Главная страница


Воспитание: мужское и женское



Скачать 94.97 Kb.
НазваниеВоспитание: мужское и женское
Дата14.04.2016
Размер94.97 Kb.
ТипКонспект

Родительское собрание "Воспитание: мужское и женское" - психологическая игра для родителей - мам и пап. Конспект занятия
Эмоциональная близость в семье предполагает установление взаимно приятных, дружеских отношений, симпатий, взаимоуважения, сопереживания, помощи – одним словом, основой эмоциональных связей в семье является любовь. В наше время не только матери, но и отцы не просто нуждаются, но и хотят получать психологические знания для построения гармоничных отношений со своими детьми. Сценарий собрания посвящен этой теме.

Цель: Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей – мужского и женского.

Задачи:

  1. Определить взгляд в вопросе воспитания с точки зрения пап и мам.

  2. Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребенка.

Участники игры:

  • Ведущий – педагог – психолог.

  • Родители мужского и женского пола.

Методическое обеспечение:

  1. Рекомендации для раздачи участникам игры.

  2. Разработка методики проведения игры.

Материальное обеспечение:

  1. 2 стола, стулья по количеству родителей.

  2. Бумага и карандаши для работы в группах

  3. 2 доски для демонстрации ответов групп.

  4. Ситуации, для решения их родителями.

Правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу (1 минута). Ведущий подводит итог высказанным мнениям (2 минуты).

  2. В игре нет зрителей. Все участники.

  3. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы – группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание: «Дети – цветы жизни». (Участники игры высказывают свое мнение).

Томас Манн говорил: "Человек стоит между ангелом и зверем. Кем он станет, зависит от воспитания".

Рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки. При этом вся система образования (в особенности, дошкольное воспитание) – сплошное царство женщин. В общем-то ничего странного в этом нет: во – первых, женщине самой природой определено находиться рядом с детьми, во – вторых, работа педагога требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец, чего скрывать, профессия педагога не самая высоко оплачиваемая, а потому и не входит в разряд престижных, мужских.

Подумаешь, вроде все верно – в детских садах и школах должны работать женщины. Да и приходит ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии – сварщики, водители, военные и мн. др. Мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему все чаще одолевает всех нас – и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая – то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное – научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

Внимание! Первый вопрос обеим командам.

Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими – мальчик. На выполнение дается 2 минуты.

Участники записывают качества на листах, разделенных на 2 половины. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске. Происходит обсуждение.

Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек. Происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы, по-разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

Второй вопрос: Представьте, что у вашего ребенка завтра день рождения. Напишите за 1 минуту план, как вы устроите ребенку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы. Папы составляют сценарий праздника для дочери, а мамы – для сына.

Участники записывают планы на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает планы, листы вывешиваются на доске. Происходит обсуждение.

Ведущий: Праздник для ребенка – это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытает ребенок во время праздника – радость или разочарование. И ребенку особенно радостно, если этот праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же броситься развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап все же получаются лучше.

Третий вопрос: Вспомните и запишите названия игр, в которые вы играли, будучи детьми.

Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает игры, листы вывешиваются на доске. Происходит обсуждение.

Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребенком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

И наш пятый вопрос: Как вы поступите в предложенных вам ситуациях?

СИТУАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Старший сын – маме (папе): « Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».

  2. Мама (папа) укладывает дочь спать. Дочь просит посидеть с ней.

  3. Сын прибегает домой в слезах: «Соседский ребёнок отнял мою ледянку!».

4. Ребенку сделали укол. Он плачет и жалуется: «Мне очень больно! Не люблю врачей»
Ведущий: А теперь шестой вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. На это задание вам дается 3 минуты.

Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения. Происходит обсуждение.

Ведущий: Как порой мы бываем несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребенка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал, что обе стороны родителей не отталкивают одна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного – воспитать ребенка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Я предлагаю вам закончить нашу встречу игрой с названием «Шуточный тест». Команда пап пишет столбиком, под номерами 10 наименований птиц, а команда мам – 10 наименований растений. (Команды работают). После выполнения листы вывешиваются рядом с началом фразы «Ваш муж…» и «Ваша жена…» (написанные ведущим). Приложение 1.

Ведущий подводит итог встречи: Мамин уход в основном выстроен на эмоциях, она кормит ребенка, проводит необходимые гигиенические процедуры, усюсюкает с ним и умиляется. Папа же может играть с малышом в развивающие и подвижные игры, купать его, ходить на прогулки, в парки и т.д., чем старше становится ребенок, тем больше расширяется список обязанностей каждого из родителей.

У матерей изначально более развит инстинкт защиты ребенка и оберегания его от всяческих опасностей. Часто бывает так, что чувство ответственности и страха за жизнь и здоровье малыша просто зашкаливает, и мама пытается оградить его от всех неприятностей через запреты. Запрещаться может все, что угодно: лезть на горку (можно ведь упасть), ходить на пляж (там постоянно все тонут), ходить в парк с друзьями (украдут же). За своей искренней заботой мамы порой не замечают, как ребенок вырастает безвольным, боящимся даже из дома выйти, не адаптированным к жизненным трудностям человеком. Тут и вступает в процесс воспитания папа. Благодаря аналитическому складу ума, мужчина может трезво проанализировать ситуацию и определить, насколько высока опасность для ребенка, и можно ли отпустить его навстречу новому.

Формирование у ребенка целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Отец учит ребенка справляться с проблемами, преодолевать трудности, испытывать себя. Проблемы с учёбой, с агрессивностью, недостаточной активностью - это проблемы папы. Матери играют с детьми в настольные игры, рисуют, читают книги, то есть занимаются их интеллектуальным развитием. Отцы же устраивают непредсказуемые энергичные игры: "бокс", "футбол", "борьба", которые не менее полезны для ребенка. В них дети чувствуют себя сильнее, снимают свое напряжение и заряжаются положительными эмоциями.

Дорогие папы, не стоит считать, что ласка и одобрение – это женский удел. И сыновья и дочери одинаково нуждаются и в отцовской нежности и ласке. Что касается мальчиков, то не стоит думать, что от проявления любви он вырастет женоподобным, наоборот, доказано, что в тех семьях, где папы не стеснялись выражать свою любовь к сыновьям, вырастали настоящие мужчины, чувствующие и умеющие любить. Что же касается девочек, то формирование их женственности тоже всецело зависит именно от папы.

Иногда мамы подсознательно не доверяют своего ребенка в руки отца ("ведь папы всё делают не так!"), пытаются все держать под своим контролем. Важно понять, что папы всё делают правильно, просто не так, как мамы.

Раздача рекомендаций родителям. Приложение 2.

Прощание.

Приложение 1.
СЕМЕЙНЫЙ ТЕСТ


ВАШ МУЖ

Наименования растений ( пишут мамы)

Нежный как…




Общительный как…




Сильный как…




Умный как…




Независимый как…




Улыбчивый как…




Сексуальный как…




Красивый как…





ВАША ЖЕНА

Наименование птиц ( пишут папы)

С шефом как…




В транспорте как…




В постели как…




В кабинете у врача как…




С подругой как…




По телефону как…




С родственниками как…




С коллегами по работе как…




В магазине как…




У себя дома как…






Приложение 2.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно очень любить.

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней- бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок - а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

  • Помните: для ребенка чего-то не уметь или чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

  • Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.