Главная страница


№ урока Планируемые сроки проведения (неделя учебного года) Тема урока Основные элементы содержания Характеристика основных видов деятельности учащихся



Скачать 254.58 Kb.
Название№ урока Планируемые сроки проведения (неделя учебного года) Тема урока Основные элементы содержания Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата18.04.2016
Размер254.58 Kb.
ТипУрок

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС




урока

Планируемые сроки проведения (неделя учебного года)

Тема урока

Основные элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Контроль

Домашнее

задание







Тема.5.Организменный уровень жизни 27 ч.


1.

1

Введение. Уровни организации живой природы

Организм – единое целое. Многообразие организмов

Уметь: характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе,

находить информацию в учебных текстах и оценивать ее.

Вести диалог на материале учебных тем;







2.

1.

Организменный уровень жизни, его значение в природе.

Особенности организменного уровня жизни

характеризовать особенности организменного уровня жизни

тест

П.1

3.

2

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Регуляция процессов жизнедеятельности

Знать признаки одноклеточных организмов, способы питания организмов, отличие гуморальной и нервной регуляции




П.2

4.

2

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

Основные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение ,движение, раздражимость

Уметь: выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов;

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях и оценивать ее.

Готовить пересказ прочитанного.

Вести диалог на материале учебных тем




Стр.10-13

5.

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Ассимиляция, диссимиляция, аэробы, анаэробы.

Уметь сравнивать процессы одноклеточных и многоклеточных организмов


Текущий контроль

П.3

6.

3

Эволюция систем органов у организмов (пищеварительной, дыхательной, нервной)

Автотрофы, гетеротрофы, фильтраторы, хищники, паразиты

уметь сравнивать и находить особенности типов питания у различных организмов




Стр.17-20

7.

4

Размножение организмов

Размножение, его роль в преемственности поколений, биологическое значение размножения

Знать / понимать:

Сущность процессов размножения, типы размножения, виды оплодотворения у растений и животных.

Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.

Составлять таблицы и опорные конспекты по прочитанному.

текущий контроль

П.4

8.

4

Оплодотворение и его значение. Искусственное оплодотворение.

Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение. биологическое значение оплодотворения

объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы.

выделять главные мысли услышанного, Запоминать и воспроизводить услышанное.

Вести диалог на материале учебных тем.




П.5

9.

5

Онтогенез- индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти.

Зигота, бластула, гаструла, нейрула.

Этапы индивидуального развитие организма Основные стадии эмбриогенеза

Причины нарушений развития организмов.

Знать / понимать:

особенности онтогенеза. Вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и др. мутагенных факторов.

Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов.

тест

П.6

10.

5

Основные понятия генетики. Наследование признаков организма.

Генотип, фенотип. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Знать / понимать:

сущность закономерностей изменчивости; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом


Текущий контроль по вопросам

П.7

11.

6

Хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование







П.7

12.

6

Изменчивость признаков организма и ее типы.

Ненаследственная изменчивость(модификациионная, фенотипическая) изменчивость; наследственная (комбинативная, мутационная изменчивость).

Л.р.№1 «Выявление изменчивости у особей одного вида. Построение вариационных рядов и вариационной кривой признаков организма»

называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций;

объяснять влияние экологических факторов на организмы;

причины мутаций.

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;




П.8

13.

7

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и с Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем. символика.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь:

проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках

Текущий контроль по вопросам




14.

7

Решение генетических задач

Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.

Уметь:

решать элементарные генетические задачи;

Лаб раб. №1: «Составление простейших схем скрещивания»;







15.

8

Дигибридное скрещивание

Решетка Пеннета, 3 закон, анализирующее скрещивание.

Использование Г.Менделем гибридологического метода. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.

Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков

тестовый контроль

П.10

16.

8

Взаимодействие генов.

Полимерия, кодоминирование, эпистаз, гибридизация

сравнивать виды взаимодействия генов




Стр.48-52

17.

9

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Аутосомы, половые хромо Хромосомная теория наследственности.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование сомы, гетерогаметный организм

Знать / понимать:

закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом.

Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом.




П.12

18.

9

Наследственные болезни человека, причины и возможности профилактики и лечения.

Генные, хромосомные, геномные болезни.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генные и хромосомные болезни. Влияние мутагенов на организм человека.

Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика

Знать:

основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.

Уметь: объяснять причины наследственных болезней человека; мутаций.




П.13

19.

10

Мутагены. Их влияние на живую природу и человека

Типы мутагенов.

Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика

Объяснять причины и последствия мутагенных факторов.

текущий контроль

Стр.63-66

20.

10

Этические аспекты медицинской генетики. Достижение биотехнологии и этические аспекты ее исследований

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.)

Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию растений и животных. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Уметь: использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение.

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее.

Анализировать ситуацию с различных позиций; высказывать предположения по поставленной проблеме;




П.14,п.15

21.

11

Факторы, определяющие здоровье человека.

Влияние мутагенов на организм человека

объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.




Стр.7376

22.

11

Семинар. Творчество в жизни человека и общества

Человек – представитель организменного уровня жизни. Способность к творчеству – как уникальное свойство человека

Уметь: объяснять что такое творчество и в чем оно проявляется; формулировать понятие о жизненном цикле человека; цитировать высказывания.

Итоговый тест




23.

12

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Основные методы селекции

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.


Уметь:

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;

Выделять главные мысли услышанного,

Вести диалог на материале учебных тем; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения комнатных растений, уходе за ними.




П.11

24.

12

Неклеточные формы жизни. Вирусы: разнообразие и значение.

Вирусы. Строение вируса: генетический материал, капсид, размножение.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Знать / понимать:

значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний,СПИДа.

Устный опрос

Стр.83-89.

25.

13

Вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция, способы предупреждения.

Грипп, ОРВИ, бактериофаги. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний




П.17

26

13

Вирусология – наука о вирусах.

Достижения вирусологии

Знать проблемы вирусологии




Стр.92-94

27.

14

Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень жизни»

Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Организм»


Уметь: применять знания, навыки , полученные при изучении темы для решения заданий. решать элементарные генетические задачи.


Итоговая проверочная работа.







Тема 6.Клеточный уровень жизни 25 ч.


28.

14

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

Клетка – структурная и функциональная единица жизни; структурные элементы клеточного уровня

Уметь: называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот




П.18

29.

15

Клетка как этап эволюции живого

Химическая эволюция, биологическая эволюция. Эволюция первичной клетки. Ароморфозы на ранних этапах развития.

Уметь:

проводить исследование; находить информацию в учебных текстах

Уметь:

работать с микроскопом.

Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

Л.р.№3 «Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов»


тест

П.19

30.

15.

Многообразие клеток. Ткани.

Строение клетки.. Особенности строения животной и растительной клетки.

Л.р.№4 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Знать особенности строения и виды тканей различных организмов.







31.

16

Основные части клетки, их строение и свойства.

Поверхностный аппарат клетки, органеллы, включении, ядро, цитоплазма.

Л.р.№5 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Уметь: давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки


Тест

П.20

32.

16

Органоиды клетки, их строение и функции

Органоиды клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

проводить исследование; сравнивать; находить информацию в учебных текстах.




П.21

33.

17

Немембранные органойды клетки

Немембранные органоиды

уметь описывать особенности Немембранные органоидов и знать их функции

Проверочная работа




34.

17

Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Прокариотические и эукариотические клетки.

Уметь находить отличительные особенности Прокариотические и эукариотические клетки

Устный опрос

Стр.116-119

35.

18

Жизненный цикл клетки.

Жизненный цикл. Деление как важный признак жизни клетки. Этапы клеточного цикла.

Знать/понимать: сущность процессов клеточного цикла, этапы клеточного цикла: интерфаза и митоз, длительность жизни клетки.
Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки




П.22

36.

18

Непрямое деление клетки-митоз

Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.

Знать / понимать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза; сущность и биологическое значение мейоза, фазы мейоза.

Строение половых клеток

Уметь:

находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;

Тест

П.23

37

19

Урок-практикум




Л.р№6 «Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука»

Уметь:

работать с микроскопом.

Готовить и описывать микропрепараты







38.

20

Редукционное деление клетки-мейоз

Кроссинговер, конъюгация хромосом

Уметь: описывать процесс удвоения ДНК, стадий мейоза; объяснять биологическое значение мейоза.

Находить сходство и отличие митоза и мейоза






П.23

39.

20

Особенности образования половых клеток.

Сперматогенез, овогенез

Уметь: выделять различия в процессах сперматогенеза и овогенеза

Тест

Стр.128-132

40.

21

Структура и функция хромосом. Геном человека

Строение и функции хромосом.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке

Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК

Устный опрос

П.24

41.

21

Медицинская генетика. Направления развития и достижения.

современные направления медицинской генетики.










42.

22

Общая характеристика бактерий, их разнообразие и особенности.

Многообразие бактерий. Строение бактериальной клетки. Спорообразование, движение бактерий

Л.р№7 «.Сравнение строения клеток прокариот и эукариот»

Умение находить отличие клеток эукариот от прокариот




Стр.135-140

43.

22

Значение бактерий в природе и жизни человека

положительная и отрицательная роль бактерий.

Уметь:

находить информацию в учебных текстах и дополнительных источниках информации оценивать ее; выделять главные мысли прочитанного.

Тест

Стр.140-144

44.

23

Многообразие одноклеточных растительных организмов

Растительные одноклеточные организмы-водоросли и их эволюционная роль. Одноклеточные животные

Находить характерные признаки одноклеточных организмов, устанавливать их значение в природе и жизни человека.

Текущий контроль

Стр.144-146

45.

23

Многообразие одноклеточных животных организмов

Одноклеточные животные. Болезнетворные простейшие.

Сравнивать одноклеточных животных с многоклеточными. устанавливать их значение в природе и жизни человека.

Текущая проверка по вопросам

Стр.148-152

46.

24

Роль простейших в природе и жизни человека

Значение простейших

Профилактика заболеваний вызванных простейшими организмами




Стр.153-155

47.

24

Микробиология, направления, развития и достижения.

Значение микробиологии

уметь приводить примеры современных направлений в микробиологии. Работать с дополнительными источниками информации




Стр.155-158

48.

25

История развития науки о клетки

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория.

Уметь:

называть и описывать этапы создания клеточной теории, положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории.





П.25

49.

25

Клеточная теория, основные положения

Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Уметь: называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира.


Текущий котроль




50.

26

Формы взаимодействия клеток, их роль

Гипотеза происхождения эукариот

Уметь:

находить информацию в дополнительных источниках и оценивать ее; выделять главные мысли




Стр.162-165

51.

26

Дискуссионные проблемы цитологии.

Гипотезы в истории биологии

Уметь:

находить информацию в дополнительных источниках и оценивать ее; выделять главные мысли







52.

27

Урок- обобщения по теме: Клеточный уровень жизни.


Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Клетка»

Уметь:

объяснять значение биологических терминов и законов.

Уметь:

планировать и анализировать свою учебную деятельность

Проверочная работа










Тема 7. Молекулярный уровень жизни 16 ч.

53.

27

Молекулярный уровень жизни, характерные особенности

Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Понимать:

элементарный состав углеводов, липидов и белков, их функции в организме

Уметь :

характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков обеспечении жизнедеятельности клетки и организма




П.27

54.

28

Химический состав клетки .вещества Неорганические вещества. Органические вещества: углеводы, липиды, белки.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.

Уметь: сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений

Л.р№8 «.Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белка, жира)»

Тест

П.28

55.

28

Структура и функции белка.

Основные функции белков.

уметь приводить примеры белков, выполняющие конкретные функции.

таблица

П.28

56.

29

Структура и функции нуклеиновых кислот

Биополимеры: ДНК и РНК, их открытие и описание структуры. ДНК – носитель наследственной информации; виды РНК: транспортная, рибосомальная, информационная

Знать / понимать:

строение генов и хромосом, основные свойства генетического кода

характеризовать сущность процессов хранения и передачи наследственной информации.

Проверочная работа

П.29

57.

29

Процессы синтеза в живых клетках. Фотосинтез, его роль в природе. Хемосинтез.

Обмен веществ .Автотрофы. Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов

Обмен веществ .Автотрофы. Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов

текущий контроль

П.30

58.

30

Процессы биосинтеза белка в клетке.

Матричный характер реакций биосинтеза; Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка; этапы транскрипции и трансляции

Уметь: объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК





П.31

59.

30

Молекулярные процессы расщепления.

Биологическое окисление (клеточное дыхание); АТФ-её строение и функция. Гликолиз, кислородный этап клеточного дыхания, цикл Кребса; роль ферментов в процессах расщепления. е

Уметь: объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием


Текущий контроль

П.32

60.

31

Регуляция биохимических процессов

Ферменты, витамины, гормоны.

Находить дополнительный материал о роли витаминов, ферментов, гормонов

Устный опрос

Стр.197-200

61

31

Естественные и искусственные биополимеры

полимеры

знать отличие естественных полимеров от искусственных

Тест




62.

32

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

Полимерный мусор (фторопласты, каучуки, полиэтилен ит.д.), его опасность. Применение пестицидов, диоксина; проблема устойчивого развития

Знать/понимать: причины накопления полимерного мусора, опасность этого процесса; основные концепции устойчивого развития




Стр.201-204

63.

32

Химические загрязнения окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

Пестициды, диоксин

Использовать информационные ресурсы для подготовки презента ции о глобальных экологических проблемах


тест

П.33

64.

33

Биологическое загрязнение окружающей среды: искусственные мутанты, гибриды




Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения искусственных мутагенов







65.

33

Экологические проблемы и пути их решения




Уметь:

находить информацию в разных источниках и критически оценивать ее.







66.

34

Экологическая культура как условие выживания человечества.

Неустойчивое состояние жизни на планете Земля; факторы деградации окружающей среды; экологическая культура

Обобщать и систематизировать знания по теме

Высказывать своё мнение по

проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала






П.34

67.

34

Заключение. Биологическое разнообразие живого мира




Экскурсия







68.

35

Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу.




Уметь:

планировать и анализировать свою учебную деятельность

Итоговая проверочная работа