Главная страница


Протокол мс № от 20 г. «Утверждаю» Директор школы /Цыганкова М. В



Скачать 317.52 Kb.
НазваниеПротокол мс № от 20 г. «Утверждаю» Директор школы /Цыганкова М. В
Дата11.04.2016
Размер317.52 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Погребская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ /Стратий Т.Н./

Протокол МС № ________

от ________________20 г.




«Утверждаю»

Директор школы
__________ /Цыганкова М.В./

Приказ № _________

от______________20 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика и ИКТ 7 класс

учебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.

программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы»,М.:БИНОМ,Лаборатория знаний,2010.

Учитель: Аленичева А.И.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. (от 05.03.2004 № 1089), базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Цели и задачи

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях ;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;

  • обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;

  • обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышение качества преподавания предмета

Задачи курса:

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.

Нормативные документы

Рабочая программа составлена на основе :

- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;

-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;

- закона Российской Федерации «Об образовании и» от 10.07.1992 г №3266-1;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822

« Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

- приказа образовательного учреждения №____ от_____ «Об утверждении рабочих программ…..»

- примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);

- методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

- обязательного минимума содержания образования по информатике;

- требований к уровню подготовки учащихся.

Сведения о программе

Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича – кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 9 классов и ЦОР к нему.

Данную программу считаю приемлемой для обучения курса информатики на базовом уровне. Программа курса используется без изменений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 9-11 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение в нашей школе начинается с 5 класса. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 класса отводится 35 чаов , 1 час в неделю, в том числе 17 практических работ, 4 контрольные работы.

Планирование курса «Информатики и ИКТ» ориентировано на учебник Н.Д. Угриновича (Москва, БИНОМ, 2012 г), рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-13 учебный год

Материал учебника структурирован по четырём главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации», «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Коммуникационные технологии», а также:

    • 17 практических работ компьютерного практикума;

    • ответы и решения к заданиям для самостоятельного выполнения.

Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный , обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический

Технологии обучения

Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:

· собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты;

· анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем;

· обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем;

· применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и Технологии обучения предполагает применение в учебном процессе компьютера, который используется как эффективное средство поддержки обучения школьников, а также

модульное обучение, практико-ориентированное обучение, развивающее, дифференцированное обучение, развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Большое внимание следует уделять самостоятельной постановке учащимися целей и темы урока.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 7 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы


1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

2

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Обработка графической информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу


Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

11

10

3

2

Обработка текстовой информации

9

8

7

3

Обработка графической информации

5

4

3

4

Коммуникационные технологии

8

7

4




Резерв

2










Итого:

35

29

17


Содержание учебного курса

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2 «Форматирование диска».

Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

2. Обработка текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».

Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

3. Обработка графической информации

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 13 «Анимация».

4. Коммуникационные технологии

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:

знать:

  • основные устройства компьютера;

  • структуру внутренней памяти компьютера;

  • файловый способ организации данных в компьютере;

  • принципы работы в текстовых графических редакторах;

  • принципиальные отличия растровой и векторной графики;

  • инструменты растрового и векторного ГР;

  • приёмы создания и редактирования изображений;

  • понятия «мультимедиа», «анимация»;

  • основные информационные ресурсы Интернета;

уметь:

  • работать на клавиатуре;

  • определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;

  • обслуживать диски при помощи соответствующих программ;

  • работать и ориентироваться в файловой системе;

  • работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);

  • работать с антивирусными программами.

  • создавать документы в текстовых редакторах;

  • редактировать и форматировать данные в текстовом документе;

  • настраивать палитру цветов;

  • ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;

  • создавать и редактировать растровые и векторные изображения;

  • ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;

  • искать информацию в Интернете;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных заданий, ИКТ.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  9. Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows.

  2. Пакет офисных приложений Microsoft Offise

  3. Плакаты Босовой Л.Л.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).

  5. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).



.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Тип

урока

Цифровые образователь

ные ресурсы

Компьютерный практикум

Кол-во часов

Параграф учебника

Домашнее задание

план

факт.









Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места.

программы, данные, информатика, компьютер

комбинир.

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация», презентации «Техника безопасности»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.1

§ 1.1










Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации

процессор,

системная плата,

устройства ввода

комбинир.


Плакат «Устройство компьютера», презентация «Устройства ввода информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.2 (стр.14-19)

§ 1.2.1, §1.2.2










Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память.

устройства вывода, оперативная память

комбинир.


Плакат «Устройство компьютера», презентации «Устройства вывода информации»

ввод текста

1

§ 1.2 (стр.19-23)

§ 1.2.3. §1.2.4









Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК

долговременная память, типы ПК

комбинир.


презентация «Устройство компьютера»

Ввод цифр

1

§ 1.2 (стр. 23-29)

§1.2.5, §1.2.6









Файлы и файловая система. Файл. Файловая система.

файл, имя файла, файловая система

комбинир.


Плакат «файловая система»,

Практическая работа

1

§ 1.3 (стр. 29-35)

§ 1.3.1., §1.3.2.









Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками.

архивация, фрагментация, дефрагментация,

комбинир.


Плакат «Файловая система»

Практическая работа

1

§ 1.3 (стр. 35-36)

§ 1.3.3.










Программное обеспечение компьютера

операционная система, прикладное ПО, приложение

комбинир.


Плакат «Программное обеспечение компьютера», презентация «Прикладное ПО»

Практическая работа

1

§ 1.4


§ 1.4










Графический интерфейс операционных систем и приложений

графический интерфейс, диалоговые окна, окна папок и приложений, контекстные меню

комбинир.


презентация «Графический интерфейс операционных систем и приложений»

Практическое задание

1

§ 1.5.



§ 1.5










Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

информационное пространство, значки, ярлыки

комбинир.


презентация «Графический интерфейс операционных систем и приложений»

Клавиатурный тренажёр

1

§ 1.6


§ 1.6










Компьютерные вирусы и антивирусные программы

компьютерный вирус, антивирусная программа

комбинир.


презентация «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Практическое задание

1

§ 1.7

§ 1.7










Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»




разноуров-

невая контроль-ная работа







1















Создание документов в текстовых редакторах

текстовые редакторы, формат, ориентация, размеры полей

комбинир.


презентация «Текстовые редакторы»

Практическое задание

1

§ 2.1


§ 2.1










Ввод и редактирование документа

текстовый документ, ввод текста, редактирование

комбинир.


Презентация «Текстовые редакторы.Редактирование документа»

Практическая работа

1

§ 2.2


§ 2.2










Сохранение и печать документа

сохранение, печать

комбинир.


Презентация «Сохранение и печать документов»

Практическая работа

1

§ 2.3

§ 2.3









Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев

форматирование, шрифт, абзац, отступ, интервал

комбинир.


Презентация «Форматирование символов и абзацев»

Практическая работа

1

§ 2.4 (стр.64-69)

§ 2.4.1,

§ 2.4.2










Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки

нумерованные списки, маркированные списки, многоуровневые списки

комбинир.


Презентация «Нумерованные и маркированные списки»

Практическая работа

1

§2.4 (стр.70-71)



§2.4.3









Таблицы

строки, столбцы, ячейки, вычисления, границы

комбинир.


Презентация «Таблицы в текстовых документах»

Практическая работа

1

§ 2.5


§ 2.5









Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

компьютерные словари, системы компьютерного перевода.

комбинир.


Презентация «Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов»

Практическая работа

1

§ 2.6


§ 2.6










Системы оптического распознавания документов

системы оптического распознавания символов, форм

комбинир.


Презентация «Системы оптического распознавания документов»

Практическая работа

1

§ 2.7


§ 2.7









Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации»




Контроль-ная работа на опросном листе







1















Растровая и векторная графика

растровые изображения, палитра, векторные рисунки, системы компьютерного черчения, форматы графических файлов

комбинир.


Презентация «Растровая и векторная графика»

Практическое задание

1

§ 3.1

§ 3.1










Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов

графические примитивы, инструменты рисования растровых графических редакторов

комбинир.


Презентация «Интерфейс и основные возможности графических редакторов»

Практическая работа

1

§ 3.2. (стр.103-108)


§ 3.2.1, §3.2.2










Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков

слои, заливка, прозрачность, выравнивание, выделение,преобразования

комбинир.


Презентация «Интерфейс и основные возможности графических редакторов»

Практическая работа

1

§ 3.2. (стр.108-113)


§ 3.2.3










Растровая и векторная анимация


анимация

комбинир.


Презентация «Анимация»

Практическая работа

1

§ 3.3


§ 3.3









Контрольная работа №3 «Обработка графической информации»




Разноуров-невая контроль-ная работа







1















Информационные ресурсы Интернета.

Всемирная паутина, Web- страница, её адрес

комбинир.


Презентация «Всемирная паутина»


Практическая работа

1

§4.1. (стр. 129-131)

§4.1.1.

27







Электронная почта

адрес электронной почты, почтовый ящик

комбинир.


Презентация «Электронная почта»


Практическая работа

1

§ 4.1 (стр.132-134)

§ 4.1.2.

28







Файловые архивы

сервер, адрес файла на сервере, менеджеры загрузки

комбинир.


презентация «Всемирная паутина.Файловые архивы»

Практическая работа

1

§ 4.1 (стр.134-136)

§ 4.1.3.


29







Общение в Интернете. Мобильный Интернет

серверы общения, ICQ, Интернет-телефония

комбинир.


презентация «Общение в Интернет»

Практическое задание

1

§ 4.1 (стр.136-139)

§ 4.1.4., §4.1.5.

30







Звук и видео в Интернете. Социальные сети

потоковые звук и видео, социальные сети

комбинир.


презентация «Звук и видео в Интернете»

Практическое задание

1

§ 4.1 (стр.139-144)

§4.1.6., §4.1.7.

31







Поиск информации в Интернете

ключевые слова, система каталогов, поиск файлов

комбинир.


Презентация «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа

1

§4.2


§4.2

32







Электронная коммерция в Интернете

хостинг, реклама, аукционы, цифровые деньги

комбинир.

Презентация «Электронная коммерция в Интернете»

Практическое задание

1

§4.3


§4.3

33







Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»




интерактив-ное тестирова-ние/тести-рование по опросному листу







1







34-35







Повторение













2