Урок литературы в 6 классе по произведению
А.П.Платонова «Неизвестный цветок » Тема урока: «А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Цели: 1.Создать условия для понимания учащимися способов выражения авторского отношения к персонажу произведения.
2. Воспитывать нравственные качества и подвести детей к осознанию того, как:
- важно быть внимательным к окружающему миру;
- необходимы каждому человеку понимание и сердечная доброта
-преодолевая трудности, человек становится выносливее, терпеливее.
3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
4.Формирование УУД.
Личностные:
-способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам
- продолжить формирование ценностно смысловой ориентации:способность ценить мир природы и человеческих отношений
Регулятивные:
-способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока, - организовать работу учащихся в малых группах
-вырабатывать в сотрудничестве критерии оценки и определение степени успешности своей работы и своей группы
- развитие адекватного восприятия высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев
Познавательные:
- организовать работу по осмысленному чтению сказки
-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
-расширять и активизировать словарный запас учащихся
Коммуникативные:
-побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения
- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа?
Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.
Что значит “разговор по душам”?
2. Проблемный вопрос к уроку.
Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного русского писателя 20 века Андрея Платоновича Платонова.
Что особенного заметили в имени?
Что такое псевдоним?
Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.
За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.
3. Подготовка к восприятию сказки
Прослушайте стихотворения Л.Татьяничевой:
Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измерятся Все земные труды. Может, вырастил деревце Иль очистил пруды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому.
Как вы понимаете слова “Хорошеть самому?”
(Если делать людям добро, то человек сам становится добрым.
Добро всегда побеждает зло. Доброта делает человека красивым и радостным, счастливым.
Делать добро для друзей и окружающих. Надо делать добро не только словами, но и делами.).
- Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?
- Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным, кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая, беззаботная.
Каким вы представили цветок?
Выскажите свои предположения. Посмотрите рисунки к этому произведению, которые вы заранее нарисовали.
- В каком году было написано это произведение?
- Посмотрите на годы жизни писателя.
Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.
Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.
К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”.
-Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?
- Как художник изобразил необыкновенность цветка?
- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?
- Этот цветок не похож на другие. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков.Он из сказки А.Платонова “Неизвестный цветок”. Значит, он сказочный. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.
- Сказка-это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, “вечные” истины. В конце работы мы дадим ответ на вопрос: Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает нам писатель А. Платонов?
Прочитайте самостоятельно название сказки и подумайте, о чём может быть произведение с таким названием?
Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?
- Что такое сказка?
Какими чертами обладает любая сказка?.
О чем может идти речь в этой сказке?
Как вы думаете, может это произведение быть былью?
Что такое быль?
О чем может идти речь в этой были?
Как автор определил жанр своего произведения?
Почему автор объединил несовместимые жанры?
Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.
4. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением.
Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которых и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.
- коллективное чтение
- Прерванное чтение.
На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…- остановить чтение.
-Как вы думаете, что произойдет в следующий момент?
А хотите узнать авторский вариант?
- Предлагаю продолжить чтение и узнать, что произошло в сказке дальше.
5. Первичное восприятие
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?
Физкультурная минутка.
Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели).
Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.
6. Беседа по содержанию сказки-были.
- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
- Что рассказано об этих героях?(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?(Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка.Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
7. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)
1) «Какой была жизнь цветка на пустыре?»
2) Найдите в тексте слова помогающие определить отношение рассказчика к цветку.
3) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
4) «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»
( -Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)
Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем?
5) Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
6) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
7) Почему автор сравнивает цветок с героем?
8) Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
9) Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
10) Как изменилась жизнь на пустыре через год?
11) Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?
12) Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося цветка.
13) Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
14) Представьте, что вы вместе с Дашей пытаетесь убедить друзей прийти на пустырь. С помощью каких слов вы бы сумели достучаться до сердца каждого?
8. Творческое задание
Возьмите лепесток. Составьте синквейн о Даше или о цветке.
Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.
- Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.
- Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.
- Кому удалось сегодня совершить для себя открытие? Поделитесь своим открытием с друзьями.
Каждый совершил маленькое чудо - открыл для себя «цветок мечты». Многие желают найти его, а встречается он не всем. Показывается тот цветок лишь тому – у кого доброе и понимающее сердце, лишь тому - кто готов прийти на помощь в трудную минуту, лишь тому – кто излучает тепло, улыбку и радость.
Ну вот подошел к концу наш урок.
- Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Ф.И. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить...”
Нам жизнь дана, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело. Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорбленных, И согревать, и насыщать Увечных слабых и бездомных. Нам жизнь дана, чтоб до конца Бороться с тьмой, бороться с ложью, И сеять в братские сердца Одну святую правду Божью. А правда в том, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело
8. Итог урока
Волновалась ли у вас сегодня душа?
Пытались ли раскрыть свою душу? Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.
Домашнее задание:
1. Перечитать сказку-быль.
2.Ответить на вопросы.
3. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода.
4.Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?
|