|
Тематическое планирование по курсу «Литература» в 6 «Г», «Д» классах ( 68 часов, 2 часа в неделю) Учитель Лебедева Л. А МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Утверждаю:
Директор школы
_______________________________
«_____» _________________200__ г.
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Литература»
в 6 «Г», «Д» классах
( 68 часов , 2 часа в неделю)
Учитель
Лебедева Л.А.
Обсуждено на заседании МО
учителей русского языка и литературы
протокол № ______________
от «______» ______________ 20 ___г.
Руководитель МО _________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. Авторы составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». – М.: Мнемозина, 2006.
Программа соответствует временным требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № _____ от _____ 20____
Преподавание ведётся по учебнику: Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – М., «Мнемозина», 2006, включённому в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации №____ от ___________
Кол-во часов в году – 68
В неделю – 2
Развития речи – 8
Внеклассное чтение – 8
Классн.сочинений – 3
Дом.сочинений – 1
Региональный компонент – 3
СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| Форма контроля
| Изуч. м-ла
| Вн.чт.
| Р.р.
| Р/к
| Кл.соч.
| Дом.соч.
| I.
| Введение
| 1
|
|
|
|
|
| II.
| Былины
| 3
| 1
|
| 1
|
|
| III.
| «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин)
| 5
|
|
|
|
|
|
| Древнерусская повесть
| 5
| 1
|
| 1
|
|
|
| Баллады
| 1
| 1
|
|
|
|
| IV.
| Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека
| 18
| 2
| 2
| 1
| 1
|
| V.
| Смешное в жизни и литературе
| 12
| 1
| 2
|
| 1
|
| VI.
| Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах
| 4
| 1
| 2
|
| 1
|
| VII.
| Соловьиное горло – Россия,
Белоснежные пущи берёз» (А.А.Прокофьев)
| 5
| 1
| 2
|
|
| 1
| ИТОГО:
| 54?
| 8
| 8
| 2
|
|
| СПИСОК ТЕМ СОЧИНЕНИЙ
№ п/п
| № урока
| Темы сочинений
| 1
| 27-28
| Сочинение – рассуждение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
| 2
| 41-42
| Сочинение юмористического рассказа
| 3
| 59-60
| Сочинение – отзыв по повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
| 4
| 64
| Сочинения стихотворения о родной природе или отзыв о прочитанном стихотворении.
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
№ п/п
| Содержание учебного материала
| Кол-во
часов
| Дата
| Коррекция
| 1 цикл
| I.
| Введение
| 1(1+0)
|
|
| 1
| Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.
| 1
|
|
| II.
| Былины
| 4 (4+0)
|
|
| 2
| Былины как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и язык былин. Былинный стих, гипербола.
Р/к. Персонажи христианской мифологии в фольклоре Кузбасса.
| 1
|
|
| 3-4
| Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
| 2
|
|
| 5
| Вн.чт. Герои самостоятельно прочитанных былин («Вольга и Микула Селянинович», «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич»). Обучение пересказу былин.
| 1
|
|
| III.
| «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин)
| 11 (11+0)
|
|
| 6
| Древнерусская повесть
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. Первые летописцы.
Р/к. Первые сибирские летописи. Отражение в них событий XVI века.
| 6 (6+0)
1
|
|
| 7-8
| «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше – кожемяке, о белгородском киселе). Лиризм повествования.
| 2
|
|
| 9-10
| «Слово о погибели Русской земли».
«ЕвпатийКоловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения Русской земли.прославление патриотического подвига русских воинов. изображение ЕвпатияКоловрата как былинного героя.
| 1
1
|
|
| 11
| Вн. чт. Рассказы из начальной русской летописи; рассказы русских летописей XII-XIV веков.
| 1
|
|
| 12
| Баллады
В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. Переводы Жуковского «Лесной царь» (из И.В.Гёте), «Перчатка» (из И.Ф. Шиллера).
| 5 (5+0)
1
|
|
| 13-14
| Баллада как литературный жанр. Фольклорная основа баллады. История создания баллады «Светлана». Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле.
| 2
|
|
| 15-16
| А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. Баллада «Канут». Особенности балладного сюжета.
Вн.чт. А.К.Толстой «Курган». А.Н.Майков «Емшан». Картины родной природы в юалладе.
| 1
1
|
|
| 2 цикл
| IV.
| Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека
| 22 (20+2)
|
|
| 17-18
| А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность и поэтичность речи «Песни о вещем Олеге».
| 1
1
|
|
| 19-20
| «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.
«Зимнее утро». Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.
| 2
|
|
| 21-22
| А.С.Пушкин «Дубровский. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть.
| 2
|
|
| 23-24
| «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе.
| 2
|
|
| 25-26
| Изображение крестьянского бунта в романе «Дубровский». Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
| 2
|
|
| 27-28
| Р.р. Сочинение – рассуждение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
| 2
|
|
| 29-30
| Анализ сочинений.
Вн.чт. А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка», «Выстрел». Мастерство автора в описании событий и героев произведения.
М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство одиночества и грусти поэта.
Р/к. Литература Сибири до 80-х гг. XIX века.
| 1
1
|
|
| 31-32
| М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
| 2
|
|
| 3 цикл
| 33-34
| М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.аллегорический смысл стихотворения. Параллелизм в стихотворении.
«Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Казачья колыбельная». Стихотворные размеры.
| 1
1
|
|
| 35-36
| Н.В.Гоголь.сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана Головы).
| 2
|
|
| 37-38
| Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы в повести «Майская ночь, или Утопленница».
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Роль изобразительных средств в создании образов героев повести.
| 1
1
|
|
| V.
| Смешное в жизни и литературе
| 5 (3+2)
|
|
| 39-40
| А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. «Толстый и тонкий», «Маска», «Смерть чиновника». Приёмы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. «Не надо врать». Юмористические рассказы о детях и для детей.
| 1
1
|
|
| 41-42
| Р.р. Сочинениеюмористического рассказа.
| 2
|
|
| 43
| Анализ сочинений.
Вн.чт. Острота комического сюжета в рассказах А.П.Чехова «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и М.М.Зощенко «Бедный Федя».
| 1
|
|
| VI.
| Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах
| 13 (11+2)
|
|
| 44
| В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
| 1
|
|
| IV цикл
| 45-46
| «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести «В дурном обществе» доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
| 2
|
|
| 47-48
| Н.Д.Телешов «Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика – каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
| 2
|
|
| 49-50
| А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини, её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
| 2
|
|
| 51-52
| Вн.чт. А.П. Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита». Авторская оценка героев, их поведения, поступков.
М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.
| 1
1
|
|
| 53-54
| М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль в сказке-были.
| 2
|
|
| 55-56
| Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. «Последний дюйм» Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Дева и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
| 2
|
|
| V цикл
| 57-58
| В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.
| 2
|
|
| 59-60
| Р.р. Сочинение – отзыв по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
| 2
|
|
| VII.
| Соловьиное горло – Россия,
Белоснежные пущи берёз» (А.А.Прокофьев)
| 8 (6+2)
|
|
| 61-62
| Анализ сочинения. Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя. «Далёкое», «Звезда полей», «Тихая моя Родина», «Левитан». Патриотический характер лирики поэта. Преломление общественных мотивов в личном, «частном».
| 2
|
|
| 63-64
| С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя. Значение русской деревенской жизни, тонкое чувство природы.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению стихотворения о родной природе или отзыву о прочитанном стихотворении.
| 1
1
|
|
| 65-66
| Тема дороги, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали.проникновенный лиризм стихотворений. Н.П.Огарёв «Дорога»; И.С.Никитин «Ярче звёзд мерцанье…»; А.К.толстой «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…»; А.А.Фет «Чудная картина…»; И.З.Суриков «Степь»; А.Н.Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…».
| 2
|
|
| 67-68
| Р.р. Углубление понятий об изобразительных средствах языка: сравнение, эпитет, олицетворение.
Подведение итогов года.
| 1
1
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литература в 6 классе. Урок за уроком. / Турьянская Б.И. и др./ – М.: «Русское слово», 1999
2. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008
3. Литературные викторины./ Козак О.Н./ – СПб.: СОЮЗ, 1998
4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.
5. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах : Библиотека учителя-словесника. /Турьянская Б.И./ – М.: «Русское слово», 19996
6. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. / Зепалова Т.С./ – М.: Просвещение, 1998
7. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 классах. / Скоркина Н.М./ – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002
8. Поурочное планирование по древнерусской литературе: 5-9 классы. / Ерёмина О.А./ – И.: Издательство «Экзамен», 2004
9. Поурочные разработки по зарубежной литературе: 5-9 классы. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2004
10. Тесты по литературе. 5-11 классы. / Оглоблина Н.Н./ – М.: ООО «Агенство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004
11. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. / ЕгороваН.В./ – М.: ВАКО, 2007
12. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. Книга для учителя. / Аркин И.И./ – М.: Просвещение, 2001
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 1,2ч. / О.М. Хренова, М.А. Снежневская/ - М. «Мнемозина», 2008г. |
|
|