Главная страница


Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 9 классы 2013 2014 учебный год



НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 9 классы 2013 2014 учебный год
страница1/3
Дата11.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бобровская средняя общеобразовательная школа»

Троицкого муниципального района Челябинской области

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

Директор школы зам. директора по УВР на заседании ШМО учителей

русского языка

_________Чернова В.Е. ________ Бегашева В.Н. протокол №_______________

«____»_________2013 г. «___»_______________2013 г. «___»_________________2013 г.
Рабочая учебная программа по русскому языку

базовый уровень 5 - 9 классы

2013 - 2014 учебный год.
Составлена на основе примерной программы

общеобразовательных учреждений «Русский язык»

под редакцией М.Т.Баранова.
Учитель: Дергунова Антонина Сергеевна.

2013г.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными и инструктивно – методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области и ЧИППКРО:


  1. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. №04-997)




  1. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г. № 24/ 5135 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2012 – 2013 учебном году»




  1. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013 – 2014 учебном году»




  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 №1089)




  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).

  2. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский Москва «Просвещение» 2009




  1. Методическое письмо «О проверке и оценивании письменных работ учащихся». Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО. 2006г.




  1. «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2009 №01-269).




  1. Учебный план МКОУ «Бобровская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.


Данная рабочая программа реализуется учителем первой квалификационной категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности 19 лет и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
В основной школе «Русский язык» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс).
Цель изучения русского языка в школе: дать учащимся знания о русском языке, формировать языковые,

лингвистические, коммуникативные и культуроведческие компетенции через использование личностно-ориентированного и деятельного подхода к обучению.
Общие задачи изучения русского языка в школе:

  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала.

  • Формирование сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку.

  • Формирование информационной культуры учащихся, умений извлекать информацию из разных источников.

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  • Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  • Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Воспитание учащихся средствами данного предмета.

  • Развитие логического мышления учащихся.

  • Обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

  • Формирование общеучебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности.


Цель курса 5 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 5 языковых явлений, речеведческими понятиями, орфографическими и пунктуационными правилами.

Задачи курса:

  • Научить разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически, составлять простые и сложные предложения изученных видов.

  • Научить соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • Научить находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их, производить орфографический разбор слов с изученными орфограммами.

  • Научить находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

  • Научить определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных), составлять простой план исходного и собственного текста.

  • Научить писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Научить пользоваться орфографическими, толковыми, орфоэпическими словарями.

  • Научить совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).


Цель курса 6 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 6классе языковых явлений, речеведческими понятиями, орфографическими и пунктуационными правилами.

Задачи курса:

  • Дать знания об основных определениях языковых явлений, речеведческих понятиях, орфографических и пунктуационных правилах, научить обосновывать свои мысли, приводя нужные примеры.

  • Научить находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать с лова с изученными орфограммами, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, производить орфографический разбор слов.

  • Научить производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в шестом классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя и одним главным членом, выраженным безличным глаголом.

  • Развивать умения составлять сложный, подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты с элементами описания; собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

  • Совершенствовать умение пользоваться орфографическими, толковыми, словообразовательными, орфоэпическими словарями.

  • Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Цель курса 7 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческими понятиями, орфографическими и пунктуационными правилами.

Задачи курса:

  • Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.

  • Научить составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.

  • Научить соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

  • Научить обособлять на письме запятыми причастные оборотами (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

  • Научить воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

  • Научить подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как сжато, так и устно) внешности человека, процессов труда; описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся), грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.



Цель курса 8 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческими понятиями, и пунктуационными правилами.

Задачи курса:

  • Научить производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.

  • Научить составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

  • Научить соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • Научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

  • Научить ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

  • Научить определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц, сочинения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки.

  • Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


Цель курса 9 класса: познакомить с основными сведениями о языке, определениями основных изучаемых в 9 классе явлений, речеведческими понятиями, и пунктуационными правилами.
Задачи курса:

  • Научить производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.

  • Научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

  • Научить определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи; готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


Выбор УМК

Для реализации Рабочей программы взята Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (2009г.) Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Выбрана линия учебников на ступени основной школы издательства «Просвещение» под ред. Т.А.Ладыженской. Выбор учебников осуществлен на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам русского языка, дидактические материалы, книги для учащихся, рабочие тетради для учащихся, журнал «Русский язык в школе», приложение к газете «Первое сентября», электронные издания образовательного назначения (Интернет учителю).

При формировании дидактико-методического комплекса по русскому языку учитывались следующие факторы:

  1. Подготовленность учителей к обучению школьников по данному УМК, наличие программного и учебно-методического обеспечения;

  2. Данный УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  3. УМК соответствует федеральному компоненту государственного стандарта;

  4. УМК соотносится с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 классах;

  5. Завершённость учебной линии;

  6. Образовательное учреждение, учащиеся обеспечены учебниками данной линии;

  7. УМК эффективен при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся в 9 классах;

  8. Высокие результаты олимпиад по предмету

  9. Имеет гриф «Рекомендовано (Допущено) Министерством образования и науки Российской Федерации».


Разбивка содержания программы

При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определённом классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.

Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся. При установлении логической организации учебного материала надо выявить возможный способ построения темы: на содержательной основе, на дедуктивной основе, с использованием элементов дедуктивного подхода.

Согласно действующему в школе учебному плану для обязательного изучения русского языка на этапе основного (неполного) образования отводится 735 часов.

Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы определяющие количество уроков, выделяемых как на изучение параграфов и пунктов учебника, так и для развития речи учащихся, проведения контрольных работ.

Календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в 5 классе базового уровня предполагается обучение по русскому языку в объёме 210 часов (6 часов в неделю);

  • в 6 классе базового уровня предполагается обучение по русскому языку в объёме 210 часов (6 часов в неделю);

  • в 7 классе базового уровня предполагается обучение по русскому языку в объёме 140 часов (4 часа в неделю);

  • в 8 классе базового уровня предполагается обучение по русскому языку в объёме 105 часов (3 часа в неделю);

  • в 9 классе базового уровня предполагается обучение по русскому языку в объёме 70 часов (2 часа в неделю);

С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроецированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными обстоятельствами.


Обоснование тематики содержания учебной программы и части реализации национально-регионального компонента.

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания языкового образования.

Программа русского языка в 5-9 классах дополнена курсом «Изучение языка произведений уральских писателей» (коммуникативное направление НРК).

  • Коммуникативное направление реализации НРК выбрано МО учителей русского языка и литературы.

  • Обеспеченность преемственности в реализации содержания НРК на уроках русского языка и литературы.

  • Обеспеченность учащихся учебными пособиями (хрестоматии «Литература России. Южный Урал.5-9 кл. Составители: Капитонова Н.А., Крохалёва Т.В., Соловьёва Т.В. Челябинск «Взгляд» 2002г.), которые имеются в библиотечном фонде школы.


Межпредметные связи, преемственность.
Главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается при помощи совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

-усиление системности в компоновке содержания и структуры материала;

-теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;

-комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках русского языка постоянно привлекаются сведения из смежных дисциплин.

Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, уроках-практикумах межпредметного содержания, заочных путешествиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, упражнения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.

При изучении материала некоторых тем курса русского языка в 5, 6 классах требуется решение проблемы преемственности между начальной и основной школой. Это влечёт за собой внесение определённых изменений в организационные формы обучения.

При изучении русского языка как предмета более тесные связи осуществляются с литературой. При обучении русскому языку используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связей предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, члены предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами. Историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

  1   2   3