьютер и т.д.)
4) Однообразие школьной жизни и учебного процесса.
5) Бедность и непродуманность методики обучения, организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
6) однообразно-настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение. Стимулы обучения.
А) опора на типичные общечеловеческие потребности.
1) новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, предлагаемых учащимся.
2) практическая значимость знаний для самих школьников.
Смысл познания- ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.
« Только те знания, которые используются , закрепляются в нашем сознании» ( Д. Карнеги).
3) Противоречивость материала тоже стимулирует познавательную деятельность. Когда человек встречается с противоречием , в частности со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса , у него возникает удивление и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
4) Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности . Он удовлетворяет важную потребность каждого человека в самоуважении и повышении своего престижа в обществе. При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки оказываются действенным стимулом познавательной деятельности. Особенно благоприятно действуют на школьников собственные успехи в познавательной деятельности. Успех укрепляет веру школьника , да и любого человека. В собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать ещё большие трудности. 5) Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия – это известный стимул обучения, который опирается на потребность детей в игровой деятельности.
В) Опора на возрастные потребности.
С) Опора на специфические и индивидуальные потребности.
Д) Стимулирующая роль организации учебного процесса. 1) Чёткое структурирование учебного материала облегчает его восприятие.
Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых знаний, то школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их.
2) Логичное, контрастное, яркое, увлекательное изложение, дополненное наглядными образами, побуждает слушать то, что говорит учитель, и включаться в процесс познания.
3) Ритмичное чередование различных видов деятельности: более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.
4) Важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. А для этого необходимо создать обстановку свободного сотрудничества школьников с учителем как необходимое условие всякого стимулирования. Без этого бессмысленна всякая работа по стимулированию познавательной активности.
5) Использование многообразных форм и приёмов организации процесса обучения создаёт условия для переключения школьников с одних видов деятельности на другие. Сочетание определённой повторяемости и ритмичности, с одной стороны, и разнообразия – с другой, позволяет сделать учебный процесс увлекательным, интересным для учащихся.
На мой взгляд, одна из причин снижения мотивации у учащихся заключается в том, что они не только не хотят , а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают как это делать.
Поэтому я стараюсь знакомить учащихся с приёмами организации учебной деятельности:
- общая организация классной работы;
- общая организация домашней работы;
- общий приём работы с учебником;
- выполнение письменной домашней работы;
- усвоение, запоминание и контроль усвоения определения, понятия;
- усвоение и запоминание теоремы;
- контроль усвоения теоремы;
- общий приём контроля решения задач и др. Цель, которую я ставлю перед собой- создание устойчивой мотивации на протяжении всего процесса изучения математики в школе.
В 5 классе, когда у детей в основном устойчивая внутренняя мотивация, цель- поддержать этот интерес и усилить его.
Для этого использую игры-соревнования на уроке. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизирует восприятие и понимание. Большая роль в сохранении положительной мотивации отводится карточкам( раздаточному материалу). Есть группы детей, которые боятся отвечать при классе, выходить к доске ( эти дети имеют отрицательную мотивацию). Тематика карточек разнообразна : « Мир растений», «История математики», « Жизнь замечательных людей».
Структура карточек такова: фабула- интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое ученик получает набор чисел, каждому такому числу соответствует определённая буква из данного ниже набора.
В завершение работы по карточке необходимо из набора букв сложить слово, которое и является ответом на вопрос.
Эти карточки нужны не только потому, что в учебнике порой не хватает примеров. Просто школьников утомляет однообразная деятельность, и тогда на помощь приходят карточки. Относительная « новизна» заданий, неожиданная фабула интригуют учащихся, а положительные эмоции включают второе дыхание.
Кроме того, формулировки заданий позволяют расширить кругозор. Порой слышишь: « Ничего из этого набора букв , кроме слова « примула», не получается. А разве такой цветок существует? « Вот и приходиться показывать и рассказывать о знакомых незнакомцах, предлагать литературу по данной теме для чтения. Каково же бывает удивление ребят: видели , но не знали название. Занимательность пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность, и просыпается интерес к предмету ( и не только к математике).
Наконец, карточка позволяет не только продолжить работу над математическими умениями и навыками , но и развить логическое мышление. Не так-то просто из набора букв Е, О, С, К, Н, Ч получить
« змеиную» траву- чеснок, а из набора слов
НЕЛЬЗЯ, НАБЛЮДАЯ, ИЗУЧАТЬ , КАК,
СОСЕД, МАТЕМАТИКУ, ДЕЛАЕТ, ЭТО
Составить высказывание : «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Большое значение для формирования положительной мотивации имеют нестандартные формы проведения уроков. ( См. Приложение)
Работая в 5 классе, я столкнулись с тем, что большинство учащихся невнимательны, и из-за своей невнимательности допускают много ошибок. Поэтому большое значение на уроках математики отвожу развитию внимания . ( См. Приложение) Совершенствование учебно-познавательных мотивов школьника происходит во время поиска и обсуждения разных способов решения задачи . Поэтому стараюсь как можно больше привлечь учащихся к диалогу, дискуссии, тем самым возбудить все виды познавательных мотивов, вызвать разного рода положительные эмоции. В своей работе применяю задачи, направленные на развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать (см. Приложение)
а также занимательно- познавательные задачи
( см. Приложение) Обучение математике- это , в итоге, обучение решению задач. Задачи школьного курса можно условно разделить на два вида: стандартные и нестандартные. Большинство – стандартные; для их решения требуется лишь умение работать « по образцу», т.е. знание определённого алгоритма, с помощью которого можно решить данный тип задач. Трудности, возникающие при решении таких задач, носят чисто технический характер; методика их преодоления хорошо известна: это тренировка в решении однотипных задач.
Но не все задачи стандартные, некоторые из них трудно отнести к какому-либо определённому типу. Встречая такие задачи на математических олимпиадах или на вступительных экзаменах в ВУЗы, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач они в школе не решали».
Поэтому важно, чтобы к окончанию школы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую ( пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения.
Как организовать обучение решению нестандартных задач таким образом , чтобы ученик смог успешно преодолеть неизбежные трудности? Как помочь ему приобрести необходимый опыт? Один из возможных способов- еженедельные олимпиады. ( см. Приложение)
Другой способ- занятие кружков . Начиная с 5 класса провожу кружковые занятия по математике . 5 класс «Живая математика» (34 ч)
цель: заинтересовать предметом . 6 класс «Математика вокруг нас» (34 ч)
цель: показать практическое применение математики. ФАКУЛЬТАТИВЫ: 7 класс «Решение нестандартных задач (34 ч)
(практического характера)»
цель: научить решать нестандартные задачи практического характера. 8 класс « Решение логических задач с
применением компьютера
(шахматы, элементы алгебры,
логики) (34 ч.)
цель: развитие логического мышления. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ 9 класс « Решение задач с модулями (34 ч)
и параметрами».
( курс рекомендован к использованию по итогам областного конкурса программ элективных курсов) Чтобы проследить динамику развития учебно-познавательной мотивации , 2 раза в год провожу диагностики:
1) Затруднения в учебном процессе.
2) Мотивы учебной деятельности.
3) Предметная мотивация. ( см. Приложение) Каждый учитель рано или поздно задаёт вопрос: в чём суть профессии учителя, каковы цели его педагогической деятельности? Кратко я ответила бы так:
1) Воспитание , обучение и развитие личности ребёнка.
2) Воспитание и развитие коллектива. Эти задачи определяют стиль и направления всех занятий и общения с детьми. И каждый урок должен работать на эти цели. Для этого необходимо учить детей доказывать, спорить, искать и находить аргументы, отстаивать своё мнение- воспитывать активную жизненную позицию . С этой целью изучать потребности ребёнка, направлять их , создавать новые, а также влиять, воздействовать на мотивы, обеспечить успешное усвоение материала, исходя из потребностей, способностей ребёнка и требований программы, осуществляя дифференцируемый подход к каждому ребёнку. Если человек не вооружён знаниями и умениями, не владеет определённой информацией, он просто не сможет удовлетворить своего умственного развития. Информацию же он получает главным образом через речевые каналы. Таким образом, речь играет в становлении человека важнейшую роль. Развивая речь ребёнка, мы должны побуждать его к самоанализу, самовоспитанию, к созданию в себе человека. В противном случае не стоит давать знания, учить всему остальному: знания в в руках безнравственного человека- грязное оружие. Развитие речи на уроках математики начинается с самого необходимого- с проговаривания вслух всех алгоритмов на каждом уроке. Слово « алгоритм» здесь употребляется в широком значении: алгоритм – совокупность и последовательность операций, выполняемых для достижения определённого результата. Проговаривание алгоритмов- это начало « думанья». « Работают» три вида речи:
1) что делаю ( речь регулирующая),
2) что сделал ( речь анализирующая),
3) что буду делать ( речь планирующая). С целью развития речи учащихся, мышления, организую на уроках и занятиях кружка по математике следующую деятельность учащихся :
1) составление математического словаря;
2) организую конкурсы , например « Найти самую непонятную строчку в параграфе при самостоятельном изучении нового материала»;
3) составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов;
4) составление математического лото и т.д. Ещё одна из основных проблем учебного процесса- как успешно обучить каждого ученика, обеспечивая при этом интерес к учению, сводя к минимуму наказание « двойкой» или каким –либо другим способом? Кроме этого трудность в организации учебного процесса заключается в пассивности детей на уроке. Всеобщая заинтересованность и активность детей на уроке начинается тогда, когда учение становится посильным для каждого ученика, когда создается ситуация успеха. Психологи доказали, что если организовать выполнение заданий таким образом, чтобы каждый шаг контролировался, а затем постепенно перейти от пошагового контроля к самоконтролю, то можно гарантировать усвоение теоретического материала каждым учеником в ходе выполнения заданий. Важнейший резерв повышения эффективности обучения- понимание объективных закономерностей усвоения и следование им в реальном педагогическом процессе. Психологи пришли к выводу, что знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями. Отсюда- главная задача учителя на уроке- организовать собственную самостоятельную работу каждого ученика с подлежащим усвоению материалом. Причём эта работа должна осознаваться учеником как необходимая, соответствовать мотивам и потребностям. В организации учебной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов:
- в результате обучения учащиеся не только должны усвоить школьную программу, но и научиться учиться, т.е. самостоятельно читать и конспектировать школьные учебники, другую литературу , развитие общеучебных умений и навыков;
- на вопрос , заданный классу, должен ответить каждый ученик, каждый ответ должен быть оценён, т.е. ученик должен знать , верно ли он ответил. Виды применяемых мною самостоятельных работ:
- самостоятельная работа с предварительным разбором;
-решение заданий с последующей проверкой;
- многовариантные задания с готовыми ответами;
- самостоятельное решение по образцу;
- работа по заданному алгоритму;
-самостоятельная работа по изучению нового материала с составлением алгоритма. Потребность в общении- одна из важных потребностей ребёнка. Слово является мощным орудием анализа этого мира. Но сначала ребёнка нужно научить правильно говорить, научить правильному, грамотному общению на уроке ( а это есть самая интенсивная работа ученика), а затем управлять этим общением. Причём начать нужно с обучения диалогу, а не монологу. О монологе Л.С.Выгодский сказал: « Монолог представляет собой высшую … форму речи, исторически позднее развивающуюся , чем диалог». Рассмотрим необходимость развития речи на примере решения задач. Давая ребёнку задачу для решения. Учитель ждёт, что ребёнок подумает над задачей и скажет, как её решить . Что значит подумает? Это значит, что он выполнит самостоятельно ряд сложных мыслительных операций и выдаст результат он должен выполнить их, поскольку наблюдал, как это делает учитель. То есть ребёнок должен:
- увидеть проблему;
- выделить главное, убрать второстепенное;
- выделить и понять отношение величин;
- закодировать данные, перевести их на язык математических символов;
- дать логическую развёрнутую цепочку в форме монологического высказывания. Причиной неумения решать задачи часто является именно неумение производить эти операции. Эти и другие навыки развиваются на уроках общения.
Примеры различных по форме уроков общения, проведённых мною:
- « Действия с натуральными числами» ( 5класс, игровая форма урока);
- « Многочлены и действия над ними» ( алгебра, 7 класс, форма работы- групповая );
- « Геометрическая прогрессия» ( алгебра, 9 класс);
- « Десятичные дроби» ( урок-соревнование , 5 класс );
- « Вычисления в курсе математики и алгебры , 5-9 класс» ( алгебра, 9 класс) и др. Внутренней движущей силой процесса обучения и воспитания является противоречие между требованиями к ребёнку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем её развития. Это противоречие становиться толчком к дальнейшему росту ребенка, или требования соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Поэтому первый этап моей работы заключается в изучении способностей и возможностей каждого ученика, используя материалы школьного психолога, различные методики Г.Ю.Айзенка.
Известный психолог Б.М.Теплов определяет способности как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но … могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков». Поэтому, изучая математические способности, я анализирую быстроту усвоения и активность мышления.
Для наблюдения и своевременной корректировки динамики развития качеств личности учащихся, веду учёт результатов этой работы, 2-3 раза в течение учебного года, занося полученные данные в диагностическую таблицу.
Диагностические особенности метода по изучению способностей личности на основе двух компонентов : быстроты усвоения и активности мышления.
1 группа- быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:
1) Дословное повторение текста.
2) Частичное повторение текста.
3) Воспроизведение 50% текста.
4) Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.
5) Воспроизведение материала с помощью учителя.
6) Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается.
7) Замедленное, невнятное воспроизведение текста.
8) Умственная отсталость ( затухание развития) .
2 группа – активность мышления.
Характеризуется следующими категориями:
1) Плодотворная работа на протяжении всего урока.
2) работа со «вспышками».
3) неполная работоспособность.
4) Быстрая утомляемость.
5) Игнорирование заданий.
Материалы для анализа указанных компонентов дают прежде всего наблюдения , по результатам которых заполняется диагностическая таблица.
В ней фиксируются различные комбинации из 13 категорий, которые позволяют выделить три уровня математических способностей:
Уровень 1- учащиеся, имеющие хорошие математические способности.
( 1 группа, категории 1-4 ; 2 группа, категории1-2).
Уровень 2- учащиеся, имеющие средние математические способности.
( 1 группа, категории 4-6; 2 группа, категории 2-3)
Уровень 3 – учащиеся, имеющие низкие математические способности.
( 1 группа, категории 7-8, 2 группа, категории 4-5).
Без системного изучения личности невозможно следить за динамикой её развития, а значит эффективно управлять динамикой её развития, а значит эффективно управлять обучением и воспитанием школьника.
Диагностика учебных возможностей позволяет осуществлять уровневый и в случае необходимости, индивидуальный подход к прогнозируемым результатам.
С учётом полученных уровней и строится учебная работа в классах с обычной программой обучения и работа с творческими группами разноуровневой подготовленности.
В своей работе использую разные формы обучения : урок-лекция; урок-игра; зачёты; урок-соревнование; работа с тестами. Эти формы работы позволяют поддерживать интерес к предмету, формирует положительную мотивацию, активизирует мыслительную деятельность.
Результативность. |