Главная страница


Образовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов



НазваниеОбразовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов
страница1/4
Дата29.02.2016
Размер0.66 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района

Александровская основная общеобразовательная школа


Утверждаю

Директор школы ______________

Гоптарева Г.И.

приказ от __________2015 г.

№ ______





Рабочая программа
по___химии ___

(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)

основное общее 8__________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _70_____________
Учитель _____Шутюк Ю.А.___________
Программа разработана на основе
Авторской программы основного общего образования по химии для

8-9 классов. О.С.Габриеляна, А.В. Купцовой. М.: Дрофа,2008

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

х. Александровка
2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта общего образования утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.04. №1089.

  • Примерной учебной программы основного общего образования по химии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Химия. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)

  • Авторской программы к учебникам под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008 для 5–11 классов общеобразовательных учреждений

  • Основная образовательная программа МБОУ Александровской ООШ;

  • Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2015 – 2016 учебный год;

  • Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год;

  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.

Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования — дать единое представление о природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
-развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;

-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;

-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

- вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

-химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

-применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

-язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:

1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, аксиологические, исторические и др.);

2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);

3)  ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);

4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;

5) ключевые и учебно-химические компетенции.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости здорового образа жизни;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:

Результаты изучения предмета.

-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-использование различных источников для получения химической информации.

-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

-знать химические символы;

-знать табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д.И.Менделеева, используя понятия «период», «группа»;

-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

-классифицировать изученные объекты и явления;

-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

-моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

-проводить химический эксперимент.

-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других трамвах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Химия» в 8 классе проводится 2 часа в неделю, следовательно, 70 часов за учебный год.

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Основные понятия в химии (4 часа)

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, интернет.

Раздел 2. Атомы химических элементов(8 часов)

Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.

Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы.

Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.

Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.

Раздел 3.Простые вещества(7 часов)

Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов-простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.

Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств нметаллов-простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.

Первоначальные представления о естественных группах химических элементов: щелочные металлы, галогены.

Раздел 4.Соединения химических элементов(14 часов)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Основания, их состав и названия. Представители щелочей. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Понятие о шкале кислотности. Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси.

Раздел 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Раздел 6.Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»(3 часа) Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химическое уравнение.

Раздел 7.Растворы. Свойства растворов электролитов(16 часов)

Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.

Раздел 8.Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (5 часов)

Тематическое планирование.

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контрольные работы

Проект

ные работы

Лабораторные

работы

1.

Основные понятия в химии

4




№1

Этапы разви-

тия химии как науки.

№1Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.

№2Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

2.

Атомы химических элементов

8

№1 Атомы химических элементов




№3 Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа

№4Изготовление моделей бинарных соединений.

№5Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи

3.

Простые вещества

7

№2 Простые вещества




№6Ознакомление с коллекцией металлов

№7Ознакомление с коллекцией неметаллов.

4.

Соединения химических элементов

14

№3

Соединения химических элементов

№2 Горные породы как химический объект

№8 Ознакомление с коллекцией оксидов.

№9 Ознакомление со свойствами аммиака.

№10Качественная реакция на углекислый газ.

№11 Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды.

№12Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

№13Ознакомление с коллекцией солей.

№14Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки.

№15Ознакомление с образцом горной породы.

5.

Изменения, происходящие с веществами

12

№4 Изменения, происходящие с веществами




№16Прокаливание меди в пламени спиртовки.

№17 Замещение меди в растворе хлорида меди железом.

6.

Практикум 1 «Простейшие операции с веществом»

3




№3 Горя-

щая свеча

Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Практическая работа№2

Признаки химических реакций.

Практическая работа№3

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.


7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

16

№5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

№4

Столо-

вый уксус как химический объект

№18 Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра

№19Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами

№20

Взаимодействие кислот с основаниями

№21

Взаимодействие кислот с оксидамсиметаллоа

№22

Взаимодействие кислот с металлами

№23

Взаимодействие кислот с солями

№24

Взаимодействие щелочей с кислотами

№25

Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

№26

Взаимодействие щелочей с солями

№27Получение и свойства нерастворимых оснований

№28

Взаимодействие основных оксидов с кислотами

№29 Взаимодействие основных оксидов с водой

№30

Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами

№31

Взаимодействие кислотных оксидов с водой

№32

Взаимодействие солей с кислотами

№33

Взаимодействие солей с щелочами

№34

Взаимодействие солей с солями

№35

Взаимодействие растворов солей с металлами


8.

Практикум 2. «Свойства растворов электролитов»

4

Итоговая контрольная работа




Практическая работа №4 Решение эксперименталь-

ных задач по теме: «Свойства растворов электролитов»

9.

Резерв

2













Итого

70

6

4

Л/р 35 Пр/р 4

Распределение часов по четвертям.

Четверть


Кол-во часов


Кол-во часов и причины опережения или отставания


по программе

по КТП

факт




1


17

17







2


16

16







3


20

20







4


18

18







Всего

70

70






  1   2   3   4