Главная страница


Урока по теме «Имя прилагательное»



Скачать 81.31 Kb.
НазваниеУрока по теме «Имя прилагательное»
Дата13.04.2016
Размер81.31 Kb.
ТипУрок

Соболева Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 5»

г. Железногорска Курской области

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»

(работа в группах)

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

I команда

1. Расскажите о постоянных морфологических признаках имён прилагательных.

2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.

Имена прилагательные

качественные

относительные

притяжательные











Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.

4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.

Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.

5. От данных имён прилагательных образуйте простые формы сравнительной степени. Запишите их, поставьте ударение.

Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.

6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.

Имя прилагательное

полное

краткое

жен. р.

муж. р.

ср. р.

мн. ч.






























































Длинный, глубокий, скучный, больной.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.

По зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли живучей влаги.

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

II команда

1. Расскажите о непостоянных признаках имён прилагательных.

2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.

Имена прилагательные

качественные

относительные

притяжательные











Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.

4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.

Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.

5. От данных имён прилагательных образуйте простые формы превосходной степени. Запишите их, поставьте ударение.

Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.

6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.

Имя прилагательное

полное

краткое

жен. р.

муж. р.

ср. р.

мн. ч.






























































Мягкий, лёгкий, весёлый, грустный.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.

Многократные пересадки могут перенести только самые живые растения.

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

III команда

1. Расскажите об образовании сравнительной степени имён прилагательных.

2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.

Имена прилагательные

качественные

относительные

притяжательные











Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.

4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.

Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.

5. От данных имён прилагательных образуйте составные формы сравнительной степени. Запишите их.

Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.

6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.

Имя прилагательное

полное

краткое

жен. р.

муж. р.

ср. р.

мн. ч.






























































Длинный, глубокий, скучный, больной.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.

Воспитанные, ласковые и игристые котята бывают только у заботливых и любящих заводчиков.

Обобщение по теме «Имя существительное»

IV команда

1. Расскажите об образовании превосходной степени имён прилагательных.

2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.

Имена прилагательные

качественные

относительные

притяжательные











Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.

3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.

4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.

Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.

5. От данных имён прилагательных образуйте составные формы превосходной степени. Запишите их.

Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.

6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.

Имя прилагательное

полное

краткое

жен. р.

муж. р.

ср. р.

мн. ч.






























































Мягкий, лёгкий, весёлый, грустный.

7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.

Злостный человек прежде всего вредит самому себе.

Литература

1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

2. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.:Кн. Для учителя/ Г.И. Блинов, В.А. Антохина. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

3. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 288 с.