Главная страница


Урок «Суд над Иваном Грозным»



Скачать 62.85 Kb.
НазваниеУрок «Суд над Иваном Грозным»
Дата08.04.2016
Размер62.85 Kb.
ТипУрок

Урок «Суд над Иваном Грозным»

( 6класс)

Цель урока:

1.Обобщить и закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения темы»Россия в XVIв».

2.Нравственно-этическое оценивание. Развитие умения оценивать исторические события и людей, в этих событиях участвовавших. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения. Научиться давать собственную оценку исторической эпохе Ивана Грозного.

3. Формирование у школьников представления о многозначности исторических явлений, о влиянии неординарной личности на окружающий мир и о воздействии внешних условий на судьбы людей. Двойное видение эпохи: в 1 части –сам царь и его современники оценивают эпоху, в которой они жили;во2 части – взгляды потомков.

3.Умение изучать и систематизировать знания из различных источников

4.Готовность к сотрудничеству, освоение основ межкультурного взаимодействия.

Подготовка к уроку.

  1. Ученикам заранее дается список рекомендованной литературы (см. ниже), распределяются роли и объясняются задачи каждого участника игры (судья, присяжные заседатели, главный обвинитель, защитник, свидетели защиты и обвинения).

  2. Необходимо также подготовить реквизит для инсценировки судебного заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе.

Оборудование: цветные квадратики для голосования. Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Репродукция картины В. Васнецова «Царь Иван Грозный».

Ход урока

1.Вводная беседа.

1.В какие периоды российской истории тема Ивана Грозного становилась наиболее активной для историков и политиков?

2.Есть ли основания называть царствование Ивана IV эпохой?

3.Как вы относитесь к такой оценке царя:»Иван Грозный как солнце: если слишком близко – обожжешься, попадешь в опалу; слишком далеко – холодно».

2.Учитель: вводное слово.

Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие глубокий след в истории. К числу таких людей, бесспорно, относится и Иван Грозный. По сей день вокруг Ивана Грозного, его личности, деяний уже не одно десятилетие идут споры. Существует теория двух Иванов. Одних приводят в ужас проявления его беспощадной, деспотичной натуры, жестокие казни, та грань разорений и бедствий, до которых Иван довел страну.

Другие оправдывают деятельность государя значимостью тех целей, которые он перед собой ставил и особенностями той эпохи, в которой он жил и правил.

На сегодняшнем судебном заседании Вам (суду присяжных) предстоит решить, чья позиция имеет более веские аргументы: (красным квадратиком – виновен; синий – нет).

Сегодняшнее судебное заседание ведет судья…,прокурор…,адвокат…

3. Секретарь. Встать! Суд идет!

4.Судья. Судебное заседание объявляю открытым. Экспертам разрешается занять свои места.

- Подсудимый, вы вызываетесь по сути предъявленных вам обвинений. Ваше имя?

Иван Грозный (махая посохом). Ты что же, холоп, имени моего не ведаешь? Государя, царя Ивана Васильевича не признаешь?! (ударяет посохом)

Судья. Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому его имя – Грозный?

И.Г. Молчи, холоп худородный! Эй, Малюта, пес верный! Объясни-ка этим холопам, кто стоит перед ними.

Малюта. Помазанник божий, государь царь Иванг Васильевич. Прикажешь разогнать сие сборище?

Судья. Как бы не так! Четыре века прошло, времена нынче другие. А потому придется, государь, тебе и Малюте отвечать за свои деяния.

Судья. Господин прокурор, вы можете приступить к перекрестному допросу.

Прокурор. Скажите, сколько Вам было лет, когда умерла Ваша мать?

И.Г. 8 лет

Прокурор. Вы настаиваете на том, что бояре старались отстранить Вас от управления государством?

И.Г. Да, они узурпировали власть и совершенно не давали мне управлять.

Прокурор. Как вы думаете, способен ли 8-летний ребенок управлять государством?

(Протест адвоката).

Прокурор. Я поставлю вопрос по-другому: Вы могли в 1538г взять на себя управление государством?

И.Г. Нет.

Прокурор. Почему Вы решили принять царский титул? Для того, чтобы по примеру Византии сосредоточить в своих руках не только светскую власть, но и возглавить церковь?

И.Г. Я хотел показать полную независимость Руси от Золотой Орды. И ее величия.

(Слово экспертам)

Прокурор. Расскажите о пожаре 1547г. в Москве. Где Вы находились во время пожара?

И.Г. Я был со свитой на Воробьевых горах.

Прокурор. Это правда, что пожар устроила Ваша бабка, Анна Глинская?

И.Г.Это клевета. Это слухи, которые распространил Скопин-Шуйский и его единомышленники.

Прокурор. Вы пытались объяснить это людям, которые пришли к Вам в Воробьево с требованием выдать Вашу бабку?

И.Г. Я царь. Я не обязан оправдываться перед чернью.

Прокурор. И потому Вы отдали приказ стрелять в собственный народ?

( Протест адвоката)

Прокурор. Вы отдали приказ стрелять в народ?

И.Г. Я велел стрелять в бунтовщиков.

Прокурор. У меня нет больше вопросов.

Судья. Господин адвокат! Вы можете приступать к перекрестному опросу.

Адвокат. Господин обвиняемый, скажите, как часто бояре давали Вам уроки, на которых учили управлять государством?

И.Г. Какие там уроки, если порой меня даже забывали накормить, со мной играли в различные игры и только.

Адвокат. Как Вы думаете, это бояре отравили Вашу мать?

(Протест прокурора)

Адвокат. Сколько было лет Вашей матери, когда она умерла?

И.Г.30 лет

Адвокат. Она была здорова?

И.Г. Да, вполне.

Адвокат. За что Вы отдали приказ казнить Андрея Шуйского?

И.Г. До меня дошли известия о том, что князь разорил землевладельцев, заставляя их силою за малую цену продавать ему свои вотчины, разорял крестьян требованием большого числа подвод для своих людей, ездящих к нему из его деревень и обратно; каждый из помощников его, прикрываясь именем Шуйского, позволял себе всякого рода насилия.

Адвокат. Почему Вы не отдали приказ о казни Скопина-Шуйского, который распространял слухи о виновности Вашей бабки в пожаре 1547г. в Москве и подстрекал чернь на бунт?

И.Г.Как истинно верующий человек я решил передать это дело суду Божьему, а не людскому.

Адвокат. У меня нет больше вопросов.

Судья. Подсудимый, что Вы можете сказать по сути предъявленных Вам обвинений?

И,Г. Слово.

Судья. А сейчас приглашаются свидетели обвинения.

Слово свидетелей-обвинения:

1. Эксперт по художественной картине («Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван»).

2. Убийство сына

3.Боярин, участник Ливонской войны.

4.Новгородский боярин, пострадавший от опричнины.

5.Эксперты-историки: Ключевский и Зимин.

Судья. Приглашаем свидетелей защиты:

1.Нянька Ивана

2.Дворянин Адашев.

3.Стрелец, участник похода на Казань

4.Малюта Скуратов.

Судья. А сейчас приглашаются потомки-историки (эксперты), которые занимались изучением эпохи Ивана IV.(Изучали взгляды историков: Карамзина, Ключевского, Соловьева, Кавелина, Платонова, Покровского, Бибикова, Зимина, Юрганова)

Минули века, и Ивана уж нет,

И все бы списать за давностью лет,

Но суд наш неправедным станет тогда,

У царь-грозных деяний не давности лет.

Заключительное слово прокурора.

Заключительное слово адвоката.

Заключительное слово судьи: Выслушав обе стороны, мы пришли к следующим выводам…

Итоговая беседа:

1.Как Вы относитесь к теории двух Иванов?

2.Согласны ли Вы с доводами различных историков? Какая из оценок Вам кажется более убедительной?

3.Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошел Иван IV?

4.Как Вы полагаете, жестокость и террор свидетельствуют о силе царской власти или ее слабости?

5.Что принесло России царствование Ивана IV?

Рефлексия: решение суда присяжных. (Каков же Ваш приговор: выносим приговор Ивану IV цветными квадратиками)/

Домашнее задание. Написать для учебника истории или словаря справку об Иване IV. Какой портрет вы отберете для вашего текста и почему?

Список литературы

  1. Учебник А.А.Данилов и Л.Г.Косулина. »История России с древнейших времен до конца XVI. М.Просвещение. 2012г.

  2. История СССР в художественно-исторических образах. М.Просвещение. 1985г.

  3. «Преподавание истории» №6-2000г.