Главная страница


Автор учебника : Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012. Тема урока : «Органы дыхания» Место в общей теме : урок 4 в теме «Человек и его здоровье»



Скачать 123.18 Kb.
НазваниеАвтор учебника : Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012. Тема урока : «Органы дыхания» Место в общей теме : урок 4 в теме «Человек и его здоровье»
Т.М.Лифанова
Дата18.04.2016
Размер123.18 Kb.
ТипУчебник


Технологическая карта урока

Предмет Природоведение

Класс 5

Учитель: Некрасова Е.С.

Автор учебника: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение 5 класс», Москва «Просвещение», 2012.

Тема урока: «Органы дыхания»

Место в общей теме: урок 4 в теме «Человек и его здоровье»

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление


  1. Блок целеполагания




Общедидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации


Цели по содержанию:




  1. Воспитательные

Воспитывать готовность к сотрудничеству с учителем, друг с другом через организацию коммуникативной деятельности; воспитывать негативное отношение к курению, ответственность за свою жизнь


  1. Коррекционно-развивающие

Корригировать зрительное восприятие учащихся через наглядные средства обучения;

развивать монологическую речь обучающихся через рассказы по опорным словам, рисункам; продолжать обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного, оформление выводов).


  1. Образовательные




Создать условия для формирования представлений о дыхательной системе человеческого организма, роли органов дыхания.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные (жизненная компетентность)

Предметные

познавательные

Регулятивные

(Обеспечивают организацию и управление своей учебной деятельности)

коммуникативные

Нравственно-этическая ориентация:

уважительное отношение, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Самоопределение:

формирование активной позиции ребенка.


Выполнение мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач)

Поиск и выделение необходимой информации, решение задач, с помощью источников информации.

Способность к мобилизации сил; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации и к преодолению препятствий.

Формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками

проявление интереса и потребности в общении с учителем и детьми.

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Различение состояний воды по их отличительным признакам




  1. Инструментальный блок.




Основные понятия:


- предметные: лёгкие, живой организм

- метапредметные: здоровый образ жизни

Межпредметные связи

русский язык, математика

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Технология

На этапах актуализации знаний, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, первичном закреплении, итоге используется «Технология сотрудничества»

Ресурсы

- для учителя: интерактивный комплекс, учебник природоведения; воздушные шары; измерительная лента
- для обучающихся: дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников, учебник природоведения.



  1. Организационно - деятельностный блок.






п/п

Этапы урока

Цели этапа

Методы и

приёмы


Содержание заданий

Формируемые УУД

1.

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой.


Прием – внушение «Учиться успешно!».


Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности

Личностные: самоопределение – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к учебным занятиям

2.

Актуализация знаний

(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия)

Воспроизведение в памяти опорных знаний.

Динамическая схема (инд.раб)

Работа с немыми таблицами

Докажи…

Фронтальная работа - интервьюирование. Дети дают краткие ответы на вопросы учителя, при необходимости учитель уточняет ответы, задает дополнительные вопросы, требующие работы с картой, более полные доказательные ответы.

- Подведение под общее понятие (растения, грибы, животные)

- Признаки живых организмов (доказательства)

- Внешнее строение тела человека.

Познавательные: выделение необходимой информации, выявление причинно-следственных связей.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: умение строить высказывание по различным опорам


3.

Целеполагание и мотивация

Вызов интереса. Определение темы урока.

Проблемный вопрос.

Сравнение, связь с жизнью.


- Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и несколько минут? (без воздуха, без дыхания).

Запись темы урока в тетрадь.

- Предположите, сколько времени вы сможете продержаться без воздуха?

- Неужели вы верите, что человек без воздуха не сможет прожить и 4-5 минут?

- Как это можно проверить? Предлагайте! (секундомер)

Дети делают глубокий вдох и задерживают свое дыхание.

- Как вы себя чувствуете? (недостаточно воздуха, кружится голова, слабость…)

- Почему вы стали себя так чувствовать? (потому что не дышали, не хватало воздуха).

- Сделаем вывод. (Для того, чтобы жить, нам надо постоянно дышать. Без дыхания нам не прожить и двух минут).


Познавательные: высказывание суждений, подтверждая фактами; выявление причинно-следственных связей.

Прогнозирование результатов.

Коммуникативные: формулирование ответов на проблемный вопрос, опора на жизненный опыт, доказательство.

4

Осознание и осмысление блока новой учебной информации


Способствовать осознанию основного фактического материала


Сравнение,

Анализ,

Обобщение,

Чтение с маркировкой текста.


- Какие органы помогают нам дышать?

Один ученик работает по интерактивной доске, остальные работают с текстом учебника и схемой в тетради.

Оформляется вывод в виде связного рассказа об органах дыхания.

- Ребята, мне очень интересно знать, сколько воздуха мы способны вдохнуть за один раз?

Работа с воздушными шарами.

- Тишина…

Давайте послушаем свое дыхание. Вдох, выдох…

Подсчитываем, количество вдохов за 1 минуту.

Делаем 10 приседаний, бег на месте. Подсчитываем количество вдохов. Сравниваем дыхание в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Делаем вывод.

- Что происходит с грудной клеткой при вдохе и при выдохе?

Работа с измерительной лентой.

Легкие здорового человека и курильщика (сравнение и оформление вывода).




Познавательные: выявление причинно-следственных связей, составление цепочки рассуждений (перевод информации из одного вида в другой); анализ, синтез

Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, умение договариваться, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать с учителем.

Умение выступать перед аудиторией.

5.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Применение нового знания в типовых заданиях

«Проблемный вопрос»




Обсуждение в группах:

  1. Чем полезнее дышать в мороз носом или ртом?

  2. Почему в закрытом помещении, где находится много народу, тяжело дышать?

  3. Почему важно проветривать помещение?

Коммуникативные: находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Регулятивные: участвовать в совместной деятельности

6.


Итог урока

(знаниевая рефлексия учебной деятельности)

Соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Возвращение к проблемному вопросу

Синквейн




Познавательные: умение структурировать знания

Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


7.

Домашнее задание