Дата
| №
| Последовательность тем и уроков, согласно Федерального компонента гос. стандарта общего образования
|
Тип
урока
|
Методы
|
Средства
наглядности
|
Демонстрационный и
лабораторный эксперимент
|
Виды расчетных и
Качествен
ных задач
|
Основные
понятия
|
Тема 1. Введение. (2 ч.).
|
| 1
| 1. Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
| Д.: тел из различных и одинаковых веществ.
|
| Вещество. свойства веществ, предмет химии.
|
| 2
| 2. Практическая работа №1. « Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности»
| Практикум
| Практическая работа
| Таблицы по Т.Б., лабораторное оборудование.
|
|
| Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства.
|
Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. (13 ч.).
|
| 3
| 1. Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| Набор простых и сложных веществ.
| Л.: рассмотрение веществ с различными физическими свойствами; испытание веществ с помощью шкалы твердости
Д.: физические и химические явления.
|
| . Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций
|
| 4
| 2. Атомы. Молекулы. Химические элементы.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| Карточки с символами элементов
| Д.: простые и сложные вещества.
|
| Молекула. Атом. Химический элемент. Химический знак(символ)
|
| 5
| 3. Формы существования химических элементов: простые и сложные вещества. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов).
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Карточки с символами элементов
|
|
| Химическое соединение. Вещества простые и сложные, молекулярного и немолекулярного строения. Простые вещества металлы и неметаллы
|
| 6
| 4. Закон постоянства состава. Химические формулы Качественный и количественный состав вещества
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Портреты ученых,
|
|
| Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Химическая формула. Индекс.
|
| 7
| 5. Атомно-молекулярное учение. Относительная атомная масса. Атомная единица массы
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
|
| Задачи на тему относительные атомные и молекулярные массы.
| Атомно-молекулярное учение. Относительные атомная масса. Атомная единица массы
|
| 8
| 6. Относительная молекулярная масса. Проведение расчетов на основе формул массовой доли химического элемента в веществе.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ
|
| Решение задач на нахождение массовой доли химического элемента в веществе
| Относительная молекулярная масса Массовая доля элементов в соединении..
|
| 9
| 7. Язык химии. Знаки химических элементов.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
|
|
| Химический знак. Химическая формула. Язык химии
|
| 10
| 8. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ, портреты ученых, таблицы
|
|
| Периодический закон, периодическая система, период, группа, главная и побочная подгруппа, порядковый номер элемента.
|
| 11
| 9. Понятие о валентности
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| ПСХЭ
|
|
| Валентность: постоянная и переменная. Правило чётности и нечётности. Валентность высшая и низшая
|
| 12
| 10. Количество вещества, моль. Молярная масса.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные,словесно наглядные
| ПСХЭ
|
| Задачи на тему количество вещества. Молярная масса
| Количество вещества, моль, Постоянная Авогадро, молярная масса
|
| 13
| 11. Обобщение по теме «Химические элементы и вещества в свете АМУ».
| Обобщение и систематизация знаний
| Опрос, индивидуальная работа
| Вопросник, тренажеры
|
| Задачи на изученные темы
|
|
| 14
| 12. Контрольная работа №1. «Первоначальные химические понятия»
| Контрольно-учётный
| Индивидуальная работа, письменная проверка знаний
| ПСХЭ, карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями
|
|
|
|
| 15
| 13. Анализ контрольной работы
| Закрепление знаний
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
Тема 3. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. (6 ч.).
|
| 16
| 1. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций
| Обобщение и систематизация знаний
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Портреты ученых, таблицы
|
|
| Химическая реакция, Признаки и условия течения реакции. Реакции поглощения или выделения энергии(экзо и эндотермические реакции) Термохимическое уравнение
|
| 17
| 2 Сохранение массы веществ при химических реакциях.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
|
| Д.: химические реакции различных типов.
|
| Закон сохранения массы веществ и взаимопревращение видов энергии.
|
| 18
| 3. Составление уравнений химических реакции
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| ПСХЭ
|
|
| Химическое уравнение. Коэффициент. Индекс
|
| 19
| 4. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению или выделению энергии.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| ПСХЭ, таблица растворимости
|
|
| Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Экзотермические и эндотермические реакции
|
| 20
| 5. Проведение расчетов по химическим уравнениям количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| ПСХЭ, таблица растворимости
|
| Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
|
|
| 21
| 6. Обобщение по теме "Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии ".
| Обобщение и систематизация знаний
| Опрос, индивидуальная работа
| Вопросник, тренажеры
|
| Задачи на изученные темы
|
|
Тема 4. Методы изучения химии. Вещества в окружающей нас природе и технике. (10 ч.).
|
| 22
| 1. Методы химии. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
| Л.: изменение окраски индикатора.
|
| Методы химии: наблюдение описание, эксперимент. Распознавание веществ. Индикаторы. Анализ . Синтез
|
| 23
| 2. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные,словесно наглядные
|
| Л.: ознакомление с образцами чистых веществ и смесей.
Д.: Разделение смесей.
|
| Чистые вещества, смеси: гомогенные и гетерогенные.
|
| 24
| 3. Разделение смесей. Очистка веществ: отстаивание, фильтрование.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
|
|
| Способы разделения смесей. Распознавание вещества
|
| 25
| 4. Практическая работа №2. «Очистка поваренной соли»
| Практикум
| Практическая работа
| Инструкции к работе, таблицы по Т.Б
|
|
|
|
| 26
| 5. Понятие о растворах. Вода - растворитель.
|
Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| Таблица растворимости
| Д.: растворимость различных веществ.
|
| Раствор, Растворимость. Насыщенный и ненасыщенный раствор. Коэффициент растворимости. Кривые растворимости
|
| 27
| 6. Проведение расчетов на основе формул массовой доли массовой доли растворенного вещества в растворе
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
| Д.: приготовление раствора с заданной концентрацией.
| Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе
| Массовая доля растворенного вещества.
|
| 28
| 7. Способы выражения концентрации раствора: Молярная концентрация.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
| Д.: приготовление раствора с заданной массовой долей
|
| Молярная концентрация.
|
| 29
| 8. Обобщение по теме «Методы химии. Вещества в окружающей нас природе и технике».
| Обобщение и систематизация знаний
| Опрос, индивидуальная работа
| Вопросник, тренажеры
|
|
|
|
| 30
| 9. Контрольная работа №2. «Методы изучения химии »
| Контрольно-учётный
| Индивидуальная работа, письменная проверка знаний
| ПСХЭ, карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями
|
|
|
|
| 31
| 10. Анализ контрольной работы
| Закрепление знаний
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.(6 ч.)
|
| 32
| 1. Газовые законы. Понятие о газах. Закон Авогадро. Расчеты на основании закона Авогадро. Молярный объем
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Портреты ученых,
|
| Решение задач на основании закона Авогадро
| Газы, закон Авогадро, закон Гей-Люссака. Молярный объем
|
| 33
| 2. Состав воздуха. Воздух- смесь газов. Защита атмосферного воздуха от загрязнений
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные
|
|
|
| Воздух, инертные газы, относительная плотность газов, молекулярная масса воздуха
|
| 34
| 3 Проведение расчетов на основе относительной плотности газов
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
|
|
| Определение относительной плотности газов по значению их молекулярных масс. Определение относительной молекулярной массы газа по значению его относительной плотности
| Относительная плотность воздуха, молекулярная масса воздуха
|
| 35
| 4. Кислород. Нахождение и круговорот кислорода в природе.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ и др. таблицы, портреты ученых
| Д.: лабораторные способы получения кислорода.
Д.: получение озона.
|
| Кислород как химический элемент и простое вещество, аллотропия, озон
|
| 36
| 5. Химические свойства и кислорода. Получение кислорода в промышленности и лаборатории, Процессы горения и медленного окисления. Применения кислорода.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Таблицы.
| Д.: получение кислорода и его химические свойства.
|
| Термическое разложение, катализатор, каталитическая реакция. Окисление. Оксиды
|
| 37
| 6. Практическая работа №3. «Получение кислорода и исследование его свойств».
| Практикум
| Практическая работа
| Инструкции к работе, таблицы по Т.Б.
|
|
|
|
Тема 6. Основные классы неорганических соединений . (13 ч.).
|
| 38
| 1. Основные классы неорганических веществ. Оксиды: состав, номенклатура, классификация.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Коллекция образцов оксидов, ПСХЭ, таблица индикаторов.
| Д.: растворение оксидов и действие индикаторов на продукты растворения
|
| Оксиды кислотные, основные и амфотерные. Гидроксиды
|
| 39
| 2. Основания: состав, номенклатура, классификация .
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Коллекции образцов оснований, таблицы растворимости и индикаторов, ПСХЭ
| Д.: получение гидроксидов (растворение оксидов бария, кальция, алюминия и меди (II) и действие индикаторов на продукты растворения)
|
| Гидроксиды, основания растворимые (щелочи) и не растворимые. Гидроксогруппа
|
| 40
| 3. Кислоты: состав, названия, классификация
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Таблица кислот, растворимости и индикаторов
| Д.: демонстрация некоторых растворов кислот и изменение окраски индикаторов
|
| Бескислородные и кислородсодержащие кислоты, кислота, кислотный остаток
|
| 41
| 4. Состав, названия солей, правила составления формул солей.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Таблица солей, образцы солей в твердом виде; Таблица растворимости, ПСХЭ
| Л.О.: растворение образцов солей
|
| Соли – основные, средние, кислотные. Номенклатура
|
| 42
| 5. Химические свойства оксидов.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Таблица растворимости, таблица индикаторов, карточки с формулами оксидов, ПСХЭ
| Д.: взаимодействие оксидов с водой; кислотами; получение СО2 и взаимодействие его с Са(ОН)2
|
|
|
| 43
| 6. Общие химические свойства кислот. Специфические свойства кислот.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса
| Ряд активности металлов, Таблица растворимости, таблица индикаторов, карточки с кислот, ПСХЭ
| Д.: действие индикаторов на растворы кислот, взаимодействие с цинком, гидроксидами натрия, растворение карбоната натрия или кальция.
|
| Ряд активности металлов, генетический ряд, реакция нейтрализации
|
| 44
| 7. Химические свойства оснований.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Таблица растворимости, таблица индикаторов, ПСХЭ
| Д.: взаимодействия натрия с водой с последующим испытанием раствора индикатором
|
| Щелочи, получение щелочей, реакция обмена
|
| 45
| 8. Нерастворимы основания. Амфотерность
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Таблица растворимости, таблица индикаторов, ПСХЭ
|
|
| Нерастворимы основания. Амфотерность, Амфотерные соединения
|
| 46
| 9. Химические свойства солей.
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
| Ряд активности металлов, ряд активности кислот, таблица растворимости
| Д.: взаимодействия растворов солей с растворами щелочей и металлами
|
|
|
| 47
| 10. Генетическая связь классов неорганических соединений. Классификация неорганических веществ.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Таблица генетической связи неорганических соединений, ПСХЭ, таблица растворимости
|
|
| Генетическая связь, классификация неорганических веществ.
|
| 48
| 11. Практическая работа №4. «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований»
| Практикум
| Практическая работа
| Инструкции к работе, таблицы по Т.Б
|
|
|
|
| 49
| 12. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений»
| Обобщение и систематизация знаний
| Опрос, индивидуальная работа
| Вопросник, тренажеры, Ряд активности металлов, ряд активности кислот, Таблица растворимости, таблица индикаторов,
ПСХЭ
|
|
|
|
| 50
| 13. Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»
| Контрольно-учётный
| Индивидуальная работа, письменная проверка знаний
| карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями
|
|
|
|
Тема 7. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. (5 ч.).
|
| 51
| 1. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. .
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ
| Д.: модель атома.
|
| Ядро, протоны, нейтроны, электроны, заряд ядра, изотопы, порядковый (атомный) номер элементы
|
| 52
| 2. Состояние электрона в атоме
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ
| Д.: модель атома.
|
| Направление в пространстве, Орбитали и их формы
|
| 53
| 3. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Таблица строение электронных оболочек атомов
|
|
| Электронный слой, энергетический уровень, завершающий энергетический слой, внешний электронный слой.
|
| 54
| 4. Периодический закон Д.И. Менделеева.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные
| Портреты ученых, таблицы, ПСХЭ
|
|
| Порядковый номер(заряд ядра), Химическое соединение, Периодические изменения числа электронов в оболочках атомов Х.Э., П.З. Периодичность, Периоды, группы и подгруппы элементов
|
| 55
| 5. Характеристика химических элементов по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| ПСХЭ
|
|
| Электроотрицательность, Характеристика химического элемента по положению в периодической системе
|
Тема 8. Строение вещества.(5 ч.).
|
| 56
| 1. Строение молекул. Химическая связь
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| ПСХЭ и другие таблицы
|
|
| Валентность, Валентное состояние, химическая связь. Общая электронная пара
|
| 57
| 2. Типы химических связей: ковалентная неполярная и полярная.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные
| Модели образования ковалентной неполярной и полярной связи.
|
|
| Ковалентная неполярная и полярная связь.
|
| 58
| 3. Ионная связь.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные
| Модели образования ионной связи, таблицы, ПСХЭ
|
|
| Ионная связь, Ионы, катионы, анионы, ионные соединения, соединения с металлической связью
|
| 59
| 4. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная)
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
|
|
|
| Кристаллические решетки: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества
|
| 60
| 5. Контрольная работа №4 «Строение вещества»
| Контрольно-учётный
| Индивидуальная работа, письменная проверка знаний
| карточки с заданиями и с дополнительными заданиями
|
|
|
|
Тема 9. Химические реакции в свете электронной теории.(3 ч.).
|
| 61
| 1. Понятие о степени окисления
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ, Схема ОВР
|
|
| Степень окисления. Определение С.О. элементов в соединениях
|
| 62
| 2. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов в ОВР.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Схема ОВР
|
|
| ОВР, метод электронного баланса, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления,
|
| 63
| 4. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов
| Комбинированный
| Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении
|
|
|
| ОВР, классификация реакций
|
Тема 10. Водород и его важнейшие соединения. Галогены. (3ч.).
|
| 64
| 1.Водород – химический элемент и простое вещество. Химические свойства водорода. Водородные соединения неметаллов. Получение водорода
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| ПСХЭ и другие таблицы
| Д.: получение водорода взаимодействием цинка с серной кислотой в аппарате Киппа, собирание его методом вытеснения воздуха, проверка его на чистоту,
|
| Водород газообразный, жидкий и твердый Водородные соединения неметаллов
|
| 65
| 2. Вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико – химические свойства воды. Пероксид водорода.
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные
| Таблицы.
| Д.: взаимодействие воды с калием, магнием, с оксидами серы(IV) фосфора(V)
|
| Строение молекулы воды, водородная связь, пероксид водорода.
|
| 66
| 3. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные,
| ПСХЭ, коллекции галогенов,
|
|
| Галогены, Галогеноводороды галогениды
|
Тема 11. Химия и жизнь (2ч.).
|
| 67
| 1. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций Химия и здоровье
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные,
|
|
|
| Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
|
| 68
| 2. Бытовая химическая грамотность .
| Изучение нового материала
| Объяснительно-иллюстративные,
|
|
|
| Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни
|