Главная страница


B mupe mydpьix



НазваниеB mupe mydpьix
Дата14.04.2016
Размер34.2 Kb.
ТипДокументы

B MUPE MYDPЬIX MЬICJIEU

Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой… Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно.

К.Станиславский

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.

К.Д. Ушинский

«Разве не тогда (в раннем детстве) я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Л.Н.Толстой.

«Без речи, без слова наглядность нема. Она задерживает познание детей на уровне конкретного и особенного, не давая возможности перейти к отвлеченному, а значит, и раскрыть существенное…»

А.А. Люблинская

Речь ребенка является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

Е.М.Мастюкова.

Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми. Только это общение и делает его человеком, то есть существом говорящим и думающим.

МЫ, взрослые, призваны обучать ребенка правильной речи, как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребенка, мы обязаны заметить ребенку, что так говорить не принято. Так как искусственное удержание в речи ребенка таких слов, тормозят ее развитие.

Еще более важной задачей является обогащение словаря ребенка. «Для всех детей дошкольного возраста необходима прочная, тесная связь представления со словом. Большой простор для обогащения словаря детей новыми словами дает окружающая природа» (журнал «Дошкольное воспитание»).

Наблюдение за природой, окружающим миром позволяет не просто обогатить речь ребенка новыми словами, но и уточнить смысл похожих слов (полка-этажерка и т.д.), познакомить с аллегориями, метафорами, обогатить словарь прилагательных, а их, как известно в речи младшего дошкольника не более 3-4% (по данным Вахтерова).

Приблизительно к четырехлетнему возрасту у детей появляется сильнейшая потребность анализировать, большею частью вслух, не только отдельные слова, но и целые фразы, которые они слышат от взрослых. Особенно невероятными кажутся ребенку наши фразеологизмы («они живут на ножах – слышит ребенок и представляет странных людей, которые живут на ножике»).

Это связано с тем, маленькие дети мыслят вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

Поэтому в детстве необходимо дарить ребенку и обсуждать с ним новые впечатления, события, которые происходят в его жизни. Такие беседы полезны не только ребенку – в них он знакомится с эталонами речи, обогащает свой словарь, но и взрослому – дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают взрослому про свои желания, интересы, переживания, события жизни. Это способствует доверительным отношениям, помогает избежать секретов от родителей, что так важно в период взросления ребенка.

Как мы видим, разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Беседы должны проходить в непринужденной обстановке, ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать.

О чем же и как говорить с ребенком в семье?

ОБО ВСЕМ. Обо всем, что интересно Ему и Вам.

- обсуждайте режим дня, игрушки, одежду, обувь, прочитанное и т.д.;

-рассматривайте и обсуждайте иллюстрации к литературным произведениям, репродукции картин, придумайте вместе рассказ по картине;

-обогатите свою речь пословицами и поговорками, объясните детям их смысл;

-пишите с ребенком письма литературным героям, бабушке и др.

-отгадывайте и придумывайте с ребенком загадки;

- стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, сказок;

-обязательно разъясняйте непонятные слова, знакомьте и учите пользоваться словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами.

- просите ребенка рассказать/пересказать прочитанную сказку, рассказ кому-то из семьи. Попробуйте вместе придумать другой конец произведения, сочините вместе свою сказку.

Все эти приемы способствует обогащению и правильному становлению монологической и диалогической речи детей, развивают память, внимание, мышление – так необходимые при обучении в школе.