Главная страница

«Социология» (из справочника Кишенковой О. В.)



Название«Социология» (из справочника Кишенковой О. В.)
страница4/5
Дата08.04.2016
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

6.12. Молодежь как социальная группа

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Под возрастными границами молодежи принято считать интервал от 14 до 30 лет. Нижняя граница связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-ти летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина – это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь».

Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Молодой ученый, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Молодость - это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепить­ся в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она час­то меняет работу и сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране бла­гоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, рабочие успевают перепробо­вать профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека – время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди.

А.Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В.Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н.Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А.Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте.

Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.

Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа.

В каждой стране вырабатывается особая молодежная политика. Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. Познакомимся с основными положениями Концепции государственной молодежной политики РФ.

«Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.

Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Уменьшение численности населения, а значит молодежи в связи с ухудшением генофонда и распространением негативных явлений порождает необходимость анализа порога этих проявлений, после которых возникает невозможность стабилизации и развития. Уменьшение численности населения в связи с размерами территории, характером экономического развития в последнее десятилетие, социально-экономических процессов в молодежной среде, содержанием занятости трудоспособного населения в обозримом будущем порождает необходимость анализа места России в мировом экономическом хозяйстве, в распределении экономических ролей. Это уже проблемы не молодежи, а проблемы национальной, государственной безопасности».

Государственная молодежная политика в РФ призвана обеспечить:

  • стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

  • разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

  • формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

  • освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.


6.13. Этнические общности

В древности люди жили замкнутой жизнью - каждая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, особые знаки отличия, свой язык, свои верования. Все другие считались врагами и поэтому происходили постоянные столкновения. Постепенно ситуация менялась - появились союзы племен и другие объединения разных групп. Вместе с тем особые черты прежних групп оставались. Так появилось взаимодействие этнических групп.

Этническая группа - группа людей, имеющих особые этнические, то есть культурные, языковые или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - язык, культура, религия; расовые черты - передаются по наследству. Как правило, в современных государствах живут многочисленные этнические группы.

Характерная черта этнической группы - то, что ее члены классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми способами стремится сохранить. Можно выделить 4 обязательных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, классифицировать себя как члена группы), наличие родственных связей, культурные особенности, наличие социальной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.

Таким образом, этническую группу можно охарактеризовать как объединение людей, имеющих общие культурные, языковые, религиозные или расовые черты, характеризующиеся общим происхождением и осознающие свою причастность к единой группе.

Главной особенностью таких групп является выделение себя из окружающих людей, понимание особенностей своей культуры и стремление всеми способами ее сохранить. Большинство ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории человечества - племена, народности и нации.

Изучая историю древнего мира, вы часто слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, единым языком, общими обычаями и верованиями.

Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением. Каждое из них имело особый миф о своем происхождении, показывавший его своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от предков-животных и старались всячески на них походить - в танцах старались повторить повадки и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей или змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Сейчас в мире почти не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления предков о мире, традиции, образ жизни, манеры поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые изучают сохранившиеся племена и делают выводы о том, что представляла из себя жизнь людей в древние времена.

С возникновением государств племена стали превращаться в народности - более крупные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они зачастую образовывали одно государство, но сами еще оставались достаточно разобщенными, потому что господствовало натуральное хозяйство, при котором каждое селение производило все необходимое для жизни и мало нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности смогли сохраниться до наших дней - загадочна судьбы скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же большинство из них превратились в нации и существуют в современном мире.

Под нациями понимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой. Самым главным при формировании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они появились с распространением торговых отношений. Формирование многих из европейских наций историки относят к XVI-XVII вв. Эти группы характеризует также и наличие своей национальной идеи, под которой понимаются свои ответы на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального характера.

Общность нации выражается в особой национальной культуре. В нее входят: символы (государственные флаги и гербы, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы); верования (Бог или божества, Священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители); ценности (моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви); нормы (законы и традиции) и образцы поведения (мода, правила, устойчивые обороты речи, игры).

В большинстве стран мира соседствуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приехавшие из других мест люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая господствующие установки в данной стране; в других - этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры, который представляет собой сочетание разных культур; в третьих - каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой - хуже.

6.14. Межнациональные отношения
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создать напряженную обстановку, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепаратизмом).

В мире достаточно примеров национальных конфликтов - кризис и многолетняя кровопролитная война в бывшей Югославии, территориальные споры между республиками бывшего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской провинции Квебек, войны между центральноафриканскими государствами и так далее.

Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: “Чтобы закончить устройство мира Бог вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком светлой и не очень приятной. Он был “непропечен” и внутри. Чуть позже Бог достал второго, он удался на славу - был красиво коричневым снаружи и “спелым” внутри. С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Ну а третий за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Первый из испеченных человечков стал основателем белого рода, а последний - черного”. Такой подход в своих крайних формах приводит к выводу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам изначально якобы более одарены и талантливы, как физически, так и психически, и поэтому более способны для руководства и управления.

Позиция этнического превосходства приводит в итоге к дискриминации - сокращению или лишению прав и свобод для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане - обидными кличками, насмешками, анекдотами о “недоразвитом” народе и т.п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР (Южноафриканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.

ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить “истинным арийцам”. Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т.п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.

Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Кому не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, имеет единственно истинную религию, обладает героической историей, а его предки господствовали над другими людьми? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны “чужих” и необходимости силой “навести порядок”, для чего создаются особые боевые отряды. Обычно, чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы,. За их видимыми переживаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие конфликты были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве этих организаций.

Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в развитии национальных отношений - дифференциации (стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливают экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.

При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение малых наций и народов, использование чувств национальной принадлежности отдельными политическими лидерами с целью создать напряженную обстановку, стремление отдельных народов выйти из многонационального государства и создать собственное (по-другому его называют сепаратизмом), насильственное включение территории народа в соседнее государство; изгнание народа со своей территории; произвольное изменение административных границ.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение следующих гуманистических принципов:

-отказ от насилия и принуждения;

-поиск согласия (консенсуса);

-признание прав и свобод человека важнейшим принципом;

-готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

1   2   3   4   5