Главная страница

1. Народы и древнейшие государства на территории России



Название1. Народы и древнейшие государства на территории России
страница9/9
Дата08.04.2016
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9




28. Декабристское движение: социально-политическая сущность. Ис­торическое значение и оценка.


58. Внутриполитическое и экономическое положение СССР 1964-1985 гг.: от реформ Косыгина к «брежневскому застою».

Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер­вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо­те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна­чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми­нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерали­зацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить суще­ствующую систему. В то же время они выступали противниками ра­дикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и не­которые другие работники партийно-государственного аппарата. Дос­тижение стабильности общества они связывали с пересмотром полити­ческого курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руко­водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто­вался как обязательный этап на пути продвижения советского обществ к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со­единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно­сти в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа "развитого социализма". Существовав­шие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устране­нию недостатков должна была способствовать политика "совершенство­вания" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего - К.У. Черненко. Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х -70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви­дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышлен­ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер­риториальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста­линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра­ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу­ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Одна­ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес­публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени­ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше­ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре­подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю­щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас­тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само­сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас­сматривались как проявление местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко про. слеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в уч­реждениях. Создавались организации народного контроля и техническо­го творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специали­стов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили кото­рыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах - XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народно­хозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, ко­торые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность администра­тивного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных мини­стерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллиген­ции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рас­смотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полно­властие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верхов­ные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обя­занностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государст­венных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции вы­полнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуще­ствлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР. Ядром политической системы общества "развитого социализма" на­зывалась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общест­ва, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внут­ренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам соци­ального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип со­циалистического интернационализма в отношениях СССР с социалисти­ческими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономически­ми, политическими и правовыми средствами. Правозащитное движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое рас­пространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеоло­гией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее -на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Глав­ными формами деятельности диссидентов были демонстрации под пра­возащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники пра­возащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения ин­формации, стремление правительства воспрепятствовать широкому раз­витию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали ак­тивизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так назы­ваемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов дисси­денты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинк­ских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

29. Николаевская Россия: социально-экономическое и политическое развитие общества и государства 1825-1855 гг.


59. Политика «ускорения и перестройки» М. Горбачева.





30. Опыт крестьянской и финансовой реформы (Киселев, Канкрин).

Финансовая реформа. Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е. Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839—1843 гг. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Министр добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства – основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Крестьянский вопрос. Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права — этого, по словам Бенкендорфа, «порохового погреба» под империей. Однако суть его подхода к этой проблеме выразилась в произнесенных им однажды словах: «Крепостное право есть зло... но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным». На протяжении царствования Николая I было создано девять секретных комитетов по крестьянскому делу. Секретность объяснялась тем, что правительство боялось возбудить недовольство дворян и вызвать массовые волнения крепостных. Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее господа. В результате обсуждение крестьянского вопроса велось в узком чиновном кругу и каждый раз кончалось тем, что серьезные решения откладывались на неопределенный срок. Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837—1841 гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой П. Д. Киселева (по имени министра государственных имуществ), по чьему проекту и под руководством которого она была проведена. Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных крестьян к положению «свободных сельских обывателей». Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно превращаться в земельно-промысловую. Появились больницы и школы, крестьяне получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. Конечно, и после реформы наделы государственных крестьян оставались недостаточными, а крестьянское самоуправление было подчинено мелочной полицейской опеке, но все же положение государственных крестьян значительно улучшилось. Не случайно широко распространилась идея уравнения крепостных с государственными. Замысел Киселева как раз и состоял в проведении реформы сначала в государственной, а затем и в помещичьей деревне. Однако из-за сопротивления крепостников пришлось ограничиться лишь принятием в 1842 г. указа об обязанных крестьянах, который несколько расширил возможности помещиков освобождать крепостных, предоставленные им по указу о вольных хлебопашцах 1803 г. Теперь помещик мог, не спрашивая позволения у властей, предоставить крепостному личные права и земельный надел, за который крестьянин обязан был нести повинности. Бывший крепостной становился, таким образом, наследственным держателем земли, остающейся в собственности владельца. Однако главное условие — желание помещика — оставалось незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа свелись к тому, что свободу получили лишь 24 тыс. крепостных. Для того чтобы власть решилась на отмену крепостного права, потребовался позор проигранной Крымской войны.

60. Распад СССР. Россия, как суверенное государство: социально-экономические и политические реформы.

12 июня 1990 г. I съезд народ­ных Депутатов принял Деклара­цию о Государственном суве­ренитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независи­мость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. При своей политической и экономичес­кой значимости для страны Рос­сия была той республикой, кото­рую командно-бюрократическая си­стема истощила особенно сильно. Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономи­ческими причинами. К этому вре­мени выявилась неспособность центра вывести страну из кризи­са. Руководство России стреми­лось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. парал­лельно разрабатываются две эко­номические программы - пра­вительственная (Н.И. Рыжков) и программа «500 дней» (С. Шагалин — Г. Явлинский.), за которой стояло Российское ру­ководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Про­грамма «500 дней» была рас­считана на максимальное ус­корение рыночных процессов. Переход России к рынку (ок­тябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и респуб­лик, «война законов» переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Гор­бачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Епьцин. Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Крав­чук), подписали соглашение о создании Содружества Неза­висимых Государств (СНГ). Поз­же на встрече в Алма-Ате к Со­дружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Пре­зидент СССР М.С. Горбачев в свя­зи с прекращением существова­ния СССР сложил свои полномо­чия. Россия вступила на путь са­мостоятельного существования. России предстояло решать вопросы государственного устрой­ства, социально-экономического и духовного возрождения. У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политичес­ких преобразований. Поэтому ос­новой российской государственно­сти стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры. Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целост­ности. Все автономные республи­ки России провозгласили себя су­веренными государствами. Неко­торые из них (Татарстан, Башкор­тостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из со­става РФ. Местные правящие эли­ты стремились вырваться из под­чинения центру. Это могло приве­сти к распаду страны и междоусо­бицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверени­тет и выступили с территориаль­ными претензиями к России. В этих условиях политика цент­ра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики. В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большин­ством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органа­ми власти и органами власти субъектов Федерации. Дальнейшее становление рос­сийской государственности связа­но с разработкой собственной Кон­ституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбу­латовым всячески препятствова­ла этому. Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние ис­полнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент сво­им Указом № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конститу­ционной реформе в России» объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Со­вета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпа­латное Федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагичес­кие события 3-4 октября в Моск­ве. Несколько сот человек погиб­ли и получили ранения. Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили при­нять Основной Закон страны. Россия объявлялась демокра­тическим правовым государ­ством с республиканской фор­мой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, на­значает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-ми­нистра.
1   2   3   4   5   6   7   8   9