Главная страница

Авторы: Мерненко Софья Владимировна, Куликова Анна Владимировна



НазваниеАвторы: Мерненко Софья Владимировна, Куликова Анна Владимировна
Дата13.04.2016
Размер75.9 Kb.
ТипДокументы

Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.
Авторы: Мерненко Софья Владимировна, Куликова Анна Владимировна.

Место работы: ГБОУ № 212

Адрес электронной почты: smake@list.ru, anechka197610@inbox.ru
Аннотация
Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждого ребенка и устанавливает индивидуальный подход к каждому. Дистанционное обучение помогает учащимся с ограниченными возможностями получить в полной мере наравне с учащимися, обучающимися в школе, качественное образование, психологическую поддержку, сопровождение педагога.
Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное обучение помогает педагогу выстраивать индивидуальную траекторию обучения ребенка английскому языку, отслеживать ход учебы ученика, организовать обратную связь с помощью личного контакта по skype, электронной почты.
Главная особенность дистанционного образования для детей ограниченными возможностями – последовательность, цель которой - успешная адаптация ребенка к дальнейшей взрослой жизни.


Текст
Дистанционное обучение имеет важное социальное значение, так как помогает детям с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в социум.
Благодаря дистанционному обучению дети с ограниченными возможностями могут общаться с учителями, не выходя из дома. Важно, что дети осваивают компьютер, поскольку навыки работы на компьютере нужны для выполнения домашних заданий.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.
Актуальность проблемы педагогического исследования обусловлена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию.
Дистанционное образование – это форма образования, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование предусматривает общение преподавателя и учеников в режиме онлайн на основе использования каналов Интернета в качестве транспортной среды для передачи данных.
Субъект педагогического проектирования: участники образовательного процесса в условиях новой педагогической ситуации.
Основными задачами системы дистанционного обучения иностранным языкам можно считать:

получение знаний, умений, навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования;

формирование конкурентоспособной личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья и повышение уровня мотивации к изучению иностранных языков и информационных технологий;

социализация данной категории школьников, поскольку навыки компьютерной грамотности позволяют подростку с ограниченными возможностями более уверенно чувствовать себя на рынке труда, а программа личного роста – повысить уровень самооценки человека.
Рассмотрев содержание педагогического опыта педагогов, применявших дистанционное образование, можно выделить следующие дидактические принципы:
1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в Системе дистанционного обучения (СДО).

2. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий (мультимедиа, нелинейная форма организации материала, справочная информация и т.п.).

3. Принцип выбора содержания образования.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

5. Принцип стартового уровня образования.

6. Принцип соответствия технологий обучения.

7. Принцип мобильности обучения.

8. Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования.

9. Принцип модульности.

10. Принцип экономической эффективности и доступности различным категориям населения.

11. Принцип интенсификации.
На базе ГБОУ № 212 осуществляется программа по поддержке системы дистанционного обучения детей, находящихся на домашнем или стационарном лечении и последующей реабилитации дома, чьё состояние здоровья не позволяет посещать обычную школу. Находясь дома либо в стационарах на этапе специального лечения, дети получают возможность продолжать обучение в соответствии с их возможностями и потребностями. Это помогает улучшить их психологическое состояние и облегчить социальную адаптацию. Учебный процесс организован строго индивидуально, общение с сетевыми преподавателями, педагогом-куратором и психологом происходит конфиденциально.
В условиях реализации учебного процесса в дистанционном режиме для каждого учащегося старшей школы может быть составлен учебный план в соответствии с его индивидуальными особенностями здоровья и образовательными потребностями. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
В условиях получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образования с использованием дистанционного обучения значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса соответственно. Именно на этих субъектов образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Особенности образовательного пространства системы дистанционного обучения на базе ГБОУ № 212 ориентированы на удовлетворение всех потребностей учащихся и рекомендаций медицинских комиссий.
Основными особенностями системы дистанционного образования на базе школы № 212 основанного на использовании сетевых образовательных ресурсов в учебном процессе являются:
Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода.
Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учителем, а также педагогом-куратором (педагогом-предметником) уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через использование различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебным планам в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся с ограниченными возможностями.

.

Гибкость организационной структуры учебной деятельности.
Приоритетной задачей образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Особенную важность эта задача приобретает в условиях обучения детей с ограниченными возможностями.

.

Ориентация на самообразование.
Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ограниченными возможностями данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации. Учащийся может в процессе обучения самостоятельно решать не только организационные вопросы, выбирая темп и ритм изучения того или иного курса, но и, пользуясь избыточностью и вариативностью учебного материала Интернет-уроков, может выбирать уровень получения образования по тому или иному предмету, что способствует развитию навыка осознанного отношения к учебной деятельности и повышает мотивацию учения.
Возможность интенсификации процесса обучения.
Учащимся, осваивающими образовательные программы в индивидуальном режиме, предоставляется возможность осваивать учебные курсы в спроектированном ими самими темпе и ритме. Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем и педагогом-куратором (педагогом-предметником). Дети с ограниченными возможностями нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен.
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.
Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Основными критериями и показателями успешности инновационного опыта работы учителя, использующего такие современные информационные технологии как дистанционные методики обучения можно считать:

положительное отношение детей и родителей к процессу обучения вообще и английскому языку в частности;

повышение мотивации учащихся к изучению предмета;

повышение качества знаний учащихся (в перспективе);

социализация учащихся посредством участия в творческих проектах и конкурсах различного уровня, форумах и конференциях;

рост профессионального мастерства учителя;

заинтересованное отношение коллег.
Применение дистанционных технологий, метода проектов в обучении детей с ограниченными возможностями, не посещающими школу, являются, обоснованными, законными и действенными способами обновления организации педагогического процесса, которые позволяют осуществить личностно-ориентированный подход и повысить функциональную грамотность учащихся по предмету, а также в дальнейшем будут способствовать развитию конкурентоспособности данной категории учащихся.
Информационные ресурсы

https://минобрнауки.рф/документы/2974

https://vestnik.kuzspa.ru/articles/55/

https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/distantsionnoe-obuchenie-angliiskomu-yazyku-detei

Содержание авторской справки

ФИО Мерненко Софья Владимировна, Куликова Анна Владимировна.

Место работы: ГБОУ № 212

Должность: учитель

Выступление с докладом: да