Главная страница


Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с онр



Скачать 25.85 Kb.
НазваниеСвязь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с онр
Дата14.04.2016
Размер25.85 Kb.
ТипДокументы


Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Развитие грамматической стороны речи – одна из наиболее важных задач в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Речевая патология у таких детей обусловлена теми или иными причинами, поэтому им предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи, и это овладение подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать.

Появлению речи предшествует формирование уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса.

Учеными доказано, что развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.  Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться вызывания эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

Много лет я работаю над проблемой грамматически правильного оформления речи у детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи не только плохо выговаривают звуки. Их словарь очень беден – в нем мало глаголов, практически отсутствуют прилагательные и наречия. Речь их аграмматична. Они не умеют составлять рассказ, пересказывать, при описании игрушки пользуются однословными предложениями. Дети путают название цветов и геометрических фигур, плохо владеют счетом. У детей с ОНР характерным в употреблении словесных комбинаций является то, что слова, соединенные в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Дети длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств характеризует ход речевого развития детей с ОНР.

У детей с ОНР нарушена координация движений. При данном диагнозе у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. У таких детей ярко выражена недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операций. Это видно, когда они застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание, что развитие мелкой моторики дает уникальную возможность улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Я обратила внимание, что работа над развитием мелкой моторики рук способствует более быстрому и прочному усвоению грамматических категорий языка. Поэтому для формирования грамматически правильной речи я использую игры с различным материалом – бусами, мозаикой, крупами, нитками, пластилином. Некоторые из них я привожу в своей работе.

Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.