Главная страница


Урока Методы Средства наглядности Демонстрационный и лабораторный эксперимент



Скачать 299.6 Kb.
НазваниеУрока Методы Средства наглядности Демонстрационный и лабораторный эксперимент
Дата11.03.2016
Размер299.6 Kb.
ТипУрок



Дата




Последовательность тем и уроков, согласно Федерального компонента гос. стандарта общего образования


Тип

урока


Методы


Средства

наглядности


Демонстрационный и

лабораторный эксперимент


Виды расчетных и

Качествен

ных задач


Основные

понятия

Тема 1. Введение. (2 ч.).





1

1. Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные




Д.: тел из различных и одинаковых веществ.




Вещество. свойства веществ, предмет химии.




2

2. Практическая работа №1. « Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности»

Практикум

Практическая работа

Таблицы по Т.Б., лабораторное оборудование.







Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства.

Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. (13 ч.).





3

1. Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

Набор простых и сложных веществ.

Л.: рассмотрение веществ с различными физическими свойствами; испытание веществ с помощью шкалы твердости

Д.: физические и химические явления.




. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций




4

2. Атомы. Молекулы. Химические элементы.



Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

Карточки с символами элементов

Д.: простые и сложные вещества.




Молекула. Атом. Химический элемент. Химический знак(символ)




5

3. Формы существования химических элементов: простые и сложные вещества. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов).

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Карточки с символами элементов







Химическое соединение. Вещества простые и сложные, молекулярного и немолекулярного строения. Простые вещества металлы и неметаллы




6

4. Закон постоянства состава. Химические формулы Качественный и количественный состав вещества


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Портреты ученых,







Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Химическая формула. Индекс.




7

5. Атомно-молекулярное учение. Относительная атомная масса. Атомная единица массы

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные







Задачи на тему относительные атомные и молекулярные массы.

Атомно-молекулярное учение. Относительные атомная масса. Атомная единица массы




8

6. Относительная молекулярная масса. Проведение расчетов на основе формул массовой доли химического элемента в веществе.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные


ПСХЭ




Решение задач на нахождение массовой доли химического элемента в веществе

Относительная молекулярная масса Массовая доля элементов в соединении..




9

7. Язык химии. Знаки химических элементов.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные










Химический знак. Химическая формула. Язык химии




10

8. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д. И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ, портреты ученых, таблицы







Периодический закон, периодическая система, период, группа, главная и побочная подгруппа, порядковый номер элемента.





11

9. Понятие о валентности


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

ПСХЭ







Валентность: постоянная и переменная. Правило чётности и нечётности. Валентность высшая и низшая




12

10. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные,словесно наглядные

ПСХЭ




Задачи на тему количество вещества. Молярная масса

Количество вещества, моль, Постоянная Авогадро, молярная масса




13

11. Обобщение по теме «Химические элементы и вещества в свете АМУ».

Обобщение и систематизация знаний

Опрос, индивидуальная работа

Вопросник, тренажеры




Задачи на изученные темы







14

12. Контрольная работа №1. «Первоначальные химические понятия»

Контрольно-учётный

Индивидуальная работа, письменная проверка знаний

ПСХЭ, карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями













15

13. Анализ контрольной работы

Закрепление знаний

Самостоятельная работа













Тема 3. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. (6 ч.).




16

1. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций

Обобщение и систематизация знаний

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Портреты ученых, таблицы







Химическая реакция, Признаки и условия течения реакции. Реакции поглощения или выделения энергии(экзо и эндотермические реакции) Термохимическое уравнение




17

2 Сохранение массы веществ при химических реакциях.


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные




Д.: химические реакции различных типов.




Закон сохранения массы веществ и взаимопревращение видов энергии.




18

3. Составление уравнений химических реакции

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

ПСХЭ







Химическое уравнение. Коэффициент. Индекс




19

4. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению или выделению энергии.


Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении


ПСХЭ, таблица растворимости







Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Экзотермические и эндотермические реакции





20

5. Проведение расчетов по химическим уравнениям количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

ПСХЭ, таблица растворимости




Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции







21

6. Обобщение по теме "Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии ".

Обобщение и систематизация знаний

Опрос, индивидуальная работа

Вопросник, тренажеры




Задачи на изученные темы




Тема 4. Методы изучения химии. Вещества в окружающей нас природе и технике. (10 ч.).




22

1. Методы химии. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные




Л.: изменение окраски индикатора.





Методы химии: наблюдение описание, эксперимент. Распознавание веществ. Индикаторы. Анализ . Синтез




23

2. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные,словесно наглядные




Л.: ознакомление с образцами чистых веществ и смесей.

Д.: Разделение смесей.





Чистые вещества, смеси: гомогенные и гетерогенные.




24

3. Разделение смесей. Очистка веществ: отстаивание, фильтрование.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные










Способы разделения смесей. Распознавание вещества




25

4. Практическая работа №2. «Очистка поваренной соли»


Практикум


Практическая работа


Инструкции к работе, таблицы по Т.Б














26

5. Понятие о растворах. Вода - растворитель.


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

Таблица растворимости

Д.: растворимость различных веществ.




Раствор, Растворимость. Насыщенный и ненасыщенный раствор. Коэффициент растворимости. Кривые растворимости




27

6. Проведение расчетов на основе формул массовой доли массовой доли растворенного вещества в растворе

Изучение нового материала


Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные



Д.: приготовление раствора с заданной концентрацией.

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе

Массовая доля растворенного вещества.




28

7. Способы выражения концентрации раствора: Молярная концентрация.

Изучение нового материала


Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные



Д.: приготовление раствора с заданной массовой долей




Молярная концентрация.




29

8. Обобщение по теме «Методы химии. Вещества в окружающей нас природе и технике».


Обобщение и систематизация знаний

Опрос, индивидуальная работа

Вопросник, тренажеры













30

9. Контрольная работа №2. «Методы изучения химии »

Контрольно-учётный

Индивидуальная работа, письменная проверка знаний

ПСХЭ, карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями













31

10. Анализ контрольной работы

Закрепление знаний

Самостоятельная работа













Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.(6 ч.)




32

1. Газовые законы. Понятие о газах. Закон Авогадро. Расчеты на основании закона Авогадро. Молярный объем

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Портреты ученых,




Решение задач на основании закона Авогадро

Газы, закон Авогадро, закон Гей-Люссака. Молярный объем




33

2. Состав воздуха. Воздух- смесь газов. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные










Воздух, инертные газы, относительная плотность газов, молекулярная масса воздуха




34

3 Проведение расчетов на основе относительной плотности газов

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные







Определение относительной плотности газов по значению их молекулярных масс. Определение относительной молекулярной массы газа по значению его относительной плотности

Относительная плотность воздуха, молекулярная масса воздуха




35

4. Кислород. Нахождение и круговорот кислорода в природе.



Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ и др. таблицы, портреты ученых

Д.: лабораторные способы получения кислорода.

Д.: получение озона.





Кислород как химический элемент и простое вещество, аллотропия, озон




36

5. Химические свойства и кислорода. Получение кислорода в промышленности и лаборатории, Процессы горения и медленного окисления. Применения кислорода.


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Таблицы.

Д.: получение кислорода и его химические свойства.




Термическое разложение, катализатор, каталитическая реакция. Окисление. Оксиды




37

6. Практическая работа №3. «Получение кислорода и исследование его свойств».

Практикум

Практическая работа

Инструкции к работе, таблицы по Т.Б.










Тема 6. Основные классы неорганических соединений . (13 ч.).




38

1. Основные классы неорганических веществ. Оксиды: состав, номенклатура, классификация.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Коллекция образцов оксидов, ПСХЭ, таблица индикаторов.

Д.: растворение оксидов и действие индикаторов на продукты растворения




Оксиды кислотные, основные и амфотерные. Гидроксиды




39

2. Основания: состав, номенклатура, классификация .

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Коллекции образцов оснований, таблицы растворимости и индикаторов, ПСХЭ

Д.: получение гидроксидов (растворение оксидов бария, кальция, алюминия и меди (II) и действие индикаторов на продукты растворения)




Гидроксиды, основания растворимые (щелочи) и не растворимые. Гидроксогруппа




40

3. Кислоты: состав, названия, классификация

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Таблица кислот, растворимости и индикаторов

Д.: демонстрация некоторых растворов кислот и изменение окраски индикаторов




Бескислородные и кислородсодержащие кислоты, кислота, кислотный остаток




41

4. Состав, названия солей, правила составления формул солей.

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Таблица солей, образцы солей в твердом виде; Таблица растворимости, ПСХЭ

Л.О.: растворение образцов солей




Соли – основные, средние, кислотные. Номенклатура




42

5. Химические свойства оксидов.

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Таблица растворимости, таблица индикаторов, карточки с формулами оксидов, ПСХЭ


Д.: взаимодействие оксидов с водой; кислотами; получение СО2 и взаимодействие его с Са(ОН)2










43

6. Общие химические свойства кислот. Специфические свойства кислот.

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса

Ряд активности металлов, Таблица растворимости, таблица индикаторов, карточки с кислот, ПСХЭ

Д.: действие индикаторов на растворы кислот, взаимодействие с цинком, гидроксидами натрия, растворение карбоната натрия или кальция.




Ряд активности металлов, генетический ряд, реакция нейтрализации




44

7. Химические свойства оснований.

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Таблица растворимости, таблица индикаторов, ПСХЭ


Д.: взаимодействия натрия с водой с последующим испытанием раствора индикатором




Щелочи, получение щелочей, реакция обмена




45

8. Нерастворимы основания. Амфотерность

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Таблица растворимости, таблица индикаторов, ПСХЭ








Нерастворимы основания. Амфотерность, Амфотерные соединения




46

9. Химические свойства солей.

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении

Ряд активности металлов, ряд активности кислот, таблица растворимости

Д.: взаимодействия растворов солей с растворами щелочей и металлами










47

10. Генетическая связь классов неорганических соединений. Классификация неорганических веществ.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Таблица генетической связи неорганических соединений, ПСХЭ, таблица растворимости









Генетическая связь, классификация неорганических веществ.




48

11. Практическая работа №4. «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований»


Практикум


Практическая работа


Инструкции к работе, таблицы по Т.Б














49

12. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений»

Обобщение и систематизация знаний

Опрос, индивидуальная работа

Вопросник, тренажеры, Ряд активности металлов, ряд активности кислот, Таблица растворимости, таблица индикаторов,

ПСХЭ













50

13. Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»

Контрольно-учётный

Индивидуальная работа, письменная проверка знаний

карточки с заданиями, карточки с дополнительными заданиями










Тема 7. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. (5 ч.).




51

1. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. .

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ

Д.: модель атома.




Ядро, протоны, нейтроны, электроны, заряд ядра, изотопы, порядковый (атомный) номер элементы




52

2. Состояние электрона в атоме

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ

Д.: модель атома.




Направление в пространстве, Орбитали и их формы




53

3. Строение электронных оболочек атомов элементов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Таблица строение электронных оболочек атомов







Электронный слой, энергетический уровень, завершающий энергетический слой, внешний электронный слой.






54

4. Периодический закон Д.И. Менделеева.



Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные

Портреты ученых, таблицы, ПСХЭ







Порядковый номер(заряд ядра), Химическое соединение, Периодические изменения числа электронов в оболочках атомов Х.Э., П.З. Периодичность, Периоды, группы и подгруппы элементов





55

5. Характеристика химических элементов по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные


ПСХЭ







Электроотрицательность, Характеристика химического элемента по положению в периодической системе

Тема 8. Строение вещества.(5 ч.).




56

1. Строение молекул. Химическая связь

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

ПСХЭ и другие таблицы







Валентность, Валентное состояние, химическая связь. Общая электронная пара




57

2. Типы химических связей: ковалентная неполярная и полярная.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные словесно наглядные

Модели образования ковалентной неполярной и полярной связи.







Ковалентная неполярная и полярная связь.




58

3. Ионная связь.



Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративныесловесно наглядные

Модели образования ионной связи, таблицы, ПСХЭ







Ионная связь, Ионы, катионы, анионы, ионные соединения, соединения с металлической связью




59

4. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная)


Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные










Кристаллические решетки: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества




60

5. Контрольная работа №4 «Строение вещества»

Контрольно-учётный

Индивидуальная работа, письменная проверка знаний

карточки с заданиями и с дополнительными заданиями











Тема 9. Химические реакции в свете электронной теории.(3 ч.).




61

1. Понятие о степени окисления

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ, Схема ОВР







Степень окисления. Определение С.О. элементов в соединениях




62

2. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов в ОВР.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Схема ОВР







ОВР, метод электронного баланса, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления,




63

4. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов

Комбинированный

Объяснительно – иллюстративный с использованием записей на доске; репродуктивный с использованием фронтального опроса при первичном закреплении










ОВР, классификация реакций

Тема 10. Водород и его важнейшие соединения. Галогены. (3ч.).




64

1.Водород – химический элемент и простое вещество. Химические свойства водорода. Водородные соединения неметаллов. Получение водорода

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

ПСХЭ и другие таблицы

Д.: получение водорода взаимодействием цинка с серной кислотой в аппарате Киппа, собирание его методом вытеснения воздуха, проверка его на чистоту,




Водород газообразный, жидкий и твердый Водородные соединения неметаллов




65

2. Вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико – химические свойства воды. Пероксид водорода.

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные, словесно наглядные

Таблицы.

Д.: взаимодействие воды с калием, магнием, с оксидами серы(IV) фосфора(V)






Строение молекулы воды, водородная связь, пероксид водорода.




66

3. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные,

ПСХЭ, коллекции галогенов,







Галогены, Галогеноводороды галогениды

Тема 11. Химия и жизнь (2ч.).




67

1. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций Химия и здоровье

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные,










Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.




68

2. Бытовая химическая грамотность .

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративные,










Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни