Пояснительная записка
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В. Фомина).
При изучении мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями выявляются недостатки:
не умеют удерживать определенную позу рук;
с трудом переключаются с одной позы на другую;
ограничен объем движений;
наблюдается тонус мышц во время движений;
снижен темп движения и точность движений.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благотворное воздействие на развитие речи, готовит ребенка к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В тематические планы-конспекты по развитию мелкой моторики у старших дошкольников включены: художественное слово как вступление к данной теме, беседа по теме, вопросы, загадки, пальчиковая гимнастика, практические задания с использованием различных материалов (счетные палочки, фасоль, цветные нити, бусины и т.п.), физкультминутки, рисование узора по клеточкам. Такие занятия приходятся детям по душе и дают положительные результаты.
Данное методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей.
Задачи обучения:
Совершенствовать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
Развивать познавательную активность ребенка, воображение, память, ориентировку на плоскости.
Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Создавать благоприятный, эмоциональный климат на занятиях.
Использовать индивидуальный подход к детям.
Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия.
Закреплять в речи правильное звукопроизношение.
Основой перспективного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий дополнительное повторение изучаемого материала; позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников; отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в данной возрастной группе.
Данная программа апробирована в рамках кружковой работы в 2010 – 2011 учебном году.
Структура занятия:
1. Занятие начинается с художественного слова, либо это стихотворение на данную тему, либо это загадки, что дает установку к деятельности.
2. Вступительная беседа.
Во время вступительной беседы дети отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы педагогом по данной теме. Беседа предполагает активное участие ребенка в разговоре. Во время беседы дошкольники узнают много нового и интересного. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками диалога, в ходе которого закрепляется правильное произнесение ранее исправленных звуков.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики – это важная часть занятия, на которой идет процесс координации речи с движением.
4. Практическое задание – выкладывание определенной фигуры из палочек, пуговиц, фасоли, гороха, рисование пальцами. На данном этапе развивается глазомер, координация рук, тактильные ощущения.
5. Для расслабления и отдыха детей используется тематическая физкультминутка.
6. Узор по клеткам - это заключительная часть занятия. Дети учатся ориентироваться на плоскости, проводить линии в разных направлениях, рисовать по образцу, по инструкции педагога.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (по подгруппам).
Календарно-тематический план
№
| Тема
| Моторика
| Словарь
| Звукопроизношение
|
Сентябрь (1, 2 неделя – мониторинг)
|
| «Осень»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. Работа с бумагой
3. Пластический этюд
4. «Продолжи узор»
| Осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.
| Автоматизация звука С в словах.
|
| «Овощи»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Машина» из счетных палочек
3. Пластический этюд
4. «Продолжи узор»
| Огород, овощи, их названия, цвет, форма, вкус; убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, мариновать, солить.
| Автоматизация звука С в предложениях
|
Октябрь
|
| «Фрукты»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Фрукты» из цветных нитей
3. Пластический этюд
4. «Продолжи узор»
| Фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, ухаживать; зрелый, незрелый, спелый, неспелый.
| Автоматизация звука Ль в словах.
|
| «Грибы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Гриб» из гороха
3. Координация речи с движением
4. «Продолжи узор»
| белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; шляпка, ножка; собирать, заготавливать; ядовитый, съедобный.
| Автоматизация звука Ль в предложениях
|
| «Домашние животные»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Кошка» из счетных палочек»
3. Подвижная игра «Кошка и мышки»
4. «Соедини точки»
| Животное, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т.д.
| Автоматизация звука Сь в словах.
|
| «Домашние птицы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Цыпленок» из комочков бумаги
3. Подвижная игра «Гуси-лебеди»
4. «Продолжи узор»
| Куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята; резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться; неуклюжий, шустрый.
| Автоматизация звука Сь в предложениях
|
Ноябрь
|
| «Перелетные птицы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. Сортировка гороха и фасоли.
3. Координация речи с движением
4. «Продолжи узор»
| Утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин; щебетать, летать, махать, прыгать.
| Автоматизация звука Ц в словах.
|
| «Дикие животные наших лесов»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Ежик» из счетных палочек
3. Координация речи с движением
4. «Дорисуй зайца»
| Животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь; берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное; менять, линять, спать.
| Автоматизация звука Ц в предложениях
|
| «Рыбы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Рыбка», «ракушка» из счетных палочек
3. Подвижная игра «Караси и щука»
4. «Дорисуй рыбку»
| Рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.
| Автоматизация звука З в словах.
|
| «Насекомые»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Бабочка» из счетных палочек
3. Речевая подвижная игра «Стрекоза»
4. «Дорисуй бабочку»
| Стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.
| Автоматизация звука З в предложениях
|
Декабрь
|
| «Зима»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Сугробы» из ваты.
3. Речевая подвижная игра «Зимой»
4. «Продолжи узор»
| Зима, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.
| Автоматизация звука Зь в словах.
|
| «Зимующие птицы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Птичка» из счетных палочек.
3. «Дятел». Координация речи с движением.
4. «Продолжи узор»
| Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д.
| Автоматизация звука Зь в предложениях
|
| «Одежда. Обувь»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра «Шнуровка».
3. «Сапожки» Речевая подвижная игра.
4. «Продолжи узор»
| Виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и т.п.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д.
| Автоматизация звука Ш в словах.
|
| «Зимние забавы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Елочка» из счетных палочек.
3. Подвижная игра «Два Мороза»
4. «Дорисуй гирлянду»
| Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, каток, елочные украшения, праздник (Новый год, Рождество), хоккей, ворота, вратарь, гол; ездить, лепить, скользить, уставать, отталкиваться, танцевать, праздновать.
| Автоматизация звука Ш в предложениях
|
Январь (1, 2 неделя – каникулы)
|
| «Игрушки»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Домик» из счетных палочек.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
4. «Продолжи узор»
| Машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.
| Автоматизация звука Л в словах.
|
| «Дикие животные холодных и жарких стран»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Лев» из счетных палочек.
3. Подвижная игра «Море волнуется…»
4. «Продолжи узор»
| Основные названия животных и их детенышей; части их тела; прорубь; ползать, прыгать, спасаться, рычать.
| Автоматизация звука Л в предложениях
|
Февраль
|
| «Дом»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Дом» из счетных палочек.
3. Речевая игра «Строим дом»
4. «Продолжи узор»
| Дом, этаж, лестница, ступенька, стена, труба, потолок, дверь, комната, балкон; вход, выход; высокий, низкий, деревянный, каменный, старый, многоэтажный и т.д.
| Автоматизация звука Ж в словах.
|
| «Семья»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Девочка» из счетных палочек.
3. Пластический этюд
4. «Портрет мамы»
| Родственные связи; заботиться, любить, стараться, помогать, убирать, стирать; родная, любимая, взрослая, маленькая, добрая, трудолюбивая, вежливая, послушная.
| Автоматизация звука Ж в предложениях
|
| «Человек»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Человек» из пластилина
3. Подвижная игра «Плечо к плечу»
4. «Продолжи узор»
| Части тела; вперед – назад, вверх – вниз; поднимать, опускать и т.д.
| Автоматизация звука Р в словах.
|
| «День защитника Отечества»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Танк» из счетных палочек
3. Упражнение с эспандером (резиновым мячиком)
4. «Салют»
| Солдат, Родина, офицер, десантник, полководец, танк, летчик, герой, парашют, отвага, противник; воевать, защищать, ранить, перевязать, победить, сражаться; храбрый, мужественный, отважный, смелый, военный
| Автоматизация звука Р в предложениях
|
Март
|
| «Весна»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Солнечные лучи» из рулончиков бумаги.
3. Речевая игра «Солнце светит нам в кровать…» Координация речи с движением.
4. «Дождик капает в ведро»
| Весна, солнышко, проталина, ручьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набухать, прилетать.
| Автоматизация звука Рь в словах.
|
| «Мамин праздник»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Веер» из бумаги
3. Подвижная игра «Прищепка»
4. «Продолжи узор»
| Подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дочь, внучка, сестра, тетя; родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, трудолюбивая.
| Автоматизация звука Рь в предложениях
|
| «Профессии»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Башня» из кубиков
3. «Дворник» Координация речи с движением
4. «Продолжи узор»
| Стройка, каменщик, маляр, электрик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, кладка, кирпич, панель, блок, краска, кран; поднимать, класть, красить, собирать, строить, разравнивать.
| Автоматизация звука Ч в словах.
|
| «Мебель»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Стул» из конструктора
3. Подвижная игра «Стоп»
4. «Продолжи узор»
| Виды мебели, части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая, кожаный; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т.д.
| Автоматизация звука Ч в предложениях
|
Апрель
|
| «Бытовые приборы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Телевизор» из счетных палочек
3. Подвижная игра «Топай, хлопай»
4. «Обведи по точкам»
| Утюг, холодильник, пылесос, мясорубка, кофемолка; облегчать, ускорять, гладить, стирать, готовить; стиральная, швейная, электрическая.
| Автоматизация звука Щ в словах.
|
| «Транспорт»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Пароход» из счетных палочек
3. Речевая игра «Самолет»
4. «Продолжи узор»
| Автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.
| Автоматизация звука Щ в предложениях
|
| «Хлеб»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Мельница» из счетных палочек
3. Игра с мячом «Считалка»
4. «Продолжи узор»
| Батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет и т.д.
| Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи.
|
| «Посуда. Продукты питания»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Конфетка» из счетных палочек
3. Игра «Съедобное, не съедобное»
4. «Дорисуй недостающие части»
| Посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный; пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.
| Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи
|
Май (3, 4 неделя – итоговый мониторинг)
|
| «Цветы»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Кактус» из счетных палочек
3. «Вальс цветов»
4. «Продолжи узор»
| Первоцвет, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик; расцветать, распускаться, набухать; яркий, маленький, мелкий, душистый, хрупкий, нежный.
| Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи
|
| «Страна. Город. Улица»
| 1. Пальчиковая гимнастика
2. «Дом» из счетных палочек.
3. Подвижная игра «Плечо к плечу»
4. «Продолжи узор»
| Город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д.
| Закрепление правильного звукопроизношения в свободной р.
|
Конспект № 1. Осень Материал: тетрадный лист в клетку, шаблоны – контур дерева, цветная бумага, клей. 1.Загадка
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Время года как зовется? (Осень) 2. Беседа
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября – начало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.
Осенью становится холоднее, солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает темным, серым, хмурым, идут дожди; дни становятся короче, а ночи длиннее. В конце осени идет снег.
Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желтеют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотым ковром.
Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные заготовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, птицы улетают в теплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие утки, гуси. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.
С каждым днем становится холоднее; взрослые и дети надевают утепленную одежду: шубы, шапки, валенки, свитера. Вопросы:
Название месяцев.
Состояние погоды, солнца, неба.
Продолжительность дня и ночи.
Состояние окружающей природы.
Занятия взрослых и детей.
Жизнь птиц.
Жизнь домашних и диких животных.
Одежда людей.
3. Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, пальцы сжаты в кулак,
Вышли пальчики гулять. поочередно разгибать их,
Раз, два, три, четыре, пять, начиная с мизинца, затем
В домик спрятались опять. сгибать в том же порядке.
"С- с – с - с, все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцы и подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились,
Дождик стал по ним стучать:
"Кап- кап- кап, кап-кап-кап!" (Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все на сквозь пробил. (Постучать кулаками по столу)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу).
Е.Карельская 4. Задание детям
Учимся мелко рвать бумагу, и наклеивать на шаблон дерева (крона)
5. Физкультминутка
Пластический этюд
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
Косынки сбросит-
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов
6. Дорисуй узор
Дети по клеточкам выполняют рисунок. |