|
«влияние компьютера на зрение школьников»
«ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Широкова Анна Владимировна
Г. Санкт-Петербург
ГБОУ СОШ № 233
9В класс
Научный руководитель: Стома Елена Ивановна
учитель биологии
ГБОУ СОШ № 233
Забельская Ольга Анатольевна
Заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №233
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3-4
Обзор литературы 5-8
1.1.Особенности зрительной системы человека 5
1.2.Последствия неправильного использования компьютера: 5
1.2.1.Обезвоживание
1.2.2.нарушение аккомодации
1.2.3.«выгорание» сетчатки
1.3.Правило сохранения остроты зрения при длительном 7
использовании компьютера
1.3.1.комфортное рабочее место
1.3.2.специальное питание для глаз
1.3.3.гимнастика для глаз
Ход исследования 8-9
2.1.Вопросы анкетирования
Результаты и обсуждения 9-10
3.1.Результаты анкетирования
3.2.Обсуждения на основе полученных данных
Выводы и рекомендации 10
Литература 11
Приложения 12-19
Введение
Компьютер вошёл в нашу жизнь так же, как телевизор, телефон, стиральная машина, автомобиль, самолёт. Всё это связано с научно-техническим прогрессом. Появление всевозможных нововведений в различных сферах человеческой деятельности всегда направлено на расширение возможностей человека, улучшение условий его труда и жизни, повышение производительности труда. В этом плане компьютер – это тоже инструмент, повышающий возможности человека в области интеллектуального труда. Вся жизнь человека, всякий вид его деятельности связан с получением, накоплением и обработкой информации. Информация представляет собой любые сведения об окружающем мире. Она может быть как фундаментальной (исторические сведения, законы физики, теоремы математики), так и сиюминутной (что лежит перед вами на столе, какой формы, цвета, какие издаёт звуки и так далее). В современном обществе количество информации растёт лавинообразно. Постоянно возникают задачи, для правильного решения которых нужно проанализировать (обработать) огромный объём информации. Кроме того, важно, чтобы решение было получено достаточно быстро. Человек уже не может справляться с такими задачами. Именно здесь к нему на помощь приходит компьютер. Компьютер автоматизирует процессы накопления, обработки и выдачи информации. [1]
Современный мир весь пронизан компьютерными технологиями. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Но он, помимо серьезных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга. Кроме всего прочего при неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными. Особую угрозу он представляет для зрения.
Во время работы за компьютером глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к тому, что теряется острота зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Вследствие этого человек может страдать от бессонницы, тревоги, раздражительности, усиленного сердцебиения, ослабляется иммунитет. Актуальность:
компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решила исследовать его влияние на зрение школьников, личность которых еще только формируется, а значит , более подвержена пагубному воздействию.
Гипотеза:
подростки 14-15-ти лет, много времени работая за компьютером, недостаточно заботятся о состоянии своего зрения.
Цель работы:
выявить, насколько хорошо сверстники заботятся о здоровье своих глаз
Задачи:
1.Изучить теорию вопроса по данной теме
2.Провести анкетирование среди обучающихся 9-х классов
3.Проанализировать результаты
4.Разработать рекомендации по правильному использованию компьютера
Предмет исследования:
умение учеников девятых классов заботиться о своём зрении
Объект исследования:
обучающиеся 9-х классов
Методы исследования:
1.теоретический анализ
2.анкетирование учащихся 9-х классов
3.количественная обработка результатов
4.метод обобщения
1. Обзор литературы
Так как компьютер занимает огромное значение в жизни человека, то можно говорить о некоторой зависимости от компьютера, т. е. пристрастия к занятиям, связанных с ним, что ведет к ограничению остальных видов деятельности, а это напрямую связано с отрицательным влиянием на зрение подрастающей и формирующейся личности школьников.
1.1. Особенности зрительной системы человека
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. В связи с этим происходят дефекты глаз в виде дальнозоркости или близорукости.
Глазное яблоко преломляет параллельные лучи света, фокусирует их на сетчатке. Если преломляющая сила роговицы или хрусталика ослаблена, то лучи света сходятся в фокусе позади сетчатки. Такое явление называют дальнозоркостью. При дальнозоркости человек хорошо видит далёкоотстоящие предметы и плохо – расположенные вблизи. При повышенной преломляющей силе прозрачных сред глаза лучи света сходятся в одной точке не на сетчатке, а перед ней. При этом развивается близорукость, при которой человек хорошо видит близкорасположенные предметы, а удалённые – плохо. [4]
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения. [2]
1.2. Последствия неправильного использования компьютера
Ученые установили, что абсолютно у всех уже после 4-х часов непрерывной работы за компьютером появляется легкая боль в глазах и ощущение «песка под веками». Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». В результате неправильного использования компьютера происходят следующие процессы: 1.2.1. Обезвоживание.
Слёзный аппарат включает слёзную железу и слёзовыводящие пути. Слёзная жидкость из железы поступает в верхний конъюнктивальный мешок и омывает всю переднюю поверхность глазного яблока, предохраняя роговицу от высыхания. [4]
Концентрируясь на информации, отображаемой на мониторе, мы попросту забываем моргать! Моргание – важный физиологический процесс; в момент, когда веко скользит по глазному яблоку, происходит его увлажнение и смывание с его поверхности пылевых микрочастиц. Когда мы перестаем моргать, поверхность роговицы начинает подсыхать, а пылевые частицы усугубляют раздражение. Кроме того, при такой концентрации внимания, мы непроизвольно раскрываем глаза шире, чем обычно, тем самым увеличивая площадь испарения влаги. Результат – рези в глазах, светобоязнь, ослабление защитных функций глаза, повышение риска возникновения конъюнктивита.
1.2.2. Нарушение аккомодации.
Аккомодационный аппарат образуют ресничное тело, радужка и хрусталик. Эти структуры направляют лучи света, исходящие от рассматриваемых объектов, на сетчатку, в область её жёлтого пятна (центральной ямки). У человека основным структурным механизмом аккомодации являются хрусталик и ресничное тело. Изменение кривизны хрусталика регулируются сложно устроенной мышцей ресничного тела. При сокращении мышечных пучков ослабевает натяжение волокон ресничного пояска, прикрепляющихся к капсуле хрусталика. Не испытывая ограничивающего давления своей капсулы, хрусталик становится более выпуклым. Это повышает его преломляющую способность. При расслаблении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик уплощается, преломляющая способность его уменьшается. Хрусталик с помощью ресничной мышцы постоянно изменяет свою кривизну, приспосабливает глаз для ясного видения предметов на разном их удалении от глаз. Такое свойство хрусталика получила название аккомодации. [4]
В процессе работы расстояние от глаз до дисплея почти не изменяется, и зрачок долгое время находится в одном и том же положении; мышцы работают лишь на «мелкую подстройку» резкости. Длительное вынужденное однообразие в работе аккомодационных мышц приводит к их дисфункции; их способность менять форму зрачка ослабевает, приводя к близорукости или дальнозоркости (в зависимости от расстояния между глазами и монитором). Если у вас уже есть проблемы с аккомодацией, долгое общение с дисплеем легко может привести к их усугублению.
Стоит также заметить, что концентрация внимания на отображаемой информации заставляет мышцы хрусталика непрерывно выполнять упомянутую выше «подстроечную» работу, что ведет к их утомлению и последующей патологии.
1.2.3. «Выгорание» сетчатки.
Наиболее ярко выражен этот процесс у тех, кто постоянно много работает с текстом. Фоторецепторный слой сетчатки состоит из нейросенсорных палочек и колбочковидных клеток, наружные сегменты которых (дендриты) имеют форму палочек или колбочек. Дископодобные структуры палочковидных и колбочковидных нейроцитов содержат молекулы фотопигментов: в палочках - чувствительные к чёрно-белому цвету, в колбочках - чувствительные к красному, зелёному и синему цвету. [4]
Изображение на мониторе при работе с текстом изменяется очень мало, и часть светочувствительных клеток сетчатки – палочек (воспринимают информацию о форме и освещённости предметов) и колбочек (воспринимают информацию о цвете) постоянно получает неизменный характер засветки. Эти клетки, получающие однородную и интенсивную засветку в течение долгого времени, утомляются, и эффективность восстановления пигментов - фотопсинов (которые разлагаются под действием света, формируя нейрохимический ответ сетчатки на освещение) падает.
Результат – снижение силы зрения, ослабление способности видеть в темное время суток.
1.3.Правила сохранения остроты зрения при длительном использовании компьютера
Правила, которые позволят предотвратить «компьютерный зрительный синдром» и сохранить остроту зрения при длительном использовании компьютера:
Комфортное рабочее место.
Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаз: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква. [5]
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, специально предназначенные для отдыха глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Возможно, лучше несколько минут отдохнуть по-настоящему, чем продолжать разглядывать экран.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит при профилактике и на первых стадиях ослабления зрения. Комплекс упражнений для глаз можно рекомендовать и тем, кто работает за компьютером, и тем, у кого глаза просто склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут и состоит в попеременном переводе взгляда на ближние и дальние предметы, частом моргании и т.д.. [3]
2. Ход исследования
Было проведено анкетирование среди 9-ых классов. Всего опрошено 58 человек, из которых 26 девочек и 32 мальчика. На основе результатов я составила диаграммы по каждому отдельно взятому вопросу.
2.1. Вопросы анкетирования: Указать пол:
Вопросы:
1.Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
а) общаюсь в сети;
б) читаю книги;
в) посещаю кружки;
г) играю в компьютер;
д) общаюсь по телефону;
е) провожу время с друзьями;
ж) смотрю телевизор.
2.Сколько часов ты проводишь за компьютером? а) 1-2; б) 3-4; в) больше 4
3.Устают ли глаза при работе за компьютером? а) да; б) нет; в) не придаю значения.
4.Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится.
5.Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
а) да; б) нет; в) мне все равно. 3. Результаты и обсуждения
3.1. Результаты анкетирования:
Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
12 девочек и 11 мальчиков свободное время проводят за компьютером, 3 девочки и 2 мальчика читают книги, 4 девочки и 2 мальчика посещают кружки и секции, 5 девочек и 16 мальчиков проводят время с друзьями, 2 девочки и 1 мальчик смотрят телевизор в часы досуга (приложение 1).
Сколько часов ты проводишь за компьютером?
4 девочки и 7 мальчиков проводят за компьютером 1-2 часа, 8 девочек и 11 мальчиков – 3-4 часа, 13 девочек и 12 мальчиков – больше 4 часов, а у 1 девочки и 2 мальчиков вообще нет компьютера (приложение 2).
Устают ли глаза при работе за компьютером?
У 4 девочек и 3 мальчиков устают глаза, у 16 девочек и 19 мальчиков не устают глаза, 5 девочек и 8 мальчиков не придают этому значение. Составляя эту диаграмму, мы не учитывали тех, у кого нет компьютера в доме (приложение 3).
Делаешь ли ты гимнастику для глаз?
3 девочки и 3 мальчика делают гимнастику для глаз, 15 девочек и столько же мальчиков не делают гимнастику для глаз, а 8 девочек и 14 мальчиков ответили «как получится» (приложение 4).
Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
13 девочек и 8 мальчиков знают, какую угрозу представляет компьютер для здоровья, 1 девочка и 1 мальчик не знают об этом и 12 девочкам и 23 мальчикам всё равно (приложение 5).
Подытожив результаты (с помощью метода сложения количества негативных ответов и деления этой суммы на общее их число), я построила круговые диаграммы, в которых показано процентное соотношение учеников, заботящихся и не заботящихся о здоровье своих глаз (приложение 6).
3.2. Обсуждение на основе полученных данных:
В результате анкетирования было выявлено, что мальчики (а их больше, что говорит о неравном подсчёте) несколько хуже заботятся о здоровье своих глаз, чем девочки, но общий показатель оставляет желать лучшего: лишь 37,75% всех учащихся, принявших участие в анкетировании, думают о своём зрении при использовании компьютера и берегут его. Но также, возможно, что девятиклассники могли не расслышать некоторые вопросы или не совсем серьёзно отнестись к ним, что могло сказаться на результатах.
Выводы и рекомендацииВывод: в ходе работы было выявлено, что достаточное количество подростков знают проблемы, связанные со здоровьем глаз при длительной работе за компьютером, но не придают этому значения, садясь за него. Несмотря на то, что компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с ним. Надеемся, что пользуясь нашими советами, школьники смогут избежать негативных последствий для своих глаз, связанных с компьютером. Рекомендации: Первый и самый главный метод борьбы с CVS (компьютерным зрительным синдромом) – отдых.
При работе ночью также следует помнить об отдыхе. В данном случае он должен быть более длительным.
Особенное внимание нужно уделять обеденному перерыву. Полноценный обед – это не только прием пищи, но и вынужденная разминка и отдых для глаз.
Для снятия напряжения с глаз после длительного использования компьютера наложите на глаза чайный компресс.
Каждый год проверяйтесь у окулиста.
Делайте гимнастику для глаз:
А) Упражнение 1 - «Ближе-дальше»: Это упражнение лучше производить около окна. Поочередно фокусируйте взгляд на близком предмете (например, собственном пальце) и удаленном (окно дома вдалеке). Постарайтесь расположить палец так, чтобы он находился почти на одной линии с удаленным предметом, так, чтобы практически не приходилось переводить взгляд. Б) Упражнение 2 – «Вращаем глазами»: Смотрим прямо перед собой. Затем совершаем несколько движений глазными яблоками «налево – вверх – направо – вверх – налево». Затем – серия аналогичных движений туда-сюда по нижней дуге. В) Упражнение 3 –«Зажмуривание»: Несколько раз подряд крепко зажмуриваем глаза. [5] Активные точки для хорошего самочувствия глаз.
Закройте глаза и, несильно нажимайте на точки, массируйте их подушечками пальцев синхронно, в последовательности, указанной на фотографии (при Список литературы: Горстко А.Б., Чердынцева М.И. Информатика для школьников и всех-всех-всех.
Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.
Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.-Москва: Академия, 2009.
Бейтс У.Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. / Корбетт М.Д. Как приобрести хорошее зрение без очков. – Вильнюс: Полина, 1990.
Приложение 1.Чем ты обычно занимаешься в свободное время?Приложение 2.Сколько часов ты проводишь за компьютером?Приложение 3.Устают ли глаза при работе за компьютером?Приложение 4.Делаешь ли ты гимнастику для глаз?Приложение 5.Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?Приложение 6.Итоговые круговые диаграммы.Приложение 7.Активные точки для хорошего самочувствия глаз.Приложение 8.Приложение 9. |
|
|