Главная страница


Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»



Скачать 387.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство»
страница1/2
Дата08.04.2016
Размер387.35 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Когалыма, ХМАО-Югра




«Утверждено»

приказом директора

МАОУ «Средняя школа №6»

О.И.Дзюба

от 14.06.2014 года №367

Рабочая программа

учебного курса «Изобразительное искусство»

начальное общее образование (1-4 классы)
Программа рассчитана на 135 ч


:

2015-2016

СОДЕРЖАНИЕ




Раздел

страницы



Пояснительная записка

3



Общая характеристика учебного предмета

3



Описание места учебного предмета в учебном плане

6



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

6



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

7



Содержание учебного предмета

9



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

17



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

19



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

21



Приложение: календарно-тематический план 2А класса





Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6» и авторской программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А.Горяевой, О.А. Кобловой, Т.А.Мухиной.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

  • Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

  • Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

  • Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

  • Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

  • Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

  • Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (общеобразовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2-4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень

  • сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения искусства у обучающихся (базовый уровень):

  • будут сформированы основы художественной культуры: пред­ставления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув­ства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

  • будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие.

  • Обучающиеся (повышенный уровень):

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут вы­полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис­пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.


Содержание учебного предмета

  1. класс – 33ч

  1. Ты учишься изображать – 9ч

Изображения всюду вокруг нас

Предмет «Изобразительное искусство». Знакомство с Мастером Изображения.

Мастер Изображения учит видеть

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Изображать можно пятном

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Изображать можно в объеме

Приемы работы с пластилином. Лепка. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.

Изображать можно линией

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линейные изображения на плоскости.

Разноцветные краски

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Художники и зрители (обобщение темы)

Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Экскурсия в Художественный музей.

2. Ты украшаешь - 8 ч

Мир полон украшений

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Красоту надо уметь замечать

Развитие наблюдательности. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.

Красивые рыбы. Монотипия

Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Соотношение пятна и линии.

Украшение птиц. Объемная аппликация.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Узоры, которые создали люди

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Как украшает себя человек

Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

3. Ты строишь - 11 ч

Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Знакомство с Мастером Постройки.

Дома бывают разными

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

Домики, которые построила природа

Природные постройки и конструкции. Лепка сказочных домиков.

Дом снаружи и внутри

Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Изображение в виде домика разных предметов.

Строим город

Конструирование игрового города. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Все имеет свое строение

Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Строим вещи

Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера.

Экскурсия по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Город, в котором мы живем.

Создание образа города - индивидуальные работы.

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города - коллективная творческая работа. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Создание образа города. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5 ч

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

Праздник весны. Конструирование из бумаги

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Сказочная страна. Создание панно

Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира.

Времена года.

Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.


  1. класс – 34 ч Искусство и ты

  1. Чем и как работают художники – 8ч

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.

Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.

Белая и черная краски.

Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой)

Пастель и цветные мелки, акварель: их выразительные возможности

Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Выразительные возможности аппликации

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.

Выразительные возможности графических материалов

Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса.

Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Выразительные возможности бумаги

Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнооб­разные объемные формы. Склеивание простых объемных форм .

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Изображение ночного праздничного города с помо­щью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.

  1. Реальность и фантазия - 7ч

Изображение и реальность

Изображение животных, увиденных в зоопар­ке, в деревне, дома.

Изображение и фантазия

Изображение сказочных, несуществующих жи­вотных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений.

Украшение и реальность

Изобра­жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежи­нок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Украшение и фантазия

Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Постройка и реальность

Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира.

Постройка и фантазия

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная или групповая работа.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Создание коллективного панно.

  1. О чем говорит искусство – 11ч

Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.

Изображение характера животных

Изображение животных веселых, стремительных, угро­жающих. Умение почувствовать и выразить в изображе­нии характер животного.

Изображение характера человека - женский образ

Изображение противоположных по характеру сказоч­ных образов.

Изображение характера человека - муж­ской образ

Изо­бражение доброго и злого героев из знакомых сказок..

Образ человека в скульптуре.

Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным харак­тером.

Человек и его украшения.

Украше­ние вырезанных из бумаги богатырских доспехов, ко­кошников заданной формы, воротников (индивидуально).

О чем говорят украшения.

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

Образ здания.

Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек.

Выставка творческих работ. Обсуждение выставки

  1. Как говорит искусство - 8ч

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.

Тихие и звон­кие цвета.

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображе­ние весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

Что такое ритм линий?

Линии как средство образной характеристики изображаемого.Изображение весенних ручьев.

Характер линий

Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.

Ритм пятен

Элементарные знания о композиции. Ритмическое расположение ле­тящих птиц; аппликация.

Пропорции выражают характер.

Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Выставка детских работ. Обсуждение выставки.

Обобщающий урок года.

Игра – беседа об основных темах года.

  1. класс -34 ч Искусство вокруг нас.

  1. Искусство в твоем доме - 7ч

Твои игрушки

Разнообразие форм и декора игрушек. Создание игрушки из любых подручных материалов.

Посуда у тебя дома.

Разнообразие посуды: её форма, силуэт, декор. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

Обои и шторы у тебя дома

Роль художника в создании обоев и штор. Повторяемость узора в обоях. Эскизы обоев или штор

Мамин платок

Знакомство с искусством росписи тканей. Эскизы платков для девочки, для бабушки.

Твои книжки

Роль художника в создании книги. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Открытки

Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Эскиз открытки или декоративной закладки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Роль художника в создании всех предметов в доме.

  1. Искусство на улицах твоего города - 7 ч

Памятники архитектуры.

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура садов и парков. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Ажурные ограды

Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Проект ажурной решетки или ворот

Волшебные фонари

Фонари – украшение города. Конструирова­ние формы фонаря из бумаги.

Витрины

Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Удивительный транспорт

Роль художника в создании образа машины. Придумать, нарисовать или построить из бума­ги образы фантастических машин

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города.

  1. Художник и зрелище - 10 ч

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таин­ственного зрелища. Изображение циркового представле­ния и его персонажей

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Деко­рации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Маски

Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Театр кукол

Разновидности кукол. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Создание куклы.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Создание эскиза занавеса.

Афиша и плакат

Значение театральной афиши и плаката. Особенности языка плаката, афиши. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Праздник в городе

Элементы праздничного украшения города.

Как художники помогают сделать праздники.

Роль художника в создании праздничного облика города. Выполне­ние эскиза украшения города к празднику.

Школьный карнавал (обобщение темы)

Организация театрального представления.

  1. Художник и музей (10 ч)

Музей в жизни города

Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть­яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи род­ного города.

Экскурсия. Музеи родного города.

Знакомство с музеями родного города.

Картина – особый мир. Картина-пейзаж

Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Изображение портре­та по памяти или по представлению.

Картина – натюрморт.

Картина-натюрморт. Жанр натюр­морта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картины исторические

Знакомство с произведениями исторического жанра. Изображение по представлению историче­ского события.

Картины бытовые

Знакомство с произведениями быто­вого жанра. Изображение своей повсе­дневной жизни.

Скульптура в музее и на улице

Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Экскурсия по городу.

Скульптурные памятники. Парковая скульптура.

Художественная выставка (обобщение темы)

«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Празд­ник искусств по своему собственному сценарию. Подве­дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

4 класс - 34 ч

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)

  1. Истоки родного искусства - 8ч

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение российской природы (пейзаж).

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду­ально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно).

Деревня деревянный мир

Образ традиционного русского дома – избы. Разнообразие сельских деревянных построек. Создание образа традиционной деревни.

Красота человека (женский образ)

Изображение женских образов в народных костюмах.

Красота человека (мужской образ)

Изображение мужских образов в народных костюмах.

Изготовление кукол.

Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур

Народные праздники (обобщение темы)

Роль праздников в жизни людей. Празд­ник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обоб­щением материала темы.

  1. Древние города нашей земли –7ч

Родной угол

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Создание макета древнерусского города.

Древние соборы

Постройка, украшение и изображение в здании храма. Постройка макета здания древнерусского каменного храма.

Города Русской земли

Организация внутреннего пространства города. Моделирование жилого наполнения города.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дру­жины. Одежда и оружие воинов: их форма и красота.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Живописное или графическое изображение древнерусского города.

Узорочье теремов

Резные украшения и изразцы. Изображение интерьера теремных палат.

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранств помещения. Создание праздничного панно.

  1. Каждый народ — художник - 11 ч

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии - 3ч

Особенности постройки, украшения и изображения в искусстве Японии. Изображение природы через характерные детали. Изображение японок в кимоно. Создание коллективного панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем».

Народы гор и степей

Художественные традиции в культуре народов степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

Города в пустыне

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Создание образа древнего среднеазиатского города.

Древняя Эллада -3ч

Особенности постройки, украшения и изображения в искусстве древних греков. Изображение греческих храмов, изображение фигур олимпийских спортсменов, создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»

Европейские города Средневековья -2ч

Образ готических городов средневековой Европы. Образ готического храма. Средневековые готические костюмы. Создание панно «Площадь средневекового города»

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на тему: «Каждый народ — ху­дожник».

  1. Искусство объединяет народы - 8 ч

Материнство

Тема материнства – вечная тема в искусстве. Изображение матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношения друг к другу.

Мудрость старости

Выражение мудрости старости в произведениях искусства. Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

Сопереживание

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман­ным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои - защитники

Героическая тема в искус­стве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Лепка эскиза памятника герою.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путеше­ствиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Вечные темы в искусстве. Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих ра­бот учащихся.

  1   2