Главная страница

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 9 классы 2013 2014 учебный год



НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 9 классы 2013 2014 учебный год
страница2/3
Дата11.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая учебная программа
1   2   3

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования
Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями, методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока.

С целью повышения качества образования мною ведётся постоянное совершенствование методики преподавания русского языка, апробация новых технологий обучения. Отдаётся предпочтение технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. Использую следующие виды технологий:

  • когнитивные (проектная деятельность, решение проблем);

  • технологии сотрудничества( ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление текстов);

  • контролирующие ( тестирование, конкурсы, олимпиады и др.);

  • информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы);

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутки, использование музыки);

  • игровые технологии (игры со словами);

В ходе освоения содержания лингвистического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют свой опыт:

  • Самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт;

  • Самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.



Для этого используются:

  • Проблемное обучение;

  • Технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов;

  • Разноуровневое обучение;

  • ИКТ;

  • Коллективная система обучения;

  • Технология модульного и блочно-модульного обучения;

  • Развитие исследовательских навыков;

  • Проектные методы обучения;

  • Лекционно-семинарско-зачётная система;

  • Технология игрового обучения: ролевых, деловых и др. обучающих игр;


Особенности организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятия, экстернат, модульная, дистанционная.

Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определённую дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

При изучении русского языка в зависимости от уровня способности класса осуществляю переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения русского языка, от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.

В процессе изучения курса русского языка учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Организую и дополнительные индивидуальные занятия как с учащимися, не усваивающими программный материал, так и с сильными учащимися, требующими получения дополнительных знаний.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России. Развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения формирую умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе происходит воспитание гражданственности, патриотизма.
Содержание учебного материала.

Содержание обучения определяет перечень и объём материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить её значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставит акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.
(Распределение часов):

Класс

Вводный урок о русском языке

Повторение пройденного в предыдущих классах

Изучение нового программного материала

Уроки развития речи

Повторение изученного в течение учебного года

5 класс

2

20

145

37

6

6 класс

1

10

143

41

15

7 класс

1

7

98

27

7

8 класс

1

6

73

17

8

9 класс

1

5

46

10

8

Содержание учебного материала Рабочей программы полностью соответствует примерной програме, разработанной федеральным государственным органом, и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения (Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского 2009г.) Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно-методическое обеспечение

Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский Москва «Просвещение» 2009
Учебники


  1. Русский язык Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 34-е издание Москва «Просвещение» 2010

  2. Русский язык Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. БарановЛ.А. Тростенцова и др. 34-е издание Москва «Просвещение» 2008

  3. Русский язык Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А. Ладыженнская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 34-е издание Москва «Просвещение» 2007

  4. Русский язык: Учебник для 8 класса/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Л.А., Дейкина А.Д. и др. : М.: «Просвещение», 2011г.

  5. Русский язык: Учебник для 9 класса/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Л.А., Дейкина А.Д и др. : М.: «Просвещение», 2011г.


Учебно-методические пособия для учителя
5 класс

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе Москва «Просвещение» 2000

  2. Гдалевич Л.А. Уроки русского языка в 5 классе Москва «Просвещение» 1991

  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии Москва «Просвещение» 1991

  4. Жердева Л.А. Карточки-задания 5 класс Москва «Владос» 2000

  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс, М.: ВАКО, 2011

  6. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2005

  7. Львова С.И. Лингвистические игры 5-11 классы Москва «Эксмо» 2008

  8. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное Москва «Самовар» 1994

  9. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол Москва «Самовар» 1995

  10. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное Москва «Самовар» 1996

  11. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка Москва «Просвещение» 1990

  12. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс Москва «Просвещение» 2004

  13. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы Москва «Просвещение» 1996




  1. класс

  1. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка

  2. Безымянная О.Е. Диктанты с комплексным анализом текста Москва «Айрис» 2003

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе Москва «Просвещение» 2002

  4. Жердева Л.А. Карточки-задания 6 класс Москва «Владос» 2000

5.Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 класс Москва «Просвещение» 2006

6.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе Москва «Просвещение» 2006

7. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку 6 класс Москва «Сфера» 2003

8.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 6 класс М.: «Сфера» 2006

9.Сидиева И.В. Карточки для проверки орфографии и пунктуации 5-11 классы Москва «Аркти» 2002

10.Шульгина Н.П. Диктанты по русскому языку 6 класс Москва «Экзамен» 2005
7 класс


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе Москва «Просвещение» 2005

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы Москва «Просвещение» 2005

  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход Москва «Айрис-пресс» 2001

  4. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку 7 класс Москва «Дрофа» 2001

  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 7 класс Москва «Просвещение» 2004

  6. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе Москва «Просвещение» 2005

  7. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии 7 класс Москва «Просвещение» 2006

  8. Львова С.И. Практикум по русскому языку 7 класс Москва «Просвещение» 2006

  9. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома 7 класс Москва «Искатель» 1996

  10. Шадрина С.Б. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы.Волгоград. «Учитель», 2013


8 класс

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе Москва «Просвещение» 2000

  2. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы Москва «Аркти» 1999

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «Вако» 2005

  4. Жердева Л.А. Русский язык в школе Карточки-задания 8 класс Москва «Владос» 2004

  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс

  6. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005

  7. Сиденко Н.В. Поурочные планы по русскому языку 8 класс Волгоград «Учитель» 2001

  8. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005

  9. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения 5-9 классы Москва «Просвещение» 1998


9 класс

  1. Александров В.Н., Александрова, Соловьёва Т.В. Итоговая аттестация Методическое пособие 9 класс Челябинск «Взгляд» 2008

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе Москва «Просвещение» 2006

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс Москва «Вако» 2004

  4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 9 класс Москва «Просвещение» 2001

  5. Кудинова О.А., Юнусова Б.С. Русский язык: контрольные работы 8-9 классы Москва «Эксмо» 2007

  6. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста Москва «Мнемозина» 2003

  7. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе Москва «Просвещение» 2005

  8. Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме Москва «Интеллект - Центр» 2009

  9. Текучева И.В. Русский язык Контрольные и проверочные 9 класс Москва «Астрель» 2002

  10. Тропкина Л.А. Русский язык Поурочные планы 9 класс Волгоград «Учитель» 2001

  11. Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация (по новой форме) 9 класс Тематические тренировочные задания Москва «Эксмо» 2008

Учебные пособия для учащихся

5 класс


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку Москва «Просвещение» 1995

  2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором Москва «Просвещение» 2005

  3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах Москва «Просвещение» 1984

  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии Москва «Просвещение» 2005

  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5 класс Москва «Сфера» 2006

  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста 5 класс Москва «Сфера» 2005

  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии Москва «Просвещение» 2006

  8. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Москва «Экзамен» 2007

  9. Соловьёва Н.Н. Русский язык Тетрадь для контрольных и самостоятельных работ 5 класс Москва «Просвещение» 2005

  10. Шанский Н.М. В мире слов Москва «Просвещение» 1985

6 класс


  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором 6 класс Москва «Просвещение» 2005

  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 6 класс Москва «Просвещение» 2006

  3. Волина В.В. Весёлая грамматика Москва «Знание» 1995

  4. Книгина М.П. Русский язык 6 класс Тесты Саратов «Лицей» 2006

  5. Книгина М.П. Тетради на печатной основе Саратов «Лицей» 2006

  6. Леденёва В.В., Халикова Н.В.Русский язык Тесты 5-7 классы Москва «Дрофа» 2001

  7. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку 6 класс Москва «Сфера» 2006

  8. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 6 класс Москва «Сфера» 2006

  9. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 6 класс Москва «Материк Альфа» 2002

  10. Шклярова Т.В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ Москва «Грамотей» 2006


7 класс


  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 7 класс Москва «Просвещение» 2006

  2. Горюнова Г.Г. Наречие и красноречие Практикум по русскому языку Санкт-Петербург «Паритет» 2004

  3. ЛеденёваВ.В., Халикова Н.В. Русский язык Тесты 5-7 классы Москва «Дрофа» 2001

  4. Львов В.В. тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку 7 класс Москва «Дрофа» 2005

  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс Москва «Сфера» 2006

  6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии Москва «Просвещение» 2005

  7. Морозова Т.А. Рабочая тетрадь с печатной основой 7 класс Саратов «Лицей» 2002

  8. Поникарова Л.А. Русский язык Морфология в таблицах и заданиях Москва «Просвещение» 2004

  9. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Москва «Интеллект-центр» 2006

  10. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 7 класс Москва «Материк Альфа» 2001


8 класс


  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором 8 класс Москва «Просвещение» 2005

  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 8 класс Москва «Просвещение» 2005

  3. Жердева Л.А. Карточки-задания Синтаксис, пунктуация Москва «Владос» 2004

  4. Еремеева А.С. Русский язык 8 класс Рабочая тетрадь Саратов «Лицей» 2005

  5. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку 8 класс Москва «Сфера» 2001

  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 8 класс Москва «Сфера» 2002

  7. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний. 8 класс Москва «Материк Альфа» 2001

  8. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык Тесты 8-9 классы Москва «Дрофа» 2001


9 класс

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык Дидактические материалы для подготовки к экзамену в 9 классе Челябинск «Взгляд» 2008

  2. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В. Итоговая аттестация Учебное пособие 9 класс Челябинск «Взгляд» 2008

  3. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором 9 класс Москва «Просвещение» 2006

  4. Войлова К.А. Русский язык Культура речи Москва «Дрофа» 2006

  5. Дейкина А.Д. Русский язык Раздаточные материалы 9 класс Москва «Дрофа» 2006

  6. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения Москва «Дрофа» 2006

  7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 9 класс Москва «Сфера» 2002

  8. Пахнова Т.М. Русский язык Комплексная работа с текстом Рабочая тетрадь 9 класс Москва «Экзамен» 2004

  9. Соловьёва Н.Н. Русский язык ( класс Тетрадь для самостоятельных и контрольных работ Москва «Материк Альфа» 2004

  10. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык Тесты 8-9 классы Москва «Дрофа» 2001


Справочная литература по русскому языку для учащихся


  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка 10-е издание Москва «Просвещение» 2005

  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка 4-е издание Москва «Просвещение» 2006

  3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка 5-е издание Москва «Просвещение» 2005

  4. Лапатухина М.С. Школьный толковый словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 1998

  5. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 2006

  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка 8-е издание Москва «Просвещение» 2006

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва «Русский язык» 1998

  8. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов 8-е издание Москва «Просвещение» 2006

  9. Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1991

  10. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка Москва «Просвещение» 1998

  11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей xviii – xx вв.) Москва «Просвещение» 1996

  12. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка Москва 2006

  13. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка Москва 2001

  14. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь 41-е издание Москва «Просвещение» 1990

  15. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1997

Требования к уровню подготовки обучающихся. (Результаты обучения).

Требования к лингвистической подготовке обучающихся определяет уровень и объём умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.

Результаты обучения представлены в Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (2009). Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и задаёт систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, изучавшие курс русского языка, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной (неполной) школы. Эти требования структурированы по трём компонентам:

«знать/понимать»,

«уметь»,

«использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания. Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

  1. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

  2. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов.

  • Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

  • Находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их, производить орфографический разбор слов с изученными офограммами.

  • Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации:

  • Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

  • Определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных), составлять простой план исходного и собственного текста.

  • Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языкоые средства в текстах разного содержания.

  • Пользоваться орфографическими, толковыми, орфоэпическими словарями.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

1.Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в шестом классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя и одним главным членом, выраженным безличным глаголом.

  • С помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова.

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Научить находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать с лова с изученными орфограммами, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, производить орфографический разбор слов.

  • Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации.

  • Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи.

  • Составлять сложный план, подробно, сжато и выборочно пересказывать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа.

  • Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли.

  • Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

  • Уметь пользоваться орфографическими, толковыми, словообразовательными, орфоэпическими словарями.

  • Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

1.Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.

  • Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

  • Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

  • Обособлять на письме запятыми причастные оборотами (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи

  • Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.

  • Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как сжато, так и устно) внешности человека, процессов труда; описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся), грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

1.Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.

  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.

  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации.

  • Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

  • Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии.

  • Находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи.

  • Определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц, сочинения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки.

Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
1.Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический.

  • Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии содержанием и стилем создаваемого текста.

  • Определять стиль и тип текста.

  • Соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

  • Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

  • Находить в словах все изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи.

  • Научить определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи; готовить доклад на историко-литературную тему по одному источнику; составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой статьи); писать сочинения публицистического характера, писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы; соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.



Критерии оценивания
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса русского языка в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём устного/письменного опроса. Контроль результатов обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестовые задания.


Тестирование.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

Отлично

75-89%

Хорошо

50-74%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно



Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1)учитывать полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения : в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-250 слов, в 8 классе – 250-350 слов, в 9 классе – 350-450 слов.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку





Основные критерии оценки




Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуто целевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1орфографическая ошибка, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен.5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуа­ционные ошибки, или 4 пунктуаци­онные ошибки при отсутствии орфо­графических оши­бок, а также 2 грамма­тические ошибки.

«3»


1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов содержании и 5 речевых недочё­тов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуацион­ных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографи­ческих и 4 пунктуацион­ные ошибки).

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок. или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество поверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 орфограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

Объём диктанта: для 5 класса – 90-100 слов; для 6 класса – 100-110 слов; для 7 класса – 110-120 слов; для 8 класса – 120-140 слов; для 9 класса 140-160 слов. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объём его может быть сокращён примерно на 10 слов.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других есть однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается оценкой «1».

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу , в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущены 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается оценкой «1».

Объём словарного диктанта: в 5 классе – 10-15 слов; в 6 классе – 15-20 слов; в 7 классе - 20-25 слов; в 8 классе – 25-30 слов; в 9 классе – 30-35 слов.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по русскому языку.

Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд) демонстрационных печатных пособий, ИКТ, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования. Они ориентированы на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.


№п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания




1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)







1.1.

Стандарт основного общего образования по русскому языку







1.2.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку







1.3.

Авторские программы







1.4.

Учебники по русскому языку 5-9 классы.










Рабочая тетрадь русскому языку для 5 класса.










Рабочая тетрадь русскому языку для 6 класса










Рабочая тетрадь русскому языку для 7 класса.










Рабочая тетрадь русскому языку для 8 класса










Рабочая тетрадь русскому языку для 9 класса.










Дидактические материалы по русскому языку для 5 класса.










Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса.










Дидактические материалы по русскому языку для 7 класса.










Дидактические материалы по русскому языку для 8 класса.










Дидактические материалы по русскому языку для 9 класса.










Практикумы по русскому языку










Учебные пособия по элективным курсам









Сборники изложений по русскому языку для 5-9 классов.










Сборник экзаменационных изложений по русскому языку для проведения государственной (итоговой) аттестации.










Научная, научно-популярная литература по русскому языку.










Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных правил по русскому языку и т.д.










Методические пособия для учителя.







2.

Печатные пособия










Таблицы по русому языку для 5 класса.










Таблицы по русому языку для 6 класса.










Таблицы по русому языку для 7 класса.










Таблицы по русому языку для 8 класса.










Таблицы по русому языку для 9 класса.










Портреты выдающихся учёных в области лингвистики.







3.

Информационно-коммуникативные средства










Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса русского языка.










Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.







4.

Экранно-звуковые пособия










Видеофильмы по истории развития русского языка







5.

Технические средства обучения.










Переносное автом. рабочее место учителя (АРМ).







6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.










Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.










Доска магнитная










Ученические столы двухместные с комплектом стульев










Стол учительский с тумбой









Шкаф для хранения дидактических пособий, учебников и т.д.










Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.









Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. СД «1С: Репетитор. Русский язык» (КИМ)

2. Интернет-школа Просвещение. Ru.

3.Журнал «Русский язык в школе»

4.Приложение «Русский язык».

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:

Министерство образования РФ: https:// www. informika. ru /; https:// www. ed. gov. ru/; https:// www. edu. ru/.

Тестирование online: 5-11классы: https:// www. Kokch. Kts. ru /cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: https:// teacher.fio. ru.

1   2   3