№
урока
| Планируемые сроки проведения (неделя учебного года)
| Тема урока
| Основные элементы содержания
| Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
| Контроль
| Домашнее
задание
|
|
| Тема.5.Организменный уровень жизни 27 ч.
|
1.
| 1
| Введение. Уровни организации живой природы
| Организм – единое целое. Многообразие организмов
| Уметь: характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе,
находить информацию в учебных текстах и оценивать ее.
Вести диалог на материале учебных тем;
|
|
|
2.
| 1.
| Организменный уровень жизни, его значение в природе.
| Особенности организменного уровня жизни
| характеризовать особенности организменного уровня жизни
| тест
| П.1
|
3.
| 2
| Организм как биологическая система
| Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Регуляция процессов жизнедеятельности
| Знать признаки одноклеточных организмов, способы питания организмов, отличие гуморальной и нервной регуляции
|
| П.2
|
4.
| 2
| Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов
| Основные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение ,движение, раздражимость
| Уметь: выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов;
находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях и оценивать ее.
Готовить пересказ прочитанного.
Вести диалог на материале учебных тем
|
| Стр.10-13
|
5.
| 3
| Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
| Ассимиляция, диссимиляция, аэробы, анаэробы.
| Уметь сравнивать процессы одноклеточных и многоклеточных организмов
|
Текущий контроль
| П.3
|
6.
| 3
| Эволюция систем органов у организмов (пищеварительной, дыхательной, нервной)
| Автотрофы, гетеротрофы, фильтраторы, хищники, паразиты
| уметь сравнивать и находить особенности типов питания у различных организмов
|
| Стр.17-20
|
7.
| 4
| Размножение организмов
| Размножение, его роль в преемственности поколений, биологическое значение размножения
| Знать / понимать:
Сущность процессов размножения, типы размножения, виды оплодотворения у растений и животных.
Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.
Составлять таблицы и опорные конспекты по прочитанному.
| текущий контроль
| П.4
|
8.
| 4
| Оплодотворение и его значение. Искусственное оплодотворение.
| Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение. биологическое значение оплодотворения
| объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы.
выделять главные мысли услышанного, Запоминать и воспроизводить услышанное.
Вести диалог на материале учебных тем.
|
| П.5
|
9.
| 5
| Онтогенез- индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти.
| Зигота, бластула, гаструла, нейрула.
Этапы индивидуального развитие организма Основные стадии эмбриогенеза
Причины нарушений развития организмов.
| Знать / понимать:
особенности онтогенеза. Вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и др. мутагенных факторов.
Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов.
| тест
| П.6
|
10.
| 5
| Основные понятия генетики. Наследование признаков организма.
| Генотип, фенотип. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
| Знать / понимать:
сущность закономерностей изменчивости; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом
| Текущий контроль по вопросам
| П.7
|
11.
| 6
| Хромосомная теория наследственности
| Хромосомная теория наследственности.
Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование
|
|
| П.7
|
12.
| 6
| Изменчивость признаков организма и ее типы.
| Ненаследственная изменчивость(модификациионная, фенотипическая) изменчивость; наследственная (комбинативная, мутационная изменчивость).
| Л.р.№1 «Выявление изменчивости у особей одного вида. Построение вариационных рядов и вариационной кривой признаков организма»
называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций;
объяснять влияние экологических факторов на организмы;
причины мутаций.
находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;
|
| П.8
|
13.
| 7
| Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.
| Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и с Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные
Г. Менделем. символика.
| Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Уметь:
проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках
| Текущий контроль по вопросам
|
|
14.
| 7
| Решение генетических задач
| Закономерности наследования, установленные
Г. Менделем.
| Уметь:
решать элементарные генетические задачи;
Лаб раб. №1: «Составление простейших схем скрещивания»;
|
|
|
15.
| 8
| Дигибридное скрещивание
| Решетка Пеннета, 3 закон, анализирующее скрещивание.
Использование Г.Менделем гибридологического метода. Закономерности наследования, установленные
Г. Менделем.
| Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков
| тестовый контроль
| П.10
|
16.
| 8
| Взаимодействие генов.
| Полимерия, кодоминирование, эпистаз, гибридизация
| сравнивать виды взаимодействия генов
|
| Стр.48-52
|
17.
| 9
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
| Аутосомы, половые хромо Хромосомная теория наследственности.
Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование сомы, гетерогаметный организм
| Знать / понимать:
закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом.
Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом.
|
| П.12
|
18.
| 9
| Наследственные болезни человека, причины и возможности профилактики и лечения.
| Генные, хромосомные, геномные болезни.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генные и хромосомные болезни. Влияние мутагенов на организм человека.
Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика
| Знать:
основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.
Уметь: объяснять причины наследственных болезней человека; мутаций.
|
| П.13
|
19.
| 10
| Мутагены. Их влияние на живую природу и человека
| Типы мутагенов.
Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика
| Объяснять причины и последствия мутагенных факторов.
| текущий контроль
| Стр.63-66
|
20.
| 10
| Этические аспекты медицинской генетики. Достижение биотехнологии и этические аспекты ее исследований
| Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.)
Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию растений и животных. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
| Уметь: использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение.
находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее.
Анализировать ситуацию с различных позиций; высказывать предположения по поставленной проблеме;
|
| П.14,п.15
|
21.
| 11
| Факторы, определяющие здоровье человека.
| Влияние мутагенов на организм человека
| объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.
|
| Стр.7376
|
22.
| 11
| Семинар. Творчество в жизни человека и общества
| Человек – представитель организменного уровня жизни. Способность к творчеству – как уникальное свойство человека
| Уметь: объяснять что такое творчество и в чем оно проявляется; формулировать понятие о жизненном цикле человека; цитировать высказывания.
| Итоговый тест
|
|
23.
| 12
| Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Основные методы селекции
| Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
| Уметь:
находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;
Выделять главные мысли услышанного,
Вести диалог на материале учебных тем; использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения комнатных растений, уходе за ними.
|
| П.11
|
24.
| 12
| Неклеточные формы жизни. Вирусы: разнообразие и значение.
| Вирусы. Строение вируса: генетический материал, капсид, размножение.
| Уметь:
использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.
Знать / понимать:
значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний,СПИДа.
| Устный опрос
| Стр.83-89.
|
25.
| 13
| Вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция, способы предупреждения.
| Грипп, ОРВИ, бактериофаги. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
| Уметь:
использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний
|
| П.17
|
26
| 13
| Вирусология – наука о вирусах.
| Достижения вирусологии
| Знать проблемы вирусологии
|
| Стр.92-94
|
27.
| 14
| Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень жизни»
| Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Организм»
| Уметь: применять знания, навыки , полученные при изучении темы для решения заданий. решать элементарные генетические задачи.
| Итоговая проверочная работа.
|
|
| Тема 6.Клеточный уровень жизни 25 ч.
|
28.
| 14
| Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
| Клетка – структурная и функциональная единица жизни; структурные элементы клеточного уровня
| Уметь: называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот
|
| П.18
|
29.
| 15
| Клетка как этап эволюции живого
| Химическая эволюция, биологическая эволюция. Эволюция первичной клетки. Ароморфозы на ранних этапах развития.
| Уметь:
проводить исследование; находить информацию в учебных текстах
Уметь:
работать с микроскопом.
Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.
Л.р.№3 «Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов»
|
тест
| П.19
|
30.
| 15.
| Многообразие клеток. Ткани.
| Строение клетки.. Особенности строения животной и растительной клетки.
| Л.р.№4 «Сравнение строения клеток растений и животных».
Знать особенности строения и виды тканей различных организмов.
|
|
|
31.
| 16
| Основные части клетки, их строение и свойства.
| Поверхностный аппарат клетки, органеллы, включении, ядро, цитоплазма.
| Л.р.№5 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
Уметь: давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки
| Тест
| П.20
|
32.
| 16
| Органоиды клетки, их строение и функции
| Органоиды клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.
| проводить исследование; сравнивать; находить информацию в учебных текстах.
|
| П.21
|
33.
| 17
| Немембранные органойды клетки
| Немембранные органоиды
| уметь описывать особенности Немембранные органоидов и знать их функции
| Проверочная работа
|
|
34.
| 17
| Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
| Прокариотические и эукариотические клетки.
| Уметь находить отличительные особенности Прокариотические и эукариотические клетки
| Устный опрос
| Стр.116-119
|
35.
| 18
| Жизненный цикл клетки.
| Жизненный цикл. Деление как важный признак жизни клетки. Этапы клеточного цикла.
| Знать/понимать: сущность процессов клеточного цикла, этапы клеточного цикла: интерфаза и митоз, длительность жизни клетки. Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки
|
| П.22
|
36.
| 18
| Непрямое деление клетки-митоз
| Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.
| Знать / понимать:
сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза; сущность и биологическое значение мейоза, фазы мейоза.
Строение половых клеток
Уметь:
находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее;
| Тест
| П.23
|
37
| 19
| Урок-практикум
|
| Л.р№6 «Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика лука»
Уметь:
работать с микроскопом.
Готовить и описывать микропрепараты
|
|
|
38.
| 20
| Редукционное деление клетки-мейоз
| Кроссинговер, конъюгация хромосом
| Уметь: описывать процесс удвоения ДНК, стадий мейоза; объяснять биологическое значение мейоза.
Находить сходство и отличие митоза и мейоза
|
| П.23
|
39.
| 20
| Особенности образования половых клеток.
| Сперматогенез, овогенез
| Уметь: выделять различия в процессах сперматогенеза и овогенеза
| Тест
| Стр.128-132
|
40.
| 21
| Структура и функция хромосом. Геном человека
| Строение и функции хромосом.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке
| Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.
Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК
| Устный опрос
| П.24
|
41.
| 21
| Медицинская генетика. Направления развития и достижения.
| современные направления медицинской генетики.
|
|
|
|
42.
| 22
| Общая характеристика бактерий, их разнообразие и особенности.
| Многообразие бактерий. Строение бактериальной клетки. Спорообразование, движение бактерий
| Л.р№7 «.Сравнение строения клеток прокариот и эукариот»
Умение находить отличие клеток эукариот от прокариот
|
| Стр.135-140
|
43.
| 22
| Значение бактерий в природе и жизни человека
| положительная и отрицательная роль бактерий.
| Уметь:
находить информацию в учебных текстах и дополнительных источниках информации оценивать ее; выделять главные мысли прочитанного.
| Тест
| Стр.140-144
|
44.
| 23
| Многообразие одноклеточных растительных организмов
| Растительные одноклеточные организмы-водоросли и их эволюционная роль. Одноклеточные животные
| Находить характерные признаки одноклеточных организмов, устанавливать их значение в природе и жизни человека.
| Текущий контроль
| Стр.144-146
|
45.
| 23
| Многообразие одноклеточных животных организмов
| Одноклеточные животные. Болезнетворные простейшие.
| Сравнивать одноклеточных животных с многоклеточными. устанавливать их значение в природе и жизни человека.
| Текущая проверка по вопросам
| Стр.148-152
|
46.
| 24
| Роль простейших в природе и жизни человека
| Значение простейших
| Профилактика заболеваний вызванных простейшими организмами
|
| Стр.153-155
|
47.
| 24
| Микробиология, направления, развития и достижения.
| Значение микробиологии
| уметь приводить примеры современных направлений в микробиологии. Работать с дополнительными источниками информации
|
| Стр.155-158
|
48.
| 25
| История развития науки о клетки
| Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория.
| Уметь:
называть и описывать этапы создания клеточной теории, положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории.
|
| П.25
|
49.
| 25
| Клеточная теория, основные положения
| Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
| Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Уметь: называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира.
| Текущий котроль
|
|
50.
| 26
| Формы взаимодействия клеток, их роль
| Гипотеза происхождения эукариот
| Уметь:
находить информацию в дополнительных источниках и оценивать ее; выделять главные мысли
|
| Стр.162-165
|
51.
| 26
| Дискуссионные проблемы цитологии.
| Гипотезы в истории биологии
| Уметь:
находить информацию в дополнительных источниках и оценивать ее; выделять главные мысли
|
|
|
52.
| 27
| Урок- обобщения по теме: Клеточный уровень жизни.
| Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемой «Клетка»
| Уметь:
объяснять значение биологических терминов и законов.
Уметь:
планировать и анализировать свою учебную деятельность
| Проверочная работа
|
|
|
| Тема 7. Молекулярный уровень жизни 16 ч.
|
53.
| 27
| Молекулярный уровень жизни, характерные особенности
| Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека.
| Понимать:
элементарный состав углеводов, липидов и белков, их функции в организме
Уметь :
характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков обеспечении жизнедеятельности клетки и организма
|
| П.27
|
54.
| 28
| Химический состав клетки .вещества Неорганические вещества. Органические вещества: углеводы, липиды, белки.
| Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.
| Уметь: сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений
Л.р№8 «.Обнаружение органических веществ в тканях растений (крахмала, белка, жира)»
| Тест
| П.28
|
55.
| 28
| Структура и функции белка.
| Основные функции белков.
| уметь приводить примеры белков, выполняющие конкретные функции.
| таблица
| П.28
|
56.
| 29
| Структура и функции нуклеиновых кислот
| Биополимеры: ДНК и РНК, их открытие и описание структуры. ДНК – носитель наследственной информации; виды РНК: транспортная, рибосомальная, информационная
| Знать / понимать:
строение генов и хромосом, основные свойства генетического кода
характеризовать сущность процессов хранения и передачи наследственной информации.
| Проверочная работа
| П.29
|
57.
| 29
| Процессы синтеза в живых клетках. Фотосинтез, его роль в природе. Хемосинтез.
| Обмен веществ .Автотрофы. Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов
| Обмен веществ .Автотрофы. Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов
| текущий контроль
| П.30
|
58.
| 30
| Процессы биосинтеза белка в клетке.
| Матричный характер реакций биосинтеза; Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка; этапы транскрипции и трансляции
| Уметь: объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК
|
| П.31
|
59.
| 30
| Молекулярные процессы расщепления.
| Биологическое окисление (клеточное дыхание); АТФ-её строение и функция. Гликолиз, кислородный этап клеточного дыхания, цикл Кребса; роль ферментов в процессах расщепления. е
| Уметь: объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием
| Текущий контроль
| П.32
|
60.
| 31
| Регуляция биохимических процессов
| Ферменты, витамины, гормоны.
| Находить дополнительный материал о роли витаминов, ферментов, гормонов
| Устный опрос
| Стр.197-200
|
61
| 31
| Естественные и искусственные биополимеры
| полимеры
| знать отличие естественных полимеров от искусственных
| Тест
|
|
62.
| 32
| Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.
| Полимерный мусор (фторопласты, каучуки, полиэтилен ит.д.), его опасность. Применение пестицидов, диоксина; проблема устойчивого развития
| Знать/понимать: причины накопления полимерного мусора, опасность этого процесса; основные концепции устойчивого развития
|
| Стр.201-204
|
63.
| 32
| Химические загрязнения окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
| Пестициды, диоксин
| Использовать информационные ресурсы для подготовки презента ции о глобальных экологических проблемах
| тест
| П.33
|
64.
| 33
| Биологическое загрязнение окружающей среды: искусственные мутанты, гибриды
|
| Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения искусственных мутагенов
|
|
|
65.
| 33
| Экологические проблемы и пути их решения
|
| Уметь:
находить информацию в разных источниках и критически оценивать ее.
|
|
|
66.
| 34
| Экологическая культура как условие выживания человечества.
| Неустойчивое состояние жизни на планете Земля; факторы деградации окружающей среды; экологическая культура
| Обобщать и систематизировать знания по теме
Высказывать своё мнение по
проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
|
| П.34
|
67.
| 34
| Заключение. Биологическое разнообразие живого мира
|
| Экскурсия
|
|
|
68.
| 35
| Урок обобщения и подведения итогов по теме и по курсу.
|
| Уметь:
планировать и анализировать свою учебную деятельность
| Итоговая проверочная работа
|
|