|
«Современные технологии на уроке музыки в школе»
Обобщение опыта работы по теме
«Современные технологии на уроке музыки в школе»
Зарипова Миляуша Афраимовна, учитель музыки МБОУ Новобытовская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов
Московская область
2014 год Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму» (Китайская пословица) Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Задача учителя – овладеть этими средствами и пользоваться ими на уроках, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным, полезным и запоминающимся. В предлагаемом выступлении я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки и во внеурочной деятельности педагогических технологиях.
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Групповые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Технология интегрированного обучения Технология дифференцированного обучения детей по интересам
Здоровьесберегающие технологии
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Одна из самых сложных технологий. Как показывает практика, «нащупать» проблему и сформулировать ее является делом непростым.
Не всегда проблема – то, что должно быть решено. Иногда она обозначает то, что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоционально-эстетической оценке!) – именно в этом состоит ее основной смысл.
Внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие, то есть КОНФЛИКТ, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Для создания проблемно-поисковой ситуации на уроке музыки необходимо выделить и зафиксировать противоречие и далее выявить суть скрытого конфликта. При правильно организованной проблемно-поисковой ситуации ее участники выйдут на сущностное постижения жизненных явлений на философском уровне.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Как известно, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность на уроке выполняет следующие функции:
развлекательную (это основная функция игры - доставить удовольствие, пробудить интерес);
коммуникативную;
самореализации в игре;
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений).
Социо-игровой подход к обучению дает возможность проявления и развития дружеских связей детей, их склонности играть и действовать вместе, проявлять инициативу, выдумку. Рассмотрим некоторые используемые нами на уроке музыки игры [1; с. 251-252, 259-260]. Игра «Зеркало»
Во время звучания музыки учащийся (более интересный вариант, когда работу выполняют одновременно двое учащихся, которые не видят друг друга) «отражает» как в зеркале все подробности содержания музыки всеми возможными способами: пластикой, рисунком…
Зрители, слушая, наблюдают, чистое ли зеркало или «кривое».
Анализ игры:
Данное упражнение предусматривает внимательное, до малейших тонкостей, изучение произведения искусства и его личностное проживание. Также учащиеся осваивают на практике понятие «искусство-язык чувств», «многообразие трактовки произведений искусства».
Игра «Шапка вопросов»
После знакомства с произведением дети должны написать записку с тремя вопросами (их суть лучше написать на доске или памятке-плакате):
1. Вопрос «на знание текста», свидетельствующий о том, что я знаю эту музыку, живописное полотно, скульптуру, литературное произведение и т.д. – ситуация знающего и проверяющего других ученика.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать – ситуация незнающего, но желающего узнать ученика.
3. Вопрос – просьба дать совет (на выяснение другого мнения о произведении по сравнению со своим) – ситуация сомневающегося, советующегося ученика.
Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками.
Оценивается «интересный» вопрос и «интересный» ответ в баллах.
Анализ игры:
Углубление знаний учащихся о каком-либо произведении искусства, художественном стиле и т.д.
Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, «разбор» произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими.
«Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства. ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При групповой работе класс делится на группы для совместного решения определенных учебных задач.
Пример групповой работы, примененной нами на итоговых уроках 1-го триместра в 4-7 классах в текущем учебном году:
Каждой группе в начале работы раздать кусочек ватмана (или альбомный лист), нарезки («лапшу») с именами композиторов и их произведениями, с которыми обучающиеся познакомились в 1 триместре, клей-карандаш, фломастер.
Каждой группе дается задание: приклеить на листок ватмана имена композиторов, а напротив каждого имени – название музыкального произведения данного композитора (получается 7-10 пар). Ученики обсуждают задачу, намечают пути ее решения. Далее – реализовывают задачу на практике. (6-9 минут).
Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты на каждую команду).
Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. За каждый найденный неправильный ответ – 1 балл (1-2 минута).
Далее каждой команде возвращается листок с выполненной ею работой. Учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, с которыми обучающиеся познакомились в течение 1-го триместра. Задача детей – проставить цифрами рядом с названием музыкального произведения, каким по счету оно прозвучало (7-10 минут).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты).
Далее можно дать задание каждой группе спеть по 1 разученному в триместре произведению. Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость (3-4 минуты).
Подсчет очков и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде).
Таким способом можно в игровой форме в течение одного урока вспомнить и закрепить пройденный за триместр материал.
Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся в группе, коммуникацию, общение, взаимопонимание и др. К групповым технологиям обучения относятся также групповые проекты.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
При применении технологии интегрированного обучения необходимо межпредметные взаимосвязи рассматривать на содержательном, сущностном уровне явлений и процессов, а не на внешних принципах сходства и различия. Для создания целостной картины мира в сознании детей нужно на уроках говорить об универсальности понятий «часть и целое», «форма-содержание», «причина-следствие», «цель-средства», «формула» и т.д. в музыке и в жизни в целом. Для этого необходимо проводить интеграцию предметов образовательной среды «Искусство» в систему общего образования расширив ее в направлении предметов общеобразовательного цикла (математика, окружающий мир, языки, научные дисциплины и др.).
При интеграции искусств на уроке музыки необходимо осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств («родственные» средства выразительности разных видов искусств: интонация, ритм, образ, композиция, настроение, контраст, симметрия, оттенки… ). Анализ музыкальной и литературной речи также необходимо проводить не на внешнем уровне, с опорой на единые интонационные принципы развития.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
Большое значение на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности в настоящее время приобретают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Информационно-коммуникационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Применение ИКТ активирует познавательную и творческую деятельность школьников. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, ресурсы сети Интернет, возможности электромузыкальных инструментов и др.
Учебный процесс значительно активируется при использовании на уроке ярких и содержательных презентаций. Оценить степень усвоения детьми пройденной темы, а ученику – закрепить в игровой форме полученные на уроке знания помогают интерактивные контрольные работы (тесты). Значительно расширить и обогатить песенный репертуар на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использование качественных «минусовок». Однако необходимо помнить, что применение ИКТ на уроке музыки не должно заменять живого общения ученика с учителем, живого звучания музыкальных инструментов и детских голосов.
Следует отметить, что задачу учителя входит не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на владение навыками работы с различными источниками: самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, умение выделять в огромном количестве информации главное, развитие критического отношения к информации, распространяемой по каналам СМИ.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ИНТЕРЕСАМ
Сегодня широкое применение технологии дифференцированного обучения стало возможным во многом благодаря внеурочной деятельности. Современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить возможность для развития своих способностей, удовлетворения собственных интересов и потребностей. Задача школы сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. В нашей школе ученики 1-4 классов имеют возможность посещения внеурочных занятий музыкально-эстетического направления «Музыкальный театр» и «Вокальная студия» (преп. Зарипова М.А.). На данных занятиях большое внимание уделяется развитию природных способностей детей, развитию вокальных навыков, навыков пластического интонирования под музыку т.д.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания. На занятиях внеурочной деятельности «Музыкальный театр», «Вокальная студия» мы обращаемся к дыхательной гимнастике Стрельниковой, фонопедическому методу Емельянова.
Пластическое интонирование музыкального образа во время всех вышеназванных занятий укрепляет мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения, снимает усталость.
Слушание лучших образцов музыкального искусства, игра на музыкальных инструментах, занятия музыкально-театральным и вокальным искусством оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на детей, снимая нервнопсихическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуют общему оздоровлению.
Чередование на уроке разных видов деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) также способствует снятию усталости.
Смена расположения рабочих мест – один из способов создания комфортной обстановки для обучения.
Использованные источники:
Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики. – М., 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998.
Сергеева Г.П. О преподавании предмета «Музыка» в 5-7 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (Методические рекомендации). – Наро-Фоминск, 2014. – С. 5-25.
|
|
|