Главная страница

Е. В. Неведрова, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область



Скачать 59.29 Kb.
НазваниеЕ. В. Неведрова, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Дата18.04.2016
Размер59.29 Kb.
ТипДокументы

Портфолио как средство оценки сформированности

универсальных учебных действий

у обучающихся начальной школы
Е.В. Неведрова,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, предметным и метапредметным результатам. Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО), которая в обязательном порядке содержит раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО». Если предметные результаты (в первую очередь) знания, можно оценить традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов еще подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс.

Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую переподготовку, организованное тьюторское сопровождение, именно вопросы формирования и оценки универсальных учебных действий (УУД) являются для них наиболее сложными.

На уровне государственных документов закреплено положение о том, что результаты обучения на ступени начального образования не сводятся только к предметным, а в качестве объектов контрольно-оценочной деятельности зафиксированы УУД и индивидуальный прогресс каждого обучающегося. Одним из средств предъявления собственных достижений ученика для их оценки является портфолио – специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающихся в различных областях [2]. Основное требование, предъявляемое к материалам портфолио, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

В современной практике портфолио направлено на решение одной из важных педагогических задач: развитие навыков рефлексивной деятельности, а также для формирования умения учиться – ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность. При использовании портфолио опираемся на положения, сформулированные к оценке в образовательной системе «Школа 2100»:

  1. постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному;

  2. понимание, что система оценки результатов пока не имеет законченного и неизменного вида. Она будет развиваться, пока идет эксперимент, так как возникают новые вопросы, проблемы, которые требуют поиска и решения;

  3. обеспечение личной психологической безопасности ученика. Образовательные результаты конкретного ученика сравниваются только с его же предыдущими показателями [1].

В работе с портфолио гимназистов выделяем как основные – регулятивные действия. Проанализировав портфолио нашей гимназии, мы определили следующие средства оценки сформированности УУД:

  1. Раздел портфолио «Мои достижения, цели, планы». В начале года ребенок пишет задачи на учебный год под руководством учителей, в конце года отслеживаются полученные результаты: удалось ли добиться поставленных целей. При обучении ученик может ставить цели на четверть, месяц, неделю.

  2. Анализ выполнения диагностических комплексных работ.

  3. Заполнение еженедельной таблицы, в которой отражена степень самостоятельности обучающихся в проявлении регулятивных умений, начиная с 1 класса (Рис. 1).

  4. Для определения уровня самостоятельности в выполнении творческих работ, проектов, введены цветовые символы-фишки, которые прикрепляются на выполненные работы: красные – помогал взрослый на всех этапах, желтый – помогал взрослый, но большую часть работы выполнил сам, зеленый – работа от начала до конца выполнена самостоятельно.

Работа с портфолио ведется так, что ученик не просто проектирует свой портфолио, а определяет конкретное место (часть раздела, рубрики), в котором размещается результат его самооценки.

В диалоге с обучающимися необходимо выработать признаки уровней успешности: «просто», «посложнее», «трудно», оформить их в форме плаката, который постоянно будет висеть в классе. Ежедневно на уроках с опорой на плакат ученики по определенным признакам решают и проговаривают, каков для них уровень задания, насколько успешно выполнен, и только потом определяют оценку качественную или количественную. Такие упражнения способствуют формированию адекватной самооценки, умению определять успешность работы.

Регулярное оценивание метапредметных результатов требует и от учителя нового специфичного навыка – быстро определять, какое именно универсальное действие демонстрируется учеником. Чтобы овладеть этим педагогическим действием, рекомендуется:

  1. сначала использовать по одному результату (например, оценка регулятивного умения: планировать, ставить цель);

  2. давать конкретное задание по данному умению;

  3. проговаривать с детьми и родителями, чему уже научился ребенок, над чем предстоит работать.

От того, насколько грамотно выстроено портфолио ученика, можно будет проанализировать и грамотность учителя в вопросах оценки сформированности УУД.

Важную роль в формировании УУД играют и родители обучающихся. Портфолио становится средством такого взаимодействия, которое делает педагога и родителей союзниками. Педагог становится консультантом, он учит родителей быть:

- критиком, позволяющим оценить настоящие и возможные успехи;

- экспертом творческих работ, начинаний и первых результатов совместной деятельности детей и родителей;

- аналитиком, позволяющим использовать уровень имеющихся знаний, умений обучающихся и сделать правильный выбор дальнейшего развития ребенка.

Вначале в работу включаются самые активные родители, позже эта деятельность привлекает и всех остальных. На этом этапе появляется необходимость в консультации педагога, в семинарах по оформлению и заполнению страничек портфолио и их презентации.

Результатами этой деятельности можно рассматривать то, что родители учатся наблюдать и замечать качественные изменения у своего ребенка, систематизировать, перспективно оценивать их. Определенную помощь оказывают памятки, вопросники, подготовленные педагогами, опираясь на которые родители фиксируют, направляют, оценивают результативные показатели развития ребенка.

В МБОУ «Гимназия №12» 42% родителей активно включены в работу с портфолио, 39% работают без инициативы, 19% - без особого желания. Положительным фактором является то, что родителей, которые отрицают работу с портфолио нет.

Если для обучающихся портфолио – это организатор его работы, место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, то для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. На основе непрерывного отслеживания сформированности УУД отдельных обучающихся и класса в целом, учитель определяет уровневые группы обучающихся:

  • Низкий уровень – активность при заполнении портфолио отсутствует.

  • Средний уровень - осознают значимость, но не умеют проявить должную ответственность без стимулов со стороны взрослого, хотя попытки самостоятельности проявляются.

  • Высокий уровень – проявляют ответственность в школьной жизни, дополнительно занимаются по своей инициативе.

По результатам диагностики осуществляется выделение уровневых групп и стратегия работы с ними. При низком и среднем уровнях рекомендуется работа в группах. Высокий уровень стимулирует для дальнейшего развития, определяется индивидуальный маршрут деятельности обучающегося.

Анализ сформированности УУД у определенного класса позволяет администрации гимназии оценить и результат работы учителя. Результат работы учителя – это разница между результатами учеников в начале и конце обучения. Прирост результатов (стабильный или опережающий) означает, что учителю в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

Таким образом, портфолио помогает учителю, родителям, администрации отслеживать все продвижения и достижения обучающихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценивать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.
Литература


  1. Данилов, Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений) [электронный ресурс]/Д.Д. Данилов.Режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php – Загл. с экрана.

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №12» [Текст]. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2012. – С. 68-72.