|  | Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период| Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.
 
 Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.
 
 Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но, получив его, он отказывается его кушать.
 
 Объяснение всему происходящему следующее:
 
 - Все это называется утверждением своего собственного «Я».
 
 - Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот! ».
 
 - Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.
 
 Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.
 
 Но необходимо помнить:
 
 *скоро этот период пройдет;
 
 *необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием. Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства.
 
 Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.
 
 1. Первая ситуация
 
 Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать, тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем! »….
 
 Как поступить в этой ситуации маме?
 
 ПРАВИЛО 1: ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ
 
 Придумайте занятие для ребенка: качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела, желания.
 
 Очень часто, когда к родителям пришли гости, ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – то (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)
 
 2. Вторая ситуация
 
 Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли, не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам. Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители, и воспитатели заметили: ребенок стал очень капризным, постоянные истерики, слезы, непослушание.
 
 Почему это происходит с девочкой?
 
 ПРАВИЛО 2: ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
 
 Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны. Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался».
 
 ПРАВИЛО 3: БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ
 
 Современные исследования показывают, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя, который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.
 
 Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей, работа, рождение второго - третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.
 
 4. Четвертая ситуация
 
 Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь, домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.
 
 Как избежать этой ситуации?
 
 ПРАВИЛО 4: В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ
 
 Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине, то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.
 
 РАВИЛО 5: НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ И УЙТИ
 
 Во время истерик, капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей». Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика.
 
 ПРАВИЛО 6: ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА
 
 В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.
 
 ПРАВИЛО 7: ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ
 
 Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.
 
 В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться, как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.
 
 А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.
 
 Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.
 
 ПРАВИЛО 8: БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ
 
 Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя? »
 
 ПРАВИЛО 9: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ
 
 Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать: «Мне очень жаль, что ты не сдержался», «Я знаю, что тебе было плохо». Учите ребенка выражать свое недовольство словами. Спросите: «Что ты чувствуешь? ».
 
 Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите, как вас это огорчило, что он бушевал из – за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.
 
 ПРАВИЛО 10: ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ
 
 В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей.
 
 Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.
 
 Если хотите воспитать ребенка, воспитывайте себя.
 | 
 |  |