|
В. А. Сухомлинский в наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Гов «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце …»
В.А.Сухомлинский
В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».
Учителям, сохраняющим порядки старорежимной школы, не понять, что дети, у которых не отбили желание познавать новое, любят и хотят учиться, но в такой форме, которая бы отвечала их возрастным потребностям. В форме, помогающей создать тот тип личности, который не сломают испытания и невзгоды.
«Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать…»
Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв интереса к учебе, возрастание познавательных способностей детей, когда им переставали навязывать одинаковую для всех деятельность, давали возможность выбирать сферу приложения своих сил и время для занятий. Значит, занятия в общеобразовательной школе того типа, который сложился сейчас в нашей стране, могут не только лишать детей интереса к изучаемой области знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая деятельность, не давая притока энергии и энтузиазма, способствует ухудшению не только познавательных способностей, но и здоровья.
«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости власти в деспотическое самодурство…»
Почему мы нередко забываем, что дети в школе живут, – это их жизнь здесь и сейчас, а не подготовка к будущей жизни, – и навязываем им деятельность? Ведь душевный подъем сопровождает только правильный выбор, сделанный в любом возрасте. Тоска и скука в детских глазах – точный индикатор того состояния, которое возникает у ребенка, если он идет не по своему жизненному пути. Как важно уловить эти симптомы и не подавить его волю! Зажглись глаза – значит, он нашел то, что ему нужно.
«Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой…»
Сухомлинский дал примеры нового подхода к обучению детей, отстававших в интеллектуальном развитии от сверстников. Он старался найти такую сферу приложения сил ребенка, которая зажгла бы радость и свет в его глазах, пытался отыскать ту задачу, которую ребенок хотел бы решить по велению своего сердца. Замечательный педагог начинал работу с практической деятельности, обучая таких «тугодумов» ремеслу, которое совершенствовало тонкие движения руки и формировало центры, отвечающие за интеллектуальные способности. Эти дети развивались сначала в практической деятельности, обнаруживая способности лепить, резать по дереву, кроить, а затем начинали с легкостью решать математические и физические задачи, делать выводы, которые ранее были им недоступны. Дети занимались любимым делом, не подозревая, что это дело дает им возможность научиться мыслить, получать знания не путем заучивания готовых текстов и выводов, а добывая информацию из первоисточника. Если дети сами выбирают сферу приложения своих сил, получают те знания, которые отвечают их устремлениям, то их развитие ускоряется, а интеллект развивается весьма интенсивно. Тем самым преодолевается отставание от сверстников. Дети, быстро переделав с утра до начала школьных занятий домашние задания, отдав дань традиционному обучению, с головой погружались в мир, отвечающий их душевным потребностям. Эту учебу они называли «школой радости» – ведь именно радость сопровождала их часто совсем не легкий труд. Это состояние душевного подъема означало, что они на верном пути.
Как же можно организовать обучение, если каждому нужно ежедневно выбирать свою дорогу? Но ведь можно работать сообща, делая то дело, которое тебе по душе, то дело, которое для тебя сейчас самое важное и интересное. Просто нужен не надзиратель, а дирижер, компетентный в данной деятельности. Если не мешать детям, но вдохновлять их и постараться организовать постижение тех азов мастерства, которые им нужно освоить для выполнения общей работы, то они могут освоить эти действия и получить нужные навыки столь быстро и эффективно, как никогда не получается, если человек работает по принуждению. Их жизнь при этом становится столь эффективной и безукоризненно организованной, что наставники не перестают удивляться, отмечая, что их беспокойные и неуемные прежде озорники важно и быстро выполняют очень непростые действия, демонстрируя недюжинное упорство и удивительную усидчивость.
Центральный момент режима – правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна, ведь нарушения сна пагубно отражаются на здоровье и настроении. По мнению Василия Александровича, ответственная роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он работает на протяжении дня. Лучше всего себя чувствуют те, кто рано ложится спать, спит достаточное количество времени, рано поднимается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5–10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна уменьшаться. Если ребенок младшего возраста встает, например, в шесть часов утра, то после полудня напряженный умственный труд для него уже недопустим.
Он утверждал, что чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы,
что двигательная активность именно на свежем воздухе наиболее эффективно стимулирует активность детей, улучшает кровообращение, снижает состояние гипоксии, улучшает здоровье и, следовательно, повышает усвоение школьного материала. Мы можем, конечно, найти те способы, которые бы помогли детям становиться здоровее и при обучении в наших городских школах, но как это обеспечить в тех далеко не экологичных условиях, которые складываются внутри железобетонных зданий? Там им не дают двигаться, в течение многих часов удерживая за партой. Наличие у детей потребности в движении как потребности биологической, требующей обязательного удовлетворения для поддержания нормального физиологического состояния организма, еще далеко не всегда находит понимание среди педагогов, родителей, потому до 85% учебного времени школьники находятся в помещении.
Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».
«Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.»
На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.
Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».
В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».
«Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.” (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, с.127).
Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с природой, о чем и говорил Василий Александрович Сухомлинский, а не пытаться воевать с ней. |
|
|