Главная страница


«Публицистический стиль речи»



Название«Публицистический стиль речи»
Дата10.04.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности.

  • 1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»

  • 2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля

  • 3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла.

  • 4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ


Задания ЕГЭ

  • А29 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

  • А30 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи

  • В8 – Анализ средств выразительности

  • С – Сочинение по прочитанному тексту



Стиль - фр.stele – гр.stylos – палочка (для письма у древних греков)

  • Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.

  • Слог писателя (авторский стиль)

  • Прием, способ, метод работы



Publicus (лат.)- «общественный, государственный»

  • Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темы

  • Публицист –автор произведений на общественно-политические темы

  • Публика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ



Цель публицистического стиля-

  • Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.



Что делает публицист ?

  • Информирует (о чем?)

  • Воздействует ( на что?)

  • Убеждает ( в чем?)

  • Внушает (что?)

  • Побуждает (к чему?)



Сфера употребления публицистического стиля -

  • Общественно-экономические

  • политические

  • культурные отношения.



Жанры публицистики

  • Статья в газете, журнале

  • Очерк (путевой, портретный, проблемный)

  • Репортаж

  • Интервью

  • Фельетон

  • Ораторская речь

  • Судебная речь

  • Выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия



Характерные черты публицистического стиля

  • Логичность

  • Образность

  • Эмоциональность

  • Оценочность

  • Призывность

  • Общедоступность

  • Достоверность

  • Точность

  • Конкретность

  • Обоснованность



Публицистический текст строится как научное рассуждение:

  • 1)выдвигается важная общественная проблема

  • 2)анализируются пути ее решения

  • 3)делаются обобщения и выводы

  • Строгая логическая последовательность

  • Используется общенаучная терминология



Вам вопрос:

  • Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?



Ответ:

  • Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение

  • (тезис –доказательства -вывод)

  • Используется общенаучная терминология

  • Достоверность

  • Точность

  • Конкретность

  • Обоснованность



Вам вопрос :

  • Что общего у публицистического стиля с художественным ?



Ответ:

  • В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности, присущие художественному стилю речи

  • Образность с целью усиления воздействия на разум и чувства

  • Эмоциональность, страстность

  • Использование разговорных, просторечных слов и оборотов

  • Использование фразеологизмов



Лексические особенности публицистического стиля



Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля

  • Эпитеты

  • Сравнения

  • Метафоры

  • Риторические вопросы

  • Обращения

  • Лексические повторы

  • Градация

  • Гиперболы

  • Фразеологизмы

  • Пословицы и поговорки

  • Разговорные обороты речи и просторечия

  • Использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

  • Языковых средств юмора, сатиры, иронии



Синтаксические особенности публицистического стиля

  • Вопросительные предложения

  • Восклицательные предложения

  • Вводные слова и предложения

  • Обратный порядок слов в предложениях (инверсия)

  • Синтаксический параллелизм предложений

  • Построение по законам градации предложений с однородными членами

  • Использование причастных и деепричастных оборотов

  • Существительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира)

  • В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратные

  • Однородные члены

  • Сложные синтаксические конструкции



Основные проблемы текста:

  • В погоне за престижем мы теряем основу образования - обычные школы.

  • Школе недостает стабильности.

  • Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте».

  • Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства.

  • Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.



Художественно- изобразительные средства – В8

  • 7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету.

  • 1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение)

  • 8-эпитет –образное, необычное определение

  • 4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.



Художественно-изобразительные средства-В8

  • 7-Риторический вопрос - предложение 16

  • 1-Развернутая метафора - «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности».

  • 8-Эпитеты - «вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»

  • 4-Градация - предложения 9, 11.



Краткий ответ на вопрос:

  • В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?