Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ /С.В.Семенская /
«___» ____________ 2014 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №3»
______________ /И.А.Таранец /
«___» __________ 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Экология животных»
Составитель: учитель биологии
МБОУ «СОШ №3»
Семенская Светлана Вячеславовна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка Программа данного курса составлена на основе сборника программно- методических материалов «Экология. 5-11 классы ».- М.: Дрофа,2008. Этому курсу соответствует учебное пособие Н.А.Степанчук « Экология животных » и рабочая тетрадь. На реализацию данного курса отводится 35 часов ( 1ч. в неделю ). Программа данного курса позволит приступить к изучению основ экологии животных как частной области биологических знаний. Это вполне оправдано, так как параллельно идёт изучение курса биологии. На данном этапе важно сформировать
понятие о целостности животного организма, о его единстве с окружающей средой.
Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающей среды .
Всё это достигается при выполнении различных задач : Основные методы обучения при реализации программы:
словесный
наглядный
практический
Ожидаемые результаты:Полученные знания и умения должны помочь учащимся:
Содержание программы.
Введение. (1ч.)
Понятие экологии животных. Задачи науки. Методы экологического исследования. Перспективы экологических знаний.
Раздел 1. Среда обитания животных и их жизнедеятельность. (18 ч.)
Среды жизни. Особенности сред обитания. Факторы среды. Действие на организм животного абиотических факторов. Закон оптимума. Неоднозначность действий фактора на разные функции, Взаимодействие факторов. Правило ограничивающего фактора.
Солнечная радиация. Экологические группы животных по отношению к свету. Значение света в жизни животных.
Температурные границы существования вида. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Температурные адаптации у животных. Зимний сон. Спячка. Анабиоз. Оцепенение. Правило Бергмана и Аллена. Водный баланс наземных животных. Пути поступления и расходования воды организмом животного. Способы регуляции водного баланса у наземных животных.
Значение воздуха в жизни животных. Использование и адаптации животных к различным свойствам воздуха.
Эдафические факторы среды. Влияние климата и погоды на животных. Особенности водной среды. Пути адаптации животных к свойствам воды Особенности почвенных животных.
Способы питания животных. Приспособления к различным способам питания. Зависимость способа питания от характера добываемой пищи. Способы передвижения животных. Приспособления к этим способам. Зависимость передвижения от среды обитания и местообитания.
Способы защиты у животных: активные и пассивные.
Способы размножения у животных: бесполое и половое. Способы оплодотворения: наружное или внутреннее. Забота о потомстве. Половой диморфизм. Зависимость размножения от среды обитания. Антропогенные факторы. Прямое и косвенное влияние на животных. Особенности жизни животных в условиях города. Значение животных в населенных пунктах.
Раздел 2. Популяционная экология и биоценология.(7ч.)
Понятие популяции. Популяционная структура вида. Основные характеристики популяции.
Основные параметры биологической структуры популяций- половая и возрастная структуры.
Типы распределения особей в пространстве. Территориальное поведение животных.
Одиночный образ жизни, семейный, колониальный, стайный и стадный. Забота о потомстве и ее формы.
Понятие биоценоза. Структура биоценоза: видовая, пространственная и экологическая.
Связи организмов в биоценозах: трофические, топические, форические и фабрические.
Понятие экониши и ее значение в биоценозе.
Раздел 3. Экология отдельных групп животных.(8ч.)
Переход от одноклеточности к многоклеточности. Особенности процесса. Экологические преимущества и недостатки явления.
Среда обитания. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Появление сквозной пищеварительной системы как условия лучшего использования пищевых ресурсов среды. Жизненные формы. Экологические группы насекомых.
Жизненный цикл и миграции рыб. Экологические группы рыб. Рациональное использование и охрана рыбных ресурсов. Охрана земноводных. Охрана рептилий.
Жизненные циклы птиц. Перелеты.
Охрана птиц и млекопитающих.
Тематическое планирование факультативного курса« Экология животных ». Дата
| №
| Тема занятия
| Примечание
|
| 1
| Введение.
|
|
| 2
| Среды жизни животных.
|
|
| 3
| Абиотические факторы среды.
|
|
| 4
| Свет в жизни животных.
|
|
| 5
| Температура в жизни животных.
|
|
| 6
| Влажность в жизни наземных животных.
|
|
| 7
| Воздух в жизни наземных животных.
|
|
| 8
| Почва и рельеф в жизни наземных животных.
|
|
| 9
| Адаптации животных в водной среде обитания.
|
|
| 10
| Почвенные животные.
|
|
| 11
| Способы питания животных.
|
|
| 12
| Способы передвижения животных.
|
|
| 13
| Способы защиты у животных.
|
|
| 14
| Размножения животных.
|
|
| 15
| Дыхание и обмен веществ у животных.
|
|
| 16
| Антропогенные факторы.
|
|
| 17
| Жизнь животных в населенных пунктах.
|
|
| 18
| Жизненные формы животных.
|
|
| 19
| Популяция в экологии.
|
|
|
| 20
| Биологическая структура популяций животных.
|
|
| 21
| Пространственная структура популяций животных.
|
|
| 22
| Экологическая структура популяций животных.
|
|
| 23
| Динамика популяций.
|
|
| 24
| Биоценоз и его структура.
|
|
-
| 25
| Отношение организмов в биоценозах.
|
|
| 26
| Экологическая ниша.
|
|
| 27
| От одноклеточности к многоклеточности
|
|
| 28
| Изучение планктона и приспособление к среде обитания у кишечнополостных.
|
|
| 29
| Экология круглых червей.
|
|
| 30
| Экологические группы насекомых.
| Практическая
работа
|
| 31
| Экология рыб.
| Практическая
работа
|
| 32
| Охрана рыб, амфибий и рептилий.
| Практическая
работа
|
| 33
| Экология птиц.
|
|
| 34-35
| Охрана птиц и млекопитающих.
| Практическая
работа
|