Главная страница


Статья: «Происхождение Руси»



Скачать 86.73 Kb.
НазваниеСтатья: «Происхождение Руси»
Дата27.08.2016
Размер86.73 Kb.
ТипСтатья

Логинова Екатерина. 211 группа,

Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

Статья: «Происхождение Руси»

Велико значение «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина - последнего летописца и первого историка на духовную культуру России Н. М. Карамзин придерживается норманской теории о происхождении государства, и ссылается на летопись Нестора. " Какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю, и хотя были через два года изгнаны ими, но славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трех братьев варяжских, от племени русского, которые, сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью..."

Н. М. Карамзин указывает, что это событие требует "...от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств...".

Первый вопрос, которым задается историк, это «вопрос: кого именует Нестор Варягами? … по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери): то мы уже с великой вероятностью можем заключить, что Летописец наш разумеет их под именем Варягов». Таким образом, под варягами Н. М. Карамзин понимает скандинавов. В качестве аргументов выступают сообщения летописи, скандинавские имена варяжских князей.

     Второй  вопрос, который исследует историк, это «…какой народ, в особенности  называясь Русью, дал отечеству  нашему и первых Государей и самое  имя…?». Н. М. Карамзин отождествляет варягов с Русью и помещает их в Королевство Шведское, «где одна приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen, и Финны доныне именуют всех ее жителей Россиами, Ротсами, Руотсами».

     Таким образом, Н. М. Карамзин ведет свое исследование, так же как и норманисты XVIII в., основываясь  на  «Повести временных  лет». Однако события начала русской  государственности в «норманистской» трактовке Н. М. Карамзина получили интересную, вовсе не уничижающую славян оценку: «…Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление, и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями.

     Желая некоторым образом изъяснить  сие важное происшествие, мы думаем, что Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения  и насилия, брали дань легкую и  соблюдали справедливость. Господствуя  на морях, имея в девятом веке отношения  с Югом и Западом Европы, Варяги или Норманы долженствовали быть образованнее Славян и Финнов, заключенных  в диких пределах Севера; могли  сообщить им некоторые выгоды новой  промышленности и торговли, благодетельные для народа.

     Бояре Славянские, недовольные  властию  завоевателей, которая,  уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не сумели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может, быть о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные – как говорит предание – советом Новгородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов…».

     Таким образом, Древнерусское государство  Киевская Русь было основано, по мнению Н. М. Карамзина, иноземцами, но не путем  завоевания как многие другие современные  ему государства, а мирным путем, через призвание князей.

Н.М. Карамзин доказывал, что у славян уже шла государственная консолидация задолго до появления варягов. Приход варягов, по мнению историка, так же является событием важным, с ним в землях начинается новый этап развития общества - образования варяжских государств. Варягам он отводил роль всего лишь дополнительного, а не решающего фактора в становлении Древнерусского государства. Описывая славян, историк говорит об их полной несостоятельности в плане создания государства. Например: говоря о физическом и нравственном характере славян древних, он сообщает: "...Они не знали ни лукавства, ни злости, храним древнюю простоту нравов..."

По мнению Карамзина варяги задолго до их легендарного призвания присутствовали на территории славян "...Варяги овладевши землями славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость..."

Так же автор считает, что у славян до призвания Рюрика не было государственного устройства, что можно подтвердить, его следующими словами: "До времен Рюрика и Ольги они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными".

"Начало Российской истории" представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древне народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.

Суть норманнской теории, состоит в том, что уставшие от собственного бескультурья, отсталости и раздоров восточнославянские варвары приблизительно в 862 году пригласили на царство из Скандинавии конунга Рюрика с родом и дружиной викингов. И те принесли с собой высокую европейскую культуру, в короткий исторический срок создали на варварской земле великое государство.

Карамзин предположил, что Русь была отдельной частью, племенем в составе шведского этноса и в качестве такового имела собственное имя Русь.

Сказание о призвании Рюрика прекрасно иллюстрировало идею необходимости твердого монархического порядка.

Языческая Древняя Русь представляла собой совокупность племен, каждое из которых жило своим обычаем и даже самоуправлялось.

Сторонники норманнской теории используют следующие доказательства германского происхождения варягов и Руси:

1.От финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси») и произошло собственно название «Русь»

2.Имена послов и купцов в договорах Руси с греками (Х в.) не славянские, следовательно, они германские.

3.Название Днепровских порогов в книге Византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» даны по-славянски, и по-русски, но славянские и русские названия явно отличаются, следовательно, русов, по Байеру, необходимо признать за германоязычных шведов.

4. Варяги согласно летописям живут «за морем» следовательно, они шведы.

5. В исследования ссылаются на летописца Нестора.

«…Нестор пишет, что славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. По сказанию Нестора, жили в России славяне уже в первом столетии и гораздо прежде, нежели олгары утвердились в Мизии. Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, славяне в то же время обитали и внутри России; Самые древние жители Дакии, геты, могли быть нашими предками.

Многие славяне, единопленные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назвались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов основателей государства Польского.

Два обстоятельства в Повести временных лет достойны особенного внимания: первое, что славяне киевские имели сообщение с Царемградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще задолго до походов россиян на Грецию.

Летописец не объясняет времени, когда построены другие славянские, так же весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны кривичами и были уже в девятом веке, а последние в самом начале десятого; но они могли существовать и прежде.

Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные; Некоторые из сих народов уже исчезли в новейшие времена или смешались с россиянами.

Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще летголу (ливонских латышей), зимголу (в Семигалии) , корсь ( в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат финнам, но вместе с древними пруссами составляют народ латышский; Многие из сих финских и латышских народов, по словам Нестора, были данниками россиян: должно разуметь, что летописец говорит уже о своем времени, то есть о 11 веке, когда предки наши овладели почти всею нынешнею Россиею европейскою.

А как в то время, когда, по известию Несторовой летописи, варяги овладели странами чуди, славян, кривичей и мери, не было на севере другого народа, кроме скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова. То можно предположить, что летописец их описывал под именем варягов.

  1. Имена трех князей варяжских – Рюрика, Синеуса, Трувора – призванных славянами и чудью. Суть неоспоримо норманнские: так, в летописях франкских около 850 года – что достойно замечания – упоминается о трех Рориках: один назван вождем датчан, другой королем норманнским, третий просто норманном;

  2. Русские славяне, будучи под владением князей варяжских, назывались в Европе норманнами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского епископа, бывшего в десятом веке два раза послом в Константинополе. «Руссов, говорит он, именуем и норманнами».

  3. Цари греческие имели в первом - десятом веке особенных телохранителей, которые назывались варягами. И состояли большею частью из варягов.

  4. Константин Багрянородный, царствовавший в десятом веке, описывая соседствующие с империею земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на славянском и русском языке.

  5. Законы, данные варяжскими князьями нашему государству, весьма сходны с норманскими.

  6. Сам Нестор повествует, что варяги живут на море Балтийском к западу и что они разных народов: урмяне, свие, англяне, готы.


Итак, Н.М. Карамзин считал варягов основателями «монархии российской», пределы которой «достигали на Восток до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белаозера, Полоцк, Ростов и Муром, им, или братьями его завоеванные, как надобно думать. Таким образом, вместе с верховною княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система Феодальная, Поместная, или Удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы германские».

Вопрос о происхождении русского государства так и не прояснен до конца. Время от времени полемика норманистов и антинорманистов возобновляется. Многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманистская теория: варяги оказали серьезное влияние на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян. Варяги стали катализатором политического развития славян благодаря тому, что или покорили их, организовав из разрозненных племен единые общности, или создали для славян угрозу, заставлявшую их лучше организовываться самим.

Таким образом, можно выделить три версии происхождения славянского государства:

Норманская теория

Умеренно-норманистская

Славянская

Н. М. Карамзин,

С.М. Соловьев,

Л. Н. Гумилев,

Б.Л. Васильев.


А.Л.Юрганов,

Л.А. Кацва.


М. В. Ломоносов,

Д. Иловайский,

Б.А. Рыбаков,

В. Чивилихин.

Древнерусское государство создано варягами с добровольного признания славян.

Термин «Русь» имеет варяжское происхождение.

Древнерусское государство возникло как результат длительного, самостоятельного развития славянского общества. иноземные князья действительно были, но были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Слово «Русь» - не славянского происхождения. Какого?

Споры продолжаются…


Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнеруссого государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Корни слова «русь» в праславянских языках, а отголоски - в современных словах и выражениях русского языка.



Литература:

  1. Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984.

  2. Карамзин. Н.М История государства Российского. В 3 книгах. Книга 1, т. 1. М., 1988

  3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997.

  4. История России с древнейших времен до наших дней //под ред. Зуева М.Н., М.,1994.История России//под ред. Сахарова А.Д. Т.I. М.,1996.

  5. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII века. М., 1978.

  6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века.-М., «Просвещение», 2001г.