|
Закономерности и правила эволюции
Тема урока: Закономерности и правила эволюции. Цель: изучить основные закономерности эволюционного процесса. Задачи: развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, таблиц); развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и точно излагать свои мысли;
воспитательная: развивать бережное отношение к природе - заботиться о сохранении всех неповторимых групп организмов, созданных эволюцией;
воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра анимационного фильма, выполнения заданий Ученик должен
иметь представление о закономерностях биологической эволюции;
знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция»;
уметь объяснять и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза;
называть правила эволюции и раскрывать их сущность. Тип урока: комбинированный. Методы проведения: самостоятельная работа, беседа, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос Обеспечение занятия: электронные пособия «Основы общей биологии», «Биология 10 класс», компьютер, мультимед. проектор, карточки-задания по теме «Основные закономерности эволюции». Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I.Организационный момент.
приветствие;
наличие учащихся.
II. Актуализация знаний.
. 1. Работа с терминами. Прием «горячий стул»: (5 мин.)
Подготовка к восприятию материала.
Слово учителя:
идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, т.е. по пути совершенствования организмов от простого к сложному, низших форм жизни к высшим, общепринята. Однако не следует думать, что прогресс является единственным путем эволюционных изменений, в действительности это лишь одно из возможных направлений.
Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах (каких ученых?).
3.Для более полного представления и закрепления знаний об основных направлениях и путях эволюции, учащимся предлагается следующее задание.
(10 минут)
Обратить внимание учащихся на разные трактовки направлений и путей эволюции.
(В НЕКОТОРЫХ ИСТОЧНИКАХ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ НАЗЫВАЮТ НАПРАВЛЕНИЯМИ) В этом случае необходимо указывать: направления по характеру изменения уровня организации, т.к. существуют направления эволюции по характеру процветания. По данному признаку различают два направления – биологический прогресс и биологический регресс.
-Чем направление отличается от пути?
-Назовите направления эволюции по характеру изменения уровня организации?
III. Изучение нового материала. (20мин.) - Что вы понимаете под закономерностями?
-.Чтобы завершить обзор основных путей эволюционного процесса, что нам еще необходимо рассмотреть? Нам необходимо рассмотреть некоторые случаи направлений исторического эволюционного развития (формы исторического развития), а также закономерности биологической эволюции.
- Какие процессы лежат в основе макро-и-микроэволюции?
2.Среди форм филогенеза выделяют:
- дивергенцию
- конвергенцию
- параллелизм
(демонстрация слайд- фрагментов «Схема дивергенции, конвергенции, параллелизма).
Чем объясняется сходство и различие при каждой из форм филогенеза?
3. Закономерности (правила) эволюции.
Что вы можете сказать о закономерностях эволюции? (Демонстрация слайд-фрагментов, предварительная беседа с учащимися по каждому из правил: Как они его понимают?)
Знакомство с понятиями «гомологичные и аналогичные органы».
Демонстрация слайда «Гомологичные и аналогичные органы». IY. Подведение итогов занятий. Реализованы ли цели нашего занятия? Y. Закрепление изученного материала.
Тестовый контроль знаний. (10 мин.)
Д/З: подготовка к семинарскому занятию и зачету. Повторить раздел «Эволюционное учение».
| Дают определения понятиям: Микроэволюция, макроэволюция, движущий отбор, биологический прогресс, биологический регресс, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз, эволюция.
На столах у учащихся отрывки из работы И.И Шмальгаузена.
Задание учащимся: составить схему «Основные направления эволюции» и подготовить рассказ, поясняющий эту схему. ( 10 мин.)
План характеристики и рассказа «Основные направления эволюционного процесса»:
- численность особей
- изменение ареала
- интенсивность видообразования
- изменение приспособленности организмов
- пути достижения
- примеры Чем направление отличается от пути?
-Назовите направления эволюции по характеру изменения уровня организации?
Отвечают на вопросы. Ответы учащихся. Отвечают на вопросы.
Анализ хода конвергентной эволюции.
Объясняют схему параллелизма.
В тетради заполняют таблицу. Отвечают на вопросы.
Работают с рисунками учебника.
Приведите примеры, используя рис 13.8, 13.9 на стр. 425-427.
Заполнение таблицы в тетради
Правила эволюции
| Сущность
| Причины
|
|
|
|
Высказывают и обосновывают свое мнение.
Заполнение таблицы с помощью учебника для профильных классов под ред. А.Н. Пономаревой Работа с текстом учебника на с. ; дать сравнительную характеристику привести примеры.
Делают записи в тетради.
Анализ ошибок, допущенных в тестовой работе.
| |
|
|