Главная страница


Протокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 6 класса (уровень: базовый)



Скачать 192.63 Kb.
НазваниеПротокол №1 от Рабочая программа по биологии 2014-2015 учебный год для 6 класса (уровень: базовый)
Дата17.04.2016
Размер192.63 Kb.
ТипПротокол



Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

лицей № 1793 «Жулебино»
«Утверждаю» «Рассмотрено»

Директор

лицея № 1793 «Жулебино»

______________ на заседании МО

Протокол №1 от

Рабочая программа по биологии

2014-2015 учебный год

для 6 класса

(уровень: базовый)

 34 часа – 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011. – 54 с. – (Стандарты второго поколения).

Программы В.В.Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).

Учебник: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.В.Пасечника; Рос. акад. наук, Рос.акад.образования, издательство «Просвещение». -2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

Лабораторных работ- 5

Составитель: Кавун Т.В.

учитель биологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа реализуется в учебниках по биологии 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В.В. Пасечника.


Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  1. фундаментального ядра содержания общего образования;

  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  3. Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  4. Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  5. Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

  6. Учебного плана школы.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.

  • Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)

  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, структурировать материал, давать определения понятиям.

Обучающиеся включатся в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Учебное содержание курса сконструировано следующим образом:

  1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5-6 класс)

  2. Многообразие живой природы (7класс)

  3. Человек и его здоровье (8 класс)

  4. Основы общей биологии (9 класс)

Содержание учебников для 5-6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрение организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.

Результаты освоения курса биологии

Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию и познанию.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.

  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  6. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

  9. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.

  11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи в учебе.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

  4. Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  5. Владение основами контроля, самооценки, принятия решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  8. Смысловое чтение.

  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общее решение, отстаивать сове мнение.

  10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; владение письменной и устной речью.

  11. Формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека.

  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии.

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде.

  4. Формирование основ экологической грамотности.

  5. Формирование представлений о значении биологических наук.

  6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Содержание курса биологии 6 класса.
В содержании курса биологии 6 класса большое место уделено функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Знакомство с организменной формой организации жизни целесообразно начинать с наиболее элементарной единицы организма – клетки, составляющей его основу. Обмен веществ – ведущее системообразующее понятие, вокруг которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Составной частью обмена веществ является питание организмов - автотрофное и гетеротрофное.

Знакомство с автотрофным питанием на примере растительного организма позволяет показать огромную роль фотосинтеза для живой природы, поскольку именно растения обеспечивают весь органический мир пищей, энергией и кислородом.

С гетеротрофным питанием учащиеся знакомятся преимущественно на примере млекопитающих. При этом обращается внимание на вопросы пищеварения, использования организмами питательных веществ в качестве строительного материала.

Знание процесса питания служит основой для рассмотрения сущности дыхания как составного компонента обмена веществ, обеспечивающего организм энергией. Учащиеся знакомятся с различными способами дыхания живых организмов.
На базе знаний о питании и дыхании раскрывается понятие о транспорте веществ в организме как одной из составляющих обмена веществ. Учащиеся знакомятся с передвижением веществ в растительном организме и транспортной системой животных.

Поскольку все процессы жизнедеятельности организма протекают согласованно, связанны между собой и зависят от окружающей среды, курс предусматривает рассмотрение разных форм их регуляции: гуморальной, нервной и нейрогуморальной. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей средой.

Содержание и методический аппарат учебника нацеливают учащихся на проведение опытов, наблюдений, фиксацию результатов, установление причинно-следственных связей. Таким образом, у учащихся формируются общие представления о живых организмах. Их жизнедеятельности, их многообразии, а также умения, необходимые для организации творческой познавательной деятельности.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем»

Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании»

Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа № 4 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»

Лабораторная работа № 5 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»




п/п

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

примечание

(34 часа; из них – 7резервное время. 1 час в неделю)

Глава 3. Жизнедеятельность организмов. (15 часов)

1.

Обмен веществ – главный признак жизни.

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Основные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, преобразование, выделение. Использование энергии организмами.


Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.

§23




2.

Почвенное питание растений.

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень: строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторная работа № 1 «Поглощение воды корнем»

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Уметь объяснять суть биологических экспериментов по теме и их результаты.

§24




3.

Удобрения.

Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозу внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Охрана окружающей среды.

Объяснять необходимость восполнения запасов питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

§25




4.

Фотосинтез.

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл. Их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений. Условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.

Выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза.

§26




5.

Значение фотосинтеза.

Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Представлять информацию в виде презентаций и сообщений.

§26




6.

Питание бактерий и грибов.

Разнообразие способов питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов.

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе.

§27




7.

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Пищеварение. Пища как источник энергии и строительный материал.

Определять способы питания и добывания пищи растительноядными животными.

§28






















8.

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

Определить способы питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи.

§28




9.

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.

Выделять существенные признаки дыхания и объяснять роль дыхания в процессе обмена. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов.

§29




10.

Дыхание растений.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании»

Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различие в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов.

§29




11.

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Защита растений от повреждений.

Объяснить роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснить значение проводящей функции стебля.

Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости защиты растений от повреждений.

§30




12.

Передвижение веществ у животных.

Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществление связи между его органами.

Объяснять особенности передвижения в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.

§31




13.

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организмов продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.

§32




14.

Выделение у животных.

Удаление продуктов обмена веществ из организма животного через жабры, кожу. Легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ, определять значение выделения в жизни животных.

§32




15.

Обобщающий урок. Контроль знаний.

Контрольная работа № 1










Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов. (5 часов)

16. 1

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Бесполое размножение. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Бесполое размножение растений и животных.

Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

§33




17. 2

Половое размножение.

Половое размножение. Его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

§34




18. 3

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторная работа № 4 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу». Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдение за ростом и развитием организма.

§35




19. 4

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Влияние табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Объяснять, в чем состоит опасность табакокурения, употребление алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.







20. 5

Обобщающий урок.













Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов. (7 часов)

21.1

Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменение в окружающей среде. Биоритмы в жизни органумов.

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде.

§36




22.2

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организма.

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы и регуляции процессов жизнедеятельности организмом.

§37




23.3

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа № 5 «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»

Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

§38




24.4

Поведение.

Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.

Объяснять значение поведения в жизнедеятельности организмов. Наблюдать и описывать поведение животных.

§39




25.5

Движение организмов.

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных.

§40




26.6

Организм – единое целое.

Целостность организмов. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

§41




27.7

Обобщение. Контрольная работа № 2













Резервное время (7 часов).

28

Повторение

Биология как наука. Методы изучения биологии.










29

Повторение

Среда обитания.










30

Повторение

Клетка.










31

Повторение

Многообразие растений.










32

Повторение

Многообразие животных.










33

Повторение

Жизнедеятельность организмов.










34

Обобщение.

Подведение итогов за год. Летнее задание.

Объяснять взаимосвязь организмов в природе. Обсуждать планы выполнения летних заданий.