Главная страница


Клюшкиной Мариной Петровной санкт-петербург 2012 год пояснительная записка. Рабочая учебная программа



Скачать 423.51 Kb.
НазваниеКлюшкиной Мариной Петровной санкт-петербург 2012 год пояснительная записка. Рабочая учебная программа
страница1/2
Дата13.04.2016
Размер423.51 Kb.
ТипПрограмма
  1   2


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 262

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 262)

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ СОШ № 262 на заседании МО учителей

____________/Л.Р. Иваненкова русского языка и литературы

«_31_» _августа_ 2012 года протокол № 1 от 31 августа 2012 г.

Зам. директора по УР

_______________/ С.Б. Вагунина


Рабочая программа

по литературе в 9 классе

на 2012-2013 учебный год

Составлено учителем I квалификационной категории

Клюшкиной Мариной Петровной


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012 год
Пояснительная записка.
Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федерального  базисного  учебного  плана  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008)  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение,  2008).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление об искусстве как  виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства русской классической и зарубежной литературы. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; - - формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 7 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

· определять род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

· выявлять авторскую позицию и выражать свое отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

· создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература.   9 кл.:   Учебник для общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Большая литературная энциклопедия. / Красовский В.Е и др. – М.: Филол. О-во «Слово»: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2004.

  2. Готовые экзаменационные ответы, литература, 9 кл. (серия «Готовые экзаменационные ответы») – СПб.: «Издательство «Тригон», 2004.

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Конспекты уроков для учителя литературы: 9 – 10 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. XIX в. / Сост. Н.Н. Старыгина, И.П. Карпов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Литература.   9 кл.:   Учебник для общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

  7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000.

  8. Преподавание литературы в 9 классе: Книга для учителя: В 2 частях / Под ред. Проф. Г.А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2003.

  9. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011.



Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2.  https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

3.  https://openclass.ru/ 
Рабочее место учителя:

  1. персональный компьютер;

  2. проектор;

  3. фонохрестоматия к учебнику литературы 9 класса


Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение

1 час

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

2.

Литература Древней Руси

5 часов (в т.ч. 1 час развития речи)

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, его связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.

3.

Русская литература XVIII века

10 часов

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России.

М.В. Ломоносовреформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта.

Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица», стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры.

А.Н. Радищев. Обзор творчества. Жанр путешествия. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор отдельных глав): сюжет, композиция, особенности жанра. Критика крепостничества.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

4.

Русская литература XIXвека

52 часа (в т.ч. 5 часов развития речи)

Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний» (обучение навыкам конспектирования).

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.
М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Художественное мастерство чехова-рассказчика.

5.

Русская литература XXвека

26 часов (в т.ч. 1 час развития речи)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Сложные пути литературы в связи с историческим развитием страны. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей страны.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Совершенствование навыков анализа текста.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Основные поэтические направления.

А.А. Блок. Женские образы («Незнакомка») и тема Родины («Русь») в лирике поэта.

С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно-песенные основы. Тема родины в творчестве поэта («Край ты мой заброшенный…»). Совершенствование навыков анализа поэтического текста.

В.В. Маяковский и его поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви («Люблю»).

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия, система образов произведения. Прием гротеска в повести.

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…»).

А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Тема гармонии человека с природой.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба взрослых и детей в годы Великой Отечественной войны. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…».

А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жанр притчи. Жанровые особенности рассказа.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков. Романсы и песни как жанр, который посредством словесного и музыкального искусства выражает переживания, мысли и настроение человека. Романс в наше время.

6.

Из зарубежной литературы

7 часов

Античная литература и литература средних веков. Обзор творчества Катулла и Горация.

Данте «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы, ее философский характер.

Уильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. Характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет» (обзор отдельных сцен). Одиночество Гамлета, его конфликт с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика эпохи Просвещения. Трагедия «Фауст» (обзор отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии.

7.

Итоговое занятие

1 час

Итоговый тестовый контроль.
  1   2