Главная страница


«Лаборатория неживой природы»



Скачать 366.11 Kb.
Название«Лаборатория неживой природы»
Дата14.04.2016
Размер366.11 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок» с. Хохлома

Экологический проект

Тема: «Лаборатория

неживой природы»

(2 младшая группа)

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Колесникова Наталья Андреевна

2013 год

Содержание.

1.Введение. Актуальность………………………………………………………………….3

2.Паспорт проекта………………………………………………………………………………5

3.Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности……………………………………………………………………………………..8

4. Содержание организованной деятельности детей………………………11

5.План работы с родителями…………………………………………………………….29

6. Результаты работы………………………………………………………………………...30

7. Заключение……………………………………………………………………………………..32

8. Литература……………………………………………………………………………………..33

9.Приложение……………………………………………………………………………………..34

Введение.
«Самое лучшее открытие то,

которое ребёнок делает сам».


Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое

условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической

готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Мне близка позиция Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 2 младшей группы.

Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.

В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез,2012), парциальной Программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой – М. 1995г..

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

«Лаборатория неживой природы»


Руководитель проекта

Воспитатель МДОУ д/с «Родничок»

Колесникова Наталья Андреевна


Интеграция образователь -ных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)

Возраст воспитанников

Дети 2 младшей группы 3 – 4 года

Состав группы

Воспитанники 2младшейгруппы, воспитатель 2младшей группы – Колесникова Наталья Андреевна , родители воспитанников

Тип проекта

Познавательный


Вид проекта

Исследовательский


Срок реализации проекта

Октябрь - декабрь

Проблема

Как познакомиться с неживой природой?


Цель проекта


Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.


Задачи проекта

1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;

3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;

6. Развивать эмоциональную отзывчивость;

7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.


Методы исследования


Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.


Предполагае -мые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

2. Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

1.Диагностирование детей.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

3 этап: Заключительный

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2.Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

Предполагае -мые результаты

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.


Материалы

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.



Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности

по проекту «Лаборатория неживой природы»

(вторая младшая группа)



п/п

Исследуемый

объект

или явление

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Цель опыта

Материал,

оборудование

1

2

3

4

5

1

Вода

1.Узнаем, какая вода


Формировать представления

о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

- Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких предметов.


2.Вода - волшебница

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)

-Три одинаковые бутылочки с водой;

-гуашевая краска;

-пакетик растворимого кофе;

-10 кусочков сахара рафинада;

- одинаковые стаканчики по количеству детей


2

Воздух

3. Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

- Полиэтиленовые пакеты


4. Игра с соломинкой

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- Трубочки для коктейля;

- стаканчики с водой.


5. Игры с воздушными шарами.

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий)


6.Выдувание мыльных пузырей

Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь

- Тарелка (поднос);

-стеклянная воронка;

- соломинки и раствор для мыльных пузырей.


7. Ветер по морю гуляет

Обнаружить воздух

- Тазик с водой;

- бумажные кораблики.


3

Вес

8. Лёгкий - тяжёлый

Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

- Пёрышко и камень;

- пластиковые бутылки с водой, песком.


9.Плавает- тонет

Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут

- Кусочек пенопласта;

-гвоздь;

- деревянный брусок;

-ножницы



4

Температура (теплота)

10. Тепло - холодно

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов

- Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой


11. Чудесный мешочек

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

- Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы(кубики, шарики и др.)

5

Песок

12.Песочные струйки

Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется

- Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки.


13. чудесные фигурки

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится

- Песок, вода;

- совочки, ведёрки, формочки.


6

Глина

14. Узнаем, какая глина

Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся

-Куски глины;

-ведёрко;

-вода.


15. Глиняные шарики

Учить определять качества глины: мягкая, пластичная

-Глиняные предметы, сделанные воспитателем;

-глина;

-миска с водой;

- подставки;

- салфеточки.

7

Свет

16.Что в коробке?

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

-Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;

-фонарик.


НОД по проекту

«Лаборатория неживой природы»

1.Узнаем, какая вода.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Основы безопасности жизни».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель:

Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

Материалы: Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких предметов.

Содержание организованной деятельности детей

К детям приходит Хрюша.

Хрюша. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Хрюшей рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая.

Хрюша. Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.

Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Хрюша. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?

Дети. Вода.

Хрюша. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.

Дети выбирают любой предмет и опускают его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».

Хрюша. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?

Дети. Вода выльется.

Хрюша. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.

Воспитатель (обращаясь к Хрюше, предлагает). Хрюша, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.

Рефлексия.

Хрюша: Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?

Дети: Чистая и прозрачная.

Хрюша: А можно её пить?

Дети: Можно (пьют воду)

2.Вода – волшебница.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Основы безопасности жизни».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель:

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

Материалы: Три одинаковые бутылочки с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

Содержание организованной деятельности детей

Приходит Хрюша.

Хрюша. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых бутылки. С чем они?

Дети. С водой.

Хрюша. Конечно, это вода. Какая вода?

Дети. Чистая и прозрачная.

Хрюша. Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку) А хотите, научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная. А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода непрозрачная.

Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?

Дети: Нельзя, можно заболеть.

Дети повторяют фокус.

Хрюша. А зачем нам нужна третья бутылка?

Воспитатель. Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса) Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?

Я воду в стакан из- под крана налил.

На свет посмотрел - она очень прозрачна

Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.

А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).

Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?

Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.

Воспитатель: Значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!

3. Что в пакете?

ИОО: «Познание», «Коммуникация» .

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Материалы: полиэтиленовые пакеты.

Содержание организованной деятельности детей

Хрюша приносит в группу полиэтиленовые пакеты.

Хрюша. Ребята, что в этих пакетах?

Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

Хрюша. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Хрюша. Так что же было в пакете?

Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

Рефлексия. Дети сами набирают воздух в пакеты.

4. Игра с соломинкой.

ИОО: «Познание», «Коммуникация ,«Основы безопасности жизни», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

Содержание организованной деятельности детей

Хрюша . Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Хрюша. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Хрюша. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

Дети: Из трубочки.

Хрюша. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

Дети: Чистый и прозрачный.

5. Игры с воздушными шариками.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» ,«Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).

Содержание организованной деятельности детей

Приходит Хрюша и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.

Хрюша. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.

Хрюша. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.

Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?

Дети. Побольше надуть.

Воспитатель. Что находится внутри шарика?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как он попал в шарик?

Дети. Его туда выдыхают.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

На выдыхе предлагает подставить ладошку под струю воздуха. Откуда берётся воздух внутри человека?

Дети. Его вдыхают.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.

6. Выдувание мыльных пузырей.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?

Ответы детей.

Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей)

Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

-Мама, мама, посмотри

Как сияют пузыри!»

Я поймать рукой старался,

Осторожно подбирался.

Лишь коснутся о ладонь-

Хлоп! И нету! Мол, не тронь!

Я ловил, они летели

И садиться не хотели

Целый день я так провёл.

Весь раствор уже извёл.

Я ещё бы поиграл,

Жаль, что тюбик очень мал.

Рефлексия. Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.

7. Ветер по морю гуляет.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» , «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Обнаружить воздух.

Материалы: тазик с водой; бумажные кораблики.

Содержание организованной деятельности детей

Хрюша. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!

Воспитатель. Постой, Хрюша, а при чём здесь ветер?

Хрюша. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлённо). Как, чем подталкивал?

Хрюша. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.

Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.

Хрюша. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?

Дети. Мы выдохнули воздух.

Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.

Кусок пенопласта и тонкая ветка,

Цветная бумажка – обёртка конфетки…

И вот уже шквальные ветры здесь дуют,

Кораблик отважный с пучиной воюет!

Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики.

8. Лёгкий – тяжёлый.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

Материалы: Ведёрки с пёрышками и камешками; пластиковые бутылки с водой, песком.

Содержание организованной деятельности детей

В гости к детям приходят Хрюша и медвежонок Винни-Пух.

Хрюша. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).

Хрюша берёт маленькую бутылочку, а Винни – большую.

Воспитатель. Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.

Дети. У Хрюши – маленькая и лёгкая. А у Винни – большая и тяжёлая.

Воспитатель. Хрюша и Винни, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).

Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.

Воспитатель. Ребята, давайте угостим Хрюшу и Винни.

Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.

Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.

Рефлексия. Дети «угощают» Хрюшу и Винни, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».

9.Плавает – тонет.

ИОО: «Познание», «Коммуникация» .

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут.

Материалы: кусочек пенопласта; гвоздь; деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.

Содержание организованной деятельности детей

Хрюша. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик?

Дети. Гвоздь тяжёлый.

Воспитатель. А кораблик – тарелочка из металла?

Дети. Она тоже тяжёлая.

Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?

Дети. Они лёгкие, вот и плавают.

Хрюша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать.

Дети. Да, потому что он лёгкий.

Рефлексия. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.

10. Горячо – холодно.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.

Содержание организованной деятельности детей

В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.

Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной?

Дети. Тёплой.

Воспитатель. Правильно, тёплой.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.

Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.

Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде.

11. Чудесный мешочек.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)

Содержание организованной деятельности детей

Хрюша приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.

Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.

Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.

Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру « Чудесный мешочек».

12. Песочные струйки.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.

Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.

Хрюша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.

Рефлексия. Дети экспериментируют с сухим песком.

13.Чудесные фигурки.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.

Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.

Содержание организованной деятельности детей

Приходит грустный Хрюша.

Воспитатель. Хрюша, ты почему такой грустный?

Хрюша. Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.

Воспитатель. Да, Хрюша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Хрюше? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?

Дети. Налить воды в песок и перемешать лопакой.

Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.

Мы в песочнице вдвоём

Пирожки с тобой печем,

Шаньги лепим, куличи,

И румяны калачи,

Угостим своих друзей,

И прохожих и гостей...

Хрюша. Почему же мокрый песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.

Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.

14. Узнаем, какая глина.

ИОО: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.

Материалы: куски глины; ведёрко; вода.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)

Дети. Камень.

Воспитатель роняет комок на пол. Что с ним стало?

Дети. Он разбился.

Воспитатель. Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?

Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

Рефлексия.

Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы расскажем вам про глину.

15. Глиняные шарики.

ИОО: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цель: Учить определять качества глины: мягкая, пластичная.

Материалы: глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.

Хрюша. Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?

Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)

Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.

Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

Хрюша. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.

Рефлексия. Дети играют своими поделками.

16. Что в коробке?

ИОО: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

Материалы: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель показывает детям коробку.

Странно. Что это такое? (Рассматривает вместе с детьми). Может быть, в коробке что – нибудь лежит? ( встряхивает её, раздается стук). Хотите узнать, что там внутри?

Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают в неё по очереди.

Воспитатель. Что там лежит? Ничего не видно? Темно?

Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?

Дети соглашаются. Опыт проводится до конца.

Воспитатель. В коробке стало светло – туда попал свет.

Очень ярко светит солнце,

Греет ласково и нежно.

Рано утром мне в оконце

Заглянуло важно.

Солнца луч скользнул в окошко.

Я зажму его в ладошке.

Аккуратно, чуть дыша,

Спрячу в ларчик малыша.

И тихонько шаг за шагом

Маме отнесу бродягу.

А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет). Давайте включим фонарик. (включают). В коробке стало светло. Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!

Рефлексия. Дети играют с фонариком.

Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

Мне с фонариком не страшно,

Я иду вперёд отважно.

План работы с родителями.

/п

Содержание работы

Цели

Месяц

1.

Анкетирование родителей.

-Выявить уровень экологических знаний родителей.

сентябрь

2.

Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?»

- Раскрыть

возрастные

особенности

восприятия детьми

объектов неживой

природы.

октябрь

3.

Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

-Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.

ноябрь

4.

Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

-Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».

декабрь


Результаты работы.

Диагностика по проекту



н/п

Фамилия

имя

ребёнка

Свой-ства

воды

Свой-ства

воз-духа


Вес

пред-

метов


Темпе-

ратура


Свой-ства

песка

Свой-

ства

глины

Свет

Итог







с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

с

д

1

Смирнова

Вера

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

2

Большаков

Ваня

с

в

н

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

3

Подсекина

Лена

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

4

Фомина

Алина

с

в

н

с

с

в

с

в

с

в

н

с

с

в

с

в

5

Курицына

Фая

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

6

Иванов Коля

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

с

в

7

Лебедев

Ваня

с

в

н

с

с

в

с

в

н

с

н

с

н

с

н

с

8

Афанасьев

Алёша

н

с

н

с

н

с

с

в

н

с

н

с

н

с

н

с

9

Шляпнико-ва Лиза

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

н

с

10

Купоросова

Карина

с

в

н

с

с

в

с

в

с

в

н

в

с

в

с

в

Условные обозначения:

с – сентябрь, д – декабрь

Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень

В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).

Цель: выявить уровень представлений ребёнка об объектах неживой природы.

Сентябрь средний уровень – 70%, низкий уровень – 30%

В конце проекта дети показали следующие результаты:

Декабрь средний уровень – 30%, высокий уровень – 70%.

Свойства воды: в.у. – 80%, с.у. – 20%;

свойства воздуха: в.у. – 50%, с.у. – 50%;

вес предметов: в.у. – 80%; с.у. – 20%;

температура предметов: в.у. – 70%;

свойства песка: в.у. – 70%, с.у. – 30%;

свойства глины: в.у. – 60%, с.у. – 40%;

свойства света: в.у. – 70%, с.у. – 30%.

Вывод: Наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Литература.

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;

8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.