Главная страница


Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов



НазваниеРазвитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов
страница3/3
Дата18.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
1   2   3

Одной из целей моей работы является создание устойчивой мотивации по предмету на протяжении всего процесса изучения математики в школе.
Результаты анкетирования .
1 методика.

« Затруднения в учебном процессе».

Цель: выявить виды затруднения учащихся при изучении математики и наметить пути для их устранения.





5 класс, 02.03..

6 класс, 10.10..

6класс, 23.05.

7кл., алгебр октябр

7 кл.,

геом.,

октябрь


7 кл.

Алг.,

Май


7 кл.

Геом.,

Май

.

1. Испытываете ли вы затруднения на уроках математики : - да

- нет

2. Если нет, то укажите причины затруднений на уроках.

А) плохо усвоен предыдущий материал

Б) не умею выделять главное в изучаемом материале и основные признаки новых понятий

В) не умею применять изученный теоретический материал при решении задач

Г) не умею работать самостоятельно, так как быстро забываю ранее изученный материал
3. Систематически ли вы выполняете домашние задания?

- да

-нет
4. Если нет, то укажите причину:

А) затрудняюсь, потому что не понял в классе

Б) большой объём

В) ленюсь

Г) знаю, что не спросят

Д) не люблю предмет

Е) другие причины




33%

67%

14%

0%
10%

10%

76%

24%
14%

5%

0%
0%
0%
5%



37%

63%

21%

0%
11%

11%

74%

26%
16%

5%

0%
0%
0%
5%



23%

76%

19%

4,7%
9,5%

0%

91%

9%
9.5%

0%

0%
0%
0%
0%



32%

68%

16%

5%
5%

5%

58%

42%
16%

5%

16%
5%
0%
0%




26%

74%

16%

5%
5%

0%

74%

26%
16%

5%

5%
0%
0%
0%



47%

53%

40%

7%
0%

7%

33%

67%
33%

0%

27%
0%
0%
13%



47%

53%

40%

7%
0%

7%

33%

67%
33%

0%

27%
0%
0%
13%




2 методика. « Мотивы учебной деятельности».





5 кл.,

02.03.


6 кл.,

10.10.

6 кл.,

23.05.


7кл.,

Алгебра,

декабрь

7кл.,

геометрия,

декабрь

7кл.,

Алгебра, май

7кл,

Геометрия,

май

1. на уроках математики интересно

2. заставляют родители

3. получить хорошие оценки

4. подготовиться к будущей профессии

5. незнайкой быть нельзя

6. завоевать авторитет по учебе

7. нравиться узнавать новое

8. нравиться учитель

9. избежать плохих оценок

10. хочу больше знать

11. люблю мыслить, думать, соображать

12 хочу быть первым учеником

62%
0%

52%

24%

29%

14%


62%

24%

38%

52%


33%


14%

68%
0%

42%

53%

32%

11%


59%

37%

21%

68%


16%


0%

90%
14%

52%

33%

52%

9%


43%

38%

14%

29%


29%


4,7%

68%
16%

16%

16%

37%

11%


63%

21%

21%

57%


37%


11%

68%
5%

37%

5%

53%

5%


68%

32%

21%

47%


26%


0%


80%
13%

27%

33%

47%

0%


60%

33%

13%

73%


20%


0%


80%
13%

27%

33%

47%

0%


60%

33%

13%

73%


20%


0%



Классификация мотивов в порядке возрастания выбора :

5класс

1. Мотивация содержания (114%).

2. Мотивация благополучия (95%).

3. Узкие социальные мотивы (76%).

4. Широкие социальные мотивы (53%).

5. Мотивация прессом (38%).

6. Престижная мотивация (28%).
6 класс .

1. Мотивация благополучия (119%)

- на уроках математики интересно (90%)

- люблю мыслить, думать, соображать (29%)

2. Узкие социальные мотивы (90%)

- получить хорошие оценки ( 52%)

- нравиться учитель (38%)

3. Широкие социальные мотивы (85%)

- подготовиться к будущей профессии (33%)

- незнайкой быть нельзя (52% )

4. Мотивация содержания (72%)

- нравиться узнавать новое (43%)

- хочу больше знать (29%)

5. Мотивация прессом (28%)

- заставляют родители (14%)

- избежать плохих оценок (14%)

6. Престижная мотивация (13,7%)

-завоевать авторитет по учебе (9%)

- хочу быть первым учеником ( 4, 7%)
7 класс

Алгебра.

1. Мотивация содержания (133%)

- нравиться узнавать новое (60%)

- хочу больше знать (73%) .

2. Мотивация благополучия (100%)

- на уроках математики интересно (80%)

- люблю мыслить, думать, соображать (20%).

3. Широкие социальные мотивы (80%)

- подготовиться к будущей профессии (33%)

- незнайкой быть нельзя (47% ).

4. Узкие социальные мотивы (60%)

- получить хорошие оценки ( 27%)

- нравиться учитель (33%).

5. Мотивация прессом (26%)

- заставляют родители (13%)

- избежать плохих оценок (13%).

6. Престижная мотивация (0%)

-завоевать авторитет по учебе (0%)

- хочу быть первым учеником (0%).

3 методика ( « Изучение предметной мотивации)
( 7 класс, алгебра

Май )
Уровни предметной мотивации.
Хорошая предметная мотивация ( 18-27 баллов) ( 39%)

( У детей высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые преподавателем требования. Дети добросовестны, сильно переживают, если получают неудовлетворительную отметку или замечания педагога, успешно справляются с учебной деятельностью.)

Положительное отношение к предмету ( 10-18 б.) ( 61%)
( у ребенка хорошее отношение к предмету, учителю; ребенку нравиться ощущать себя учеником, иметь хорошие отметки , хотя учебный процесс их мало привлекает .)
Низкая предметная мотивация (1-10б.) (0%)

( ученик плохо посещает уроки по данному предмету, часто прогуливает занятия , на уроках часто занят посторонними делами, отвлекается. Такой ребенок испытывает серьёзные затруднения в учебной деятельности, с трудом справляется с домашними заданиями , испытывает проблемы с учителем, может проявлять агрессивность в отношении педагога, отказывается выполнять задания и следовать нормам и правилам. )
( 7 класс, Геометрия, май )
Уровни предметной мотивации.
Хорошая предметная мотивация ( 18-27 баллов) ( 35%)

( У детей высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые преподавателем требования. Дети добросовестны, сильно переживают, если получают неудовлетворительную отметку или замечания педагога, успешно справляются с учебной деятельностью.)

Положительное отношение к предмету ( 10-18 б.) ( 65%)
( у ребенка хорошее отношение к предмету, учителю; ребенку нравиться ощущать себя учеником, иметь хорошие отметки , хотя учебный процесс их мало привлекает .)

Низкая предметная мотивация (1-10б.) (0%)

( ученик плохо посещает уроки по данному предмету, часто прогуливает занятия , на уроках часто занят посторонними делами, отвлекается. Такой ребенок испытывает серьёзные затруднения в учебной деятельности, с трудом справляется с домашними заданиями , испытывает проблемы с учителем, может проявлять агрессивность в отношении педагога, отказывается выполнять задания и следовать нормам и правилам. )

Уровни предметной мотивации .


уровни


5 класс


6 класс

алгебра, 7 класс

геометрия, 7класс


1. Хорошая предметная мотивация.



40%


59%




39%



35%


2. Положительное отношение к предмету.



45%



32%




61%




65%


3. Низкая предметная мотивация.



15%



9%




0%





0%

Предметная мотивация учащихся в 5,6, 7 классах

Таким образом, исходя из результатов , представленных в таблице, можно сделать вывод:

что по сравнению с 5 классом заметно снижение числа учащихся с хорошей предметной мотивацией с 40% до 39%

( алгебра) и 35% ( геометрия), но заметен рост числа учащихся с положительным отношением к предмету с 45% до 61%

( алгебра) и 65% ( геометрия); заметно снизилось число учащихся с низкой предметной мотивацией с 15% до 0%.

Процент качества знаний учащихся по итогам составил 70% ( в 6 классе- 71%; в 5 классе-71 %).


класс

Процент качества

5 класс

71%

6 класс

70 %

7 класс

71%


Адресная направленность.
Практический опыт показывает, что правильное использование методов, способов, форм, приёмов, позволяет обеспечить положительную мотивацию учения, обеспечивает развитие личности, поэтому опыт полезен и адресован учителям математики общеобразовательных школ.

Приложения.

1.Занимательно-познавательные задачи.

2. Еженедельные олимпиады по математике в 5-6 классах.

3. Задачи, направленные на развитие умения анализировать, сравнивать, доказывать, классифицировать.

4. Карточки ( раздаточный материал).

5. Разработки уроков, внеклассных мероприятий.

- « Деление обыкновенных дробей» ( 6 класс)

- « Десятичные дроби» ( 5 класс)

- « Сложение и вычитание смешанных чисел» ( 6 класс)

- « Квадратные уравнения» ( 8 класс)

- « Интеллектуальный марафон» ( 5 класс)

- « Математический КВН» ( 5-6 класс)

- программа кружка по математике « Живая математика» ( 5 класс)

- программа кружка по математике «Математика вокруг нас» ( 7 класс)

6. Рекомендации по повышению учебной мотивации.

7. Диагностика мотивационной сферы.

Диагностика мотивационной сферы.
Формирование мотивационной сферы необходимо начать с диагностики тревожности учебных затруднений у учащихся. Учебное затруднение ставит препятствие мотиву учения, образует логический разрыв между сферой мотива и целью деятельности.

Для практического использования целесообразно объединить учебные затруднения учащихся в три группы.:

  1. Ученик затрудняется в определении того, с чего начать работу, какие правила и действия необходимо вспомнить ( преобладает репродуктивный уровень деятельности).

Причина затруднения: забыл, т.к. плохо понял или не применил знания настолько, чтобы оно закрепилось прочно в навык ( затруднение связано с невыполнением целей познания, понимания, применения).

Вопросы и действия педагога : ключевые слова для преодоления затруднений: соотнеси, перечисли, расскажи, сформулируй, назови( признаки, черты, свойства) ; вспомни правило, выполнял ли ты раньше такую работу, давай попробуем разобраться вместе в том, что надо сделать и что у нас для этого есть: какова цель и т.п.

  1. Ученик затрудняется в предвидении возможных результатов действий, последствий своей работы ( затруднения в условиях творческой деятельности).

Причины затруднения : недостаточно развиты творческое мышление, умения анализировать, сравнивать признаки, гибкость мышления, умение обобщать ( т.е. анализ и синтез).

Вопросы и действия педагога : ключевые слова для преодоления затруднений : - разложи на составляющие, объясни смысл, каковы причины, сравни, сопоставь, классифицируй, давай посмотрим, что получится, если ( прикидка возможных вариантов, идей, решений).

  1. Ученик затрудняется в оценивании явления, события, ответа товарища, в определении объективного и субъективного значения знания ( затруднения эмоционально – ценностного порядка).

Причины затруднения : недостаточно сформированы оценочные суждения, эталоны оценки, неопределённость позиции: не сформировано личное эмоционально- ценностное отношение к объекту изучения и к своим потребностям ( оценивание).

Вопросы и действия педагога; ключевые слова для преодоления затруднений:

- оцени значение, выскажи своё мнение и обоснуй его; как ты понимаешь , почему; какую бы ты занял в этом случае позицию ( рефлексия, самоанализ, самооценка).
1   2   3