Конспект
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.
в подготовительной группе
Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм. Закрепить знания детей об изготовлении и назначении куклы - зернушки.
У входа в избу детей встречает Хозяюшка. Хоз.: Здравствуйте гости дорогие.
В тереме расписном я живу ,
К себе в избу всех гостей приглашу. Проходите, рада вас видеть у себя в русской избе. Давайте посмотрим из чего построена изба ( ответы детей )
Да, ребята на Руси люди строили себе жилища из брёвен, потому что в таком доме очень тепло и уютно , да и Россия славилась и продолжает славиться своими могучими лесами.
Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. И многое, что вы здесь видите тоже сделано из дерева и пол, и потолок, и мебель, и посуда. И были даже такие умельцы , что могли из обыкновенного полена вырезать вот такую деревянную шкатулку , в которой хранили разные мелкие предметы. Посмотрите , какая красивая шкатулка. Нравится? У меня в избе много предметов из дерева. Вам из них какие – то знакомы?(подойти посмотреть, потрогать, спросить для чего применяли)
Вот видите ребята, сколько нужных в быту предметов можно сделать из дерева, недаром дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. А сейчас присаживайтесь на лавки, да скажите-ка мне, вот вы живёте все в больших, красивых, современных домах. А чтобы в вашем доме было тепло, красиво и уютно, что ваши мамы делают для этого? ( Ответы детей)
Вот видите, сколько всего ваши мамы делают, чтобы вам было приятно быть дома.
А я вам хочу рассказать, как раньше в старину люди украшали своё жилище. Чтобы в доме было тепло и уютно, хозяйки избу украшали разноцветными самоткаными половиками, разноцветными лоскутными коврами. Посмотрите, какой красивый ковёр, а покрывало на кровати? Ничего не пропадает у хорошей хозяйки, даже самые мелкие кусочки ткани идут в дело и результат – эти необыкновенной красоты изделия.
А в ноябре месяце ребята, когда собран весь урожай, вечерами дети и молодые девки собирались на посиделки, где развлекали себя- загадывали друг другу загадки, водили хоровод, устраивали весёлые игры.
Вот и я вас хочу потешить, в игру с вами поиграть, да загадки загадать.
( Игра с бубном)
Давайте вставайте, помогите убрать лавки, да в круг становитесь. У меня есть волшебный бубен, и я знаю волшебные слова, а слова такие:
Ты катись весёлый бубен
Быстро, быстро по рукам
У кого весёлый бубен,
Тот словечко скажет нам.
Сейчас я вам дам бубен, пока я буду говорить волшебные слова, вы его передаёте друг другу, но как только слова закончатся, и у кого бубен будет в руках, тому я загадываю загадку и он скажет нам отгадку. А мы с вами ребята найдём эту отгадку в избе.
Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. ( пол и потолок)
Что в избе за коровьи рога? (ухват)
Ни свет ни заря пошёл согнувшись со двора? (коромысло)
Что за урод, нога и рот. Ничего не вижу, ртом таскаю жижу. Сама не глотаю, а выливаю. ( ложка)
Два брюшка, четыре ушка ( подушка)
Светленько, чистенько, посмотреть любенько ( зеркало)
Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).
Вот мы и поиграли, но на этих посиделках не только веселили друг друга, но и игрушки делали. Вот, посмотрите- это кукла-зернушка.
Ведь и вы ребята, делали такие игрушки дома с родителями. Вот их сколько у меня. Вспомните, как вы их делали? ( объяснения детей)
- А почему у куклы нет лица? ( ответы детей)
-Да, ребята , лицо никогда не рисовалось, потому что раньше люди были безграмотные, боялись всяких суеверий и они думали, что в неё может вселиться злой дух и навредит человеку.
Молодцы ребята, вот мы и вспомнили, как делали кукол, хорошие они у вас получились. А, давайте, сделаем их более нарядными. Была я на ярмарке, привезла оттуда много разного товару, может и для наших кукол, что подойдёт.
Подходите, берите куклу и наряд для неё. Выбирайте на любой вкус. Здесь и юбочки, и платочки для них. Ну, что, выбрали? А теперь рассаживайтесь, будем работать.
Ох, и куклы у нас получились.
-Давайте их соберём вместе, да полюбуемся на них. Посмотрите, какие красавицы. А вам какие нравятся?
- А для чего этих кукол дети мастерили? (ответы детей)
Давайте ребята, мы своих кукол подарим нашим гостям. Чтобы у них в доме было счастье, чтобы был достаток, чтобы у них было хорошо.
Ну, а гостям не только кукол дарили, но и пирогами угощали. В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу.
Я иду , иду самовар в руках несу
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Ой, ты печка сударыня, помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси.
(достаю пироги из печки и угощаю детей)
Хозяйку потешьте- пирогов поешьте.
Не красна изба углами, а красна пирогами. Ну, что ребята, понравилось вам вам у меня в гостях?
Ну, а теперь красны девицы и добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь. До свидания, приходите ещё.
( гостям)- А для вас мои друзья, наварила напекла
Девяносто два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов- не найти едоков.
Пятьдесят пирогов – не найти едоков.
Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте, чайку попейте. |