Главная страница

1. Народы и древнейшие государства на территории России



Название1. Народы и древнейшие государства на территории России
страница4/9
Дата08.04.2016
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9




10. Образование русского централизованного государства. Правление Ивана III: идейно-политическое обоснование самодержавной вла­сти. Особенности устройства нового русского государства (визан­тийское и азиатское наследство).

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневе­ковья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 г. нала Ви­зантийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совер­шены многие Великие географические открытая. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения. Конец XV в. столетия - это время завершения образования нацио­нальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством — закономерный итог исторического развития. Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом мате­риального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы эконо­мики. Например, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (т.е. одно посаженное зерно давало соот­ветственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали на­циональные связи. В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглав­лял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени. Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследова­ния исторических процессов дает основание сказать, что даже при на­личии соответствующих социально-экономических причин объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъ­ективных или других объективных причин (например, Германия и Ита­лия были объединены только в XIX столетии). Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс созда­ния которого хронологически совпадает со многими западно-европей­скими странами. Особенности образования Российского государства. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ус­корено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Зо­лотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Аст­раханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от пере­довых стран Западной Европы образование единого государства в Рос­сии происходило при полном господстве традиционного способа хозяй­ства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, граждан­ское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия Ш (1505-1533). Иван Ш. Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В тоже время отмечено, что он не раз прибе­гал к коварству и интригам. Иван III - одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул "Государя всея Руси". При нем дву­главый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоор­дынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского импе­ратора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия". Объединение земель Северо-Восточной Руси. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объедине­ние северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ива­на Ш. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану Ш, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысло­вом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к Московскому князю. Присоединение Новгорода. Независимой от московского князя ос­тавалась Новгородская боярская республика, обладавшая еще значи­тельной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василии Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной ин­станцией в Новгороде (Яжелбицкий мир). Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех под­властных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Нов­городцев обвиняли в том, что они "отпали от православия к латинству". Решающее сражение произошло на реке Шелонь. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось не­охотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, "как львы рыкающие", набросились на противника и более двадцати верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был увезен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван Ш, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд при­вилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать нов­городцев к несению службы на южных границах. Городом теперь управ­ляли московские наместники. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства. Свержение золотоордьнского ига. В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Утра. Во главе ордын­ских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван Ш сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Уг­ре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно. Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес со­крушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось. Василий Ш. 26-летний сын Ивана Ш и Софьи Палеолог Василий Ш продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий Ш в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же чис­лом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники. В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвое­ванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Ново­девичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской бого­матери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в со­став России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. Централизация власти. Раздробленность постепенно сменялась цен­трализацией. Иван Ш после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимир­ского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель". Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами полу­чали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и слу­жебного положения предков, их заслуг перед Московским великим кня­зем, Начал складываться централизованный аппарат управления. Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольни­чих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме мос­ковских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли". Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом. При московском дворе в правление Ивана Ш стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана Ш на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г. Судебник Ивана Ш. В 1497 г. был принят новый свод законов еди­ного государства - Судебник Ивана Ш. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устрой­стве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право кресть­янского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить "пожилое" — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехо­да было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

40. Русская культура в XVI-XVIII вв.

Культура – это система устойчивых воспроизводимых связей между символическими программами поведения людей: нормами права, религии, философского мировоззрений и эстетическими пристрастиями. Таким образом культура – это не совокупность духовных ценностей, а связи: логические, стилевые, художественные, возникающие как внутри отдельной символической программы, так и между ними.




11. Роль русской православной церкви в развитии русской государст­венности X-XV вв.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. Русская церковь сыг­рала значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митропо­лит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией. Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Ере­тики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестья­нами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана Ш. Сре­ди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили про­тив еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называ­ли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединив­шегося в скиту на реке Сора на Вологодчине. Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и националь­ной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладе­ние сохранялось.

41. Русская культура. Социально-политическая роль литературы в русском обществе в XIX - начале XX в.

Культура – это система устойчивых воспроизводимых связей между символическими программами поведения людей: нормами права, религии, философского мировоззрений и эстетическими пристрастиями. Таким образом культура – это не совокупность духовных ценностей, а связи: логические, стилевые, художественные, возникающие как внутри отдельной символической программы, так и между ними.

12. Московия в XVI в. Политика и реформы Ивана IV Грозного.

В начале XVI в. заверши­лось образование Российско­го государства. Это произошло в переломный период мировой истории, когда в передовых стра­нах Европы стали зарождаться ка­питалистические отношения: шел процесс первоначального накопле­ния капитала, возникала мануфак­турная промышленность, склады­вались основные классы буржуаз­ного общества. В России суще­ствовали лишь элементы буржу­азного развития. Экономика стра­ны носила традиционный фео­дальный характер, основанный на господстве натурального хозяй­ства. Боярская вотчина оставалась основной формой землевладения. Расширялось поместное зем­левладение. Главной формой ренты оста­вался натуральный оброк. Барщи­на не получила еще широкого рас­пространения. Собственную землю феодалов обрабатывали холопы. В XVI в. продолжалось разви­тие ремесленного мелкотоварного производства в русских городах. К концу века в России насчитывалось 220 городов. Крупнейшим городом была Москва (100 тыс. чел.). Наиболее развитыми русскими городами являлись Новгород, Во­логда, Казань, Ярославль и т. д. Такой уровень экономики пре­допределял неизбежность внут­ренних конфликтов в процессе цен­трализации страны. После смерти Василия III (1533 г.) на великокняжеский пре­стол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать — Елена Глин­ская. В этот период не прекраща­лась борьба за власть между бо­ярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал открытые народные выступления в Москве, Пскове, Устюге и других русских городах. Народные выступления показа­ли, что страна нуждается в рефор­мах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государ­ственности, централизации власти. В январе 1547 г. Иван IV официально венчался на цар­ство. Отныне великий князь мос­ковский стал называться царем. В 1549 г. из приближенных к Ивану IV людей сложилось новое правительство - Избранная Рада, которое возглавил А.Ф. Адашев. Избранная рада провела в стране преобразования, получившие название реформ середины XVI в. Роль законодательного и со­вещательного органа при царе иг­рала Боярская дума, состав ко­торой при Иване IV был расширен втрое. Возник новый представительный орган - Земский собор, который занимался реше­нием важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В состав Земских соборов вхо­дили Боярская дума, Освященный собор, представители высшего ду­ховенства, представители дворян­ства и верхушки городского поса­да. В середине XVI в. увеличилось число приказов, которые ведали отраслями, регионами страны (Разрядный, Стрелецкий, Посоль­ский, Холопий приказы и т.д.) Во главе приказа стоял боя­рин или дьяк — крупный государ­ственный чиновник. Приказы ве­дали управлением, сбором нало­гов и судом. В правление Ивана IV была про­ведена губная (губа — определен­ная территория, округ) реформа. В 1556 г. кормления были от­менены. На местах управление было передано в руки губных ста­рост, избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев населения, и городовых приказчиков или излюб­ленных послов в городах. Иван IV много сделал по укреп­лению вооруженных сил страны. Ядром армии стало дворянское ополчение. Было составлено «Уло­жение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. В 1550 г. было создано по­стоянное стрелецкое войско (на первых порах — 3 тыс. чел.). Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы при­влекалось казачество. Стремление Ивана IV к цент­рализации власти повлекло за со­бой издание нового сборника законов - Судебника 1560 г. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожи­лое». Феодалы теперь отвечали за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость крестьян от господина. Впервые было введено наказание за взя­точничество. К середине XVI в. заверши­лось проведение денежной ре­формы. Московский рубль стал основной платежной еди­ницей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано платить тягло - ком­плекс натуральных и денежных повинностей. Установилась единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха, В 1551 г. собрался Собор рус­ской церкви, решения которого были сформулированы в Ста главах. Стоглав, упорядочил обряд­ность на всей территории страны. Было решено оставить в руках цер­кви все земли, приобретенные ранее. Реформы 50-х г. XVI в. спо­собствовали укреплению рос­сийского централизованного го­сударства, усилили власть царя. В России сложилась сословно-представительная монархия.

42. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX - начале XX в.: общество, промышленный переворот, рус­ский капитализм.

К началу XX в. территория Российской империи выросла до 22,2 млн. кв. км. По размеру она занимала 2-е место в мире (после Британской империи). Население с конца XIX в. увеличилось почти на треть и со­ставило к 1913 г. около 166 млн. человек разных национальностей. (6 1897 г. была проведена первая в России всеобщая перепись населения). Особенности социальной структуры. В социально-политическом строе России переплетались старые и новые черты. Сохранялись со­словная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп. Отсутствовали демократические свободы, была за­прещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профессио­нальных союзов. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опи­равшегося, в основном, на дворянство. Новые черты в социальной структуре возникали вследствие изменений в экономике страны. Мо­дернизация ускорила образование классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян. Дворяне владели большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве. Они во многом определяли политическую жизнь страны, занимали ключевые посты в центральных и местных ор­ганах управления. Однако под влиянием развития капитализма дворян­ство все более обуржуазивалась и было готово к политическому со­трудничеству с буржуазией. Крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой (около 80% населения), имевшей и общие черты, и существенные раз­личия. Они были основным податным и наиболее бесправным сослови­ем. До аграрной реформы 1906-1910 гг. они не могли свободно распо­ряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям (до 1905 г.), на них не распространялся суд при­сяжных. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйст­ва ускорилось социальное расслоение крестьян: 3% превратились в сельскую буржуазию (их называли кулаками), около 15% стали зажи­точными. Остальная масса вела полупатриархальное натуральное хозяй­ство и служила источником наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны. Буржуазия постепенно становилась ведущей силой в экономике страны. Однако общая численность крупной и средней буржуазии была невелика. Российская буржуазия отличалась от западно-европейской, которая в результате буржуазных революций пришла к власти. В поли­тической системе самодержавно-помещичьей России буржуазия играла незначительную роль. Она не выработала единых политических требо­ваний. Крупная буржуазия поддерживала самодержавие, средняя выдви­гала проекты умеренных преобразований. Пролетариат, быстро выросший в результате индустриализации, к 1913 г. составлял около 19% населения. Он формировался за счет вы­ходцев из беднейших слоев города и деревни. Условия труда и быта ра­бочих значительно отличались от западно-европейских и были крайне тяжелыми: самая низкая заработная плата (21—37 рублей), самый про­должительный рабочий день (11—14 часов), плохие жилищные условия. На положении рабочих сказывалось отсутствие политических свобод. Экономические интересы рабочих фактически никто не защищал, так как до 1906 г. не было профессиональных союзов, а политические пар­тии лишь использовали рабочее движение в своих целях. Кадровый пролетариат России вел упорную борьбу против капиталистической эксплуатации и самодержавного строя. Рабочий вопрос, включавший улучшение экономического и социального положения пролетариата, занимал важное место в политической жизни страны. В социальной структуре российского общества особая роль принад­лежала многочисленному чиновничеству. Оно было неоднородным по своему имущественному положению и роли в государственной жизни. Оклады высшей бюрократии (министры, сенаторы, губернаторы и т.д.) намного превосходили заработок мелких служащих. Духовенство было еще одним привилегированным сословием. Оно не платило податей, не несло воинскую повинность. Церковь располагала значительным имуществом: 2 млн. десятин земли, дома, больницы, при­юты, типографии и т.д. Православное духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным состоянием общества. В условиях модернизации страны количественно увеличилась интел­лигенция (ученые, писатели, юристы, врачи, художники, артисты и др.). Она рекрутировалась из разных социальных слоев, не имела общих экономических и политических интересов. Представители интеллиген­ции чаще всего являлись идеологами других социальных групп, образо­вывая политические течения и партии, оппозиционные самодержавному строю. Многонациональный состав государства создавал основу обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противо­речие с отдельными проявлениями государственной политики в нацио­нальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). Хищническая эксплуатация окраин, бедность и бесправие живущих там народов вызывали массовую эмиграцию из России и развитие на­циональных движений. Таким образом, противоречия между большинством населения Рос­сии и самодержавием, между крестьянами и помещиками, пролетариа­том и буржуазией, угнетенными нациями и метрополией вызывали ост­рую социально-политическую напряженность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9