« Реализация компетентностного подхода в процессе обучения
на уроках физики».
Компетентностный подход в образовании.
Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Следование этой теории предполагает выделение четырех аспектов: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, навыки практической деятельности. «Компетентность — это на самом деле стандарт, связанный с обеспечением того или иного эффективного действия. Компетентность — это способность к осуществлению эффективного поведения при решении разного рода задач» (из интервью А. Асмолова). Идея компетентностно-ориентированного образования — один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования.
Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Поэтому проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.
Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самоорганйзационная или самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребенка применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкторы: компетентности, компетенции и метакачества.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий принципов, смыслообразующих положений.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовать в образовательном процессе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, формирование интегральных, информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе урока.
Компетентностный подход выражается в решении следующих основных задач:
- реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
- дифференциациясодержания предмета, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
- отбор средств, методов, приёмов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.
При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:
- в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
- создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
- освоение учениками различных способов деятельности;
- регулярно осуществлять рефлексию в процессе обучения;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности с позиции компетентности.
Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: 1 этап. Целеполагание: здесь необходимо, чтобы возникла внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. Создаю нестандартную проблемную ситуацию.
2 этап. Самостоятельная продуктивная деятельность: в компетентностном уроке самостоятельная работа спланирована учеником для достижения его образовательной цели: моя задача обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. Предлагаю использовать: учебники, специализированные рабочие тетради, задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Для закрепления реалий: готовые дидактические разработки с различным уровнем сложности.
3 этап. Рефлексия:
Алгоритм:
1. Оцени результаты своего пребывания на уроке.
2. Проведи самоконтроль.
3. Проведи самооценку.
16 марта 2011 года на кафедре естествознания Астраханского института повышения квалификации состоялось заседание , Атаманская М.С. доцент Ростовского института повышения квалификации выступила по теме « Компетентностный подход и его реализация на уроках физики», раскрыла возможности конструирования содержания учителем в рамках личностно-ориентированной дидактики, познакомила с авторскими наработками в области проектирования и моделирования содержания физического образования.
Обучение в сельской глубинке связано с решением многих проблем. А так хочется, чтобы дети, уезжая в город учиться, не чувствовали себя неловко от недостатка знаний, неумения общаться и вести себя в разных ситуациях, чтобы они были интересны как личности, умели находить оптимальные решения в проблемных ситуациях и могли составить конкуренцию городским школьникам. И при этом, чтобы не утрачивали нравственные начала.
С этой точки зрения проектная технология позволяет, прежде всего, разнообразить учение/обучение, наполнить его новыми эмоциями, новыми умениями как для ученика, так и для учителя. Именно всем тем, чего так не хватает в обыденном, рутинном течении учебного процесса. Другая проблема, решаемая с помощью этой технологии, связана с учебной мотивацией учеников, которую год от года становится все труднее удерживать на высоком уровне. Как организовать обучение через желание? Нужно активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Основная философская идея, которую необходимо реализовать в педагогической деятельности, заключается в мудром изречении: «Скажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай действовать — и я научусь». Другими словами, только через деятельность и личный опыт каждого конкретного ребенка можно эффективно его чему-либо научить. Этой идее отвечает компетентностный подход в обучении, который лежит в основе технологии учебных проектов и который будет еще больше востребован при введении федерального государственного стандарта нового поколения.
В ряду всех достоинств этой технологии есть именно те, которые необходимы в первую очередь ученикам сельской школы для развития проектного мышления (именно такой тип мышления характерен для современных лидеров бизнеса, политики, спорта, искусства ):
• приобретение коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в различных группах и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
обучение умению приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;
воспитание терпения и терпимости, развитие критического мышления и творчества.
Если выпускник школы приобретает такие знания и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. А именно это необходимо в первую очередь выпускникам сельской школы, которые уезжают продолжать образование, а потом и работать, в город.
Теоретические позиции проектного обучения на сегодняшний день достаточно широко представлены в педагогической, методической литературе, они позволяют выявить существенные отличия технологии от традиционного обучения, роль и место ее в учебном процессе.
Но вот выбор тем проектных работ — это из разряда личностного: для учителя и ученика. Поэтому выбор тем учебных проектов — именно тот рычаг, с помощью которого можно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу учеников.
В одних случаях можно предложить тему с учетом учебной ситуации по предмету и интересов и способностей учащихся (собрать и вывесить в кабинете список более сотни интересных тем). В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. При этом необходимо не забывать о том, чтобы проектные работы содержали элементы исследования.
Жизнь в сельской местности, близость к природе дают возможность наблюдать многие природные явления во всей их красе. В связи с этим наиболее удачными реализуются проекты, связанные с красотой окружающего мира, природными явлениями. Так объектами исследований могут стать: радуга, молния, необычные атмосферные явления (гало, мираж и т. п.), снег, снежинки, кристаллы. Вполне реально создание мини-музея кристаллов, выращенных и собранных учениками. Красивыми, поражающими воображение получаются проекты, связанные с изучением фейерверков и свойств янтаря, исследованием цвета и цветотерапии. С успехом учащиеся работают над созданием различных моделей (например, действующая модель водонапорной башни) и несложных приборов (различного типа маятники, стробоскоп).
Высшая степень проектной деятельности — телекоммуникационный проект, в котором участвует команда учеников. Например, участники Интернет-проекта участвуют в увлекательном путешествии в мир физики.
Активные педагогические технологии.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Одним словом, активные педагогические технологии и формы проведения урока.
Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов считают одним из основных современных активных инновационных методов обучения. Метод проектов — это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Специфика предмета физика позволяет использовать все типы проектов.
Рассмотрим процесс работы над проектом «Наблюдение за фазами Луны в нашей станице». Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Мотивом для работы над проектом «Фазы Луны» стало стихотворение С.Я Маршака «Почему у месяца нет платья?», прочитанное учащимися еще в детском саду.
«...Снял портной с полумесяца мерку, Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней Вдвое сделался месяц полней...»
Решено было выяснить, что же происходит с Луной? Обозначилась проблема «Что же происходит с Луной? Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим узкий серп?», поставили перед собой цель: изучить явление смены лунных фаз. Сформулировали задачи: изучить литературу о фазах Луны; пронаблюдать все фазы Луны; смоделировать смену фаз Луны. Для успешной реализации задач решено было использовать методы: наблюдение, моделирование, проектирование. Затем (под скрытым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему: изучить имеющуюся литературу о Луне и ее фазах, провести наблюдения за фазами Луны в течение месяца, смоделировать смену фаз Луны в домашних условиях. Результатом (продуктом) проектной деятельности стали: реферат, мини-исследование, компьютерная демонстрация результатов в технологии слайд-шоу, портфолио — папка материалов с рисунками — наглядное пособие для будущего поколения учеников (эстетично оформленных с помощью современных цифровых технологий).
Преимущества метода проектов налицо: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские умения. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого — дидакта И. С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений». Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие: умение общаться со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; навыки устного опроса, интервьюирование; навыки монологической речи.
Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся: правила говорящего и правила читающего; правила работы с информацией и т. п.
Игровые технологии.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей в практике обучения чаще всего применяют игровые формы обучения.
В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, и учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Первая, простейшая функция игр — облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее. Вторая функция — «театрализация» учебного процесса. Третья функция — игровые формы вводят как элемент соревнования, конкурса, возбуждая активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к техническому творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний. Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень — от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Организация проведения дидактических игр на уроках физики должна быть методически разработана, иметь необходимые дидактические средства. Основываясь на классификации игр, предложенной Е. А. Борздо-вой и Т. Ю. Герасимовой (см. табл. 1), а также на основных требованиях к разработке сценариев и предметного содержания игры, разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры, которые оформлены как «Игра-путешествие в сельхозпроизводство», для учащихся VIII класса по теме «Тепловые явления», игра «Звездный час» по теме «Давление» и «Скорость.
Путь. Расстояние» для семиклассников, «Эрудит» для учащихся IX класса.
Таблица 1 Классификация дидактических игр Основание для классификации
| Классификация игр
| По дидактическим целям
| Обучающие, контролирующие, обобщающие
| По длительности
| Мини-игры, полные игры
| По степени организации игры
| Жесткие, свободные
| По количеству участников
| Коллективные, групповые, индивидуальные
| По форме организации игры
| Игры-путешествия, игры-состязания, игры-сказки, КВН, игры-турниры, ролевые игры, игры с сюжетом и т.д.
| Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Пример заданий познавательного, творческого и исследовательского характера, предлагаемые учащимся в форме игр: «Засели остров формул», «Объясни, что происходит», «Чему равна сила тяжести, если...», «Составь рассказ-фантазию "В мире, где нет силы тяжести"» и т. п.
Эффективнее использовать игру как форму обучения, значение которой невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Используя игровые технологии на уроках, учитель должен быть сценаристом (проектировочные умения), режиссером (адаптационные умения), организатором (организационные умения), речевым партнером (коммуникативные умения), исследователем. Кроме того, учитель должен владеть контролем и самоконтролем.
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Интегрированные технологии.
Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.
Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных знаний о мире. В век информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее мышление, складывающееся из логического и интуитивного. А что такое интуиция? Это латинское слово означает «пристально смотрю, это способ постижения истины с помощью доказательств».
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т. п.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин (бинарный урок);
конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
создание интегрированных тем, разделов, курсов.
Рассмотрим более подробно разработку интегрированного урока, проводимого двумя педагогами одновременно — бинарного урока.
Бинарный урок — взаимодействие двух педагогов. Что может дать бинарный урок? Качество закрепления изученного материала, лучшее усвоение учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.
Бинарный урок — это нетрадиционная форма обучения. В его структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.
Примеры бинарных уроков «физика + ...»
физика + литература: «Решение физических задач, составленных по произведениям Р.П Ругина» (IX класс).физика + биология: «Звук» (IX класс), физика + география: урок-телемост «Климат России» (X класс). Особо хочется сказать об интеграции с географией. Она занимает значительное место в учебном процессе школы. Теперь этот предмет относят к общественным дисциплинам. География практически пронизывает все учебные предметы. На уроках физики, например при изучении радиоактивности, выясняются роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии, биологии, географии). Или нужно выяснить, какая ответственность наступает при нарушении правил использования радиоактивных веществ. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать экологическое право, гл. 26 УК РФ. Таким образом, изучение отдельных тем на интегрированных уроках может стать единым, внутренне связанным действительно образовательным процессом, дающим выход на единую, целостную картину мира, а работа преподавателей приобретает характер кооперации, взаимоподдержки, взаимообогащения.
Подготовка к интегрированным занятиям — это очень сложная работа, она требует от преподавателя большой самоотдачи.
Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.
Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.
Самому преподавателю нужно создать для себя единую картину мира, единое пространство.
Важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок.
Бинарный урок — это взаимопонимание друг друга со слова, с полуслова, с помощью мимики, жестов, это взаимодополнение друг друга, взаимоподдержка, взаимообогащение. Если этого нет, интегрированный урок просто не получится.
Развитие общества всегда на первый план выдвигает компетенции, которые отражают потребности времени. В проекте, предложенном Министерством образования и науки РФ «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», ставятся задачи по формированию ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, самоорганизационной или самообразовательной. Оценить уровень развития информационной и коммуникативной компетенций представляется возможным. А вот как оценить уровень самоорганизационной и самообразовательной компетенций? Тем более что они опосредуют и определяют формирование первых двух. Самоорганизационная и самообразовательная компетенции являются сложными интегральными личностными образованиями, которые не поддаются оценке при помощи четких количественных показателей. Способами их формирования могут выступать специальные педагогические условия, образовательная среда, обусловливающая необходимость и потребность в самоорганизации и самообразовании. Если учитель смог сподвигнуть ребенка к самообразованию, самоорганизации, саморазвитию и самовоспитанию, вызвав в ученике волну собственных усилий, то тем самым он создал основу для формирования и развития целостной личности ученика. Способами оценки уровня развития данных компетенций могут выступать традиционные психолого-педагогические диагностики и методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, комплексный, сравнительный и другие. Следующим этапом моей работы над выбранной темой будет разработка способов, критериев и параметров по оценке формирования ключевых компетентностей. Хочу отметить, что формирование и способы оценки данных ключевых компетенций во многом определяются уровнем компетенции учителя. Так как только личность учителя может сформировать личность ученика.
|