|
3. Лексическое значение слова 1 3.Лексическое значение слова
1.1) Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. (2) Современное общество не смогло бы жить в окружении той природы, которая существовала до появления человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных каналов, дорог автомобилей, заводов и т.д. (3) ____ общество приспосабливает природу под свои нужды, изменяет её так, как считает необходимым. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАНАЛ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАНАЛ, -а, м.
1. Искусственное русло, наполненное водой. Оросительный канал.
2. Узкое длинное полое пространство внутри чего-н. (спец.). Канал ствола артиллерийского орудия.
3. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. Канал электросвязи.
4. Обычно мн., перен. Путь, средство для достижения чего-н. (книжн.). По дипломатическим каналам.
2. (1)Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. (2)Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. (3)И ______ отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СВЕТ, -а (-у), м.
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).
2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.
3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи со свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).
4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный 3.(1)Диоксид серы, или углекислый газ, образующийся в процессе горения, брожения или гниения органических соединений, необходим для дыхания, так как возбуждает дыхательный центр и обеспечивает автоматизм дыхания. (2) ____ углекислый газ может стать опасным, если его содержание в воздухе превысит несколько процентов. (3)Этот газ в полтора раза тяжелее воздуха и потому может накапливаться в колодцах, пещерах, закрытых резервуарах, непроветриваемых овощехранилищах, низинах вблизи горящих торфяников и других местах.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИВАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБЕСПЕЧИВАТЬ, -иваю, -иваешь; несов.
1. Снабжать чем-н. в нужном количестве. Обеспечивать сырьём.
2. Предоставлять достаточные материальные средства к жизни. Обеспечивать свою семью.
3. Делать возможным, действительным. Обеспечивать сохранность материалов.
4. Устар. Оградить, охранить. Обеспечивать от нищеты.
4. (1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2 )_____ при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (З)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФУНКЦИЯ, и, ж.
1. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3. Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.
4. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции кредита.
5. Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функции профкома.
5. (1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (З)Так, _____ повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СТИЛЬ, -я, м.
1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.
2. Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. — это человек(афоризм).
3. Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. С. научный. Публицистический с. Высокий с.
4. Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения. С. Достоевского. С. комедии Грибоедова «Горе от ума». С. басен Крылова.
5. Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жанра, направления, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический с. С. литературы романтизма.
6. (1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МАТЕРИАЛ -а, м.
1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.
2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений. 3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
7. (1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) _____ всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНСТРУМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИНСТРУМЕНТ, -а, м.
1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и., станочный и. Контрольно- измерительный и. Хирургический и.
2. собир.То же, что инструментарий.
3. То же, что музыкальный инструмент. Струнные инструменты. Ударный и.
4. перен.Средство, способ, применяемый для достижения чего-н. (книжн.). И. познания.
8. (1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СВЕТ, -а (-у), м.
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).
2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.
3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).
4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света — о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.— с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) — в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете. Пролить или бросить свет на что (книжн. — разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) — почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели. Ученье свет, а неученье тьма — поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) — о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) — очень рано утром. Чем свет отправились в путь. Только и свету в окошке, что... (разг.) — только это и радует. Только и свету в окошке что внучка. Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) — о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).
9. Объективность — важный признак научного стиля речи. (2) В текстах, которые относятся к научному стилю, находит отражение не личное субъективное мнение автора, а теории и законы, научные факты и явления, и всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. (3) ____ восклицательные предложения в научном стиле используются очень редко.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СТИЛЬ, -я, л*.
1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени. Готический стиль.
2. Метод совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности. Стиль руководства.
3. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя. Стиль русского романа. Стиль Тургенева.
4. Функциональная разновидность литературного языка. Официально-деловой стиль.
10. (1)Иностранцы отмечают, что настроение русского человека, разговаривающего с ними, может внезапно меняться с благодушного на обиженное, а потом вдруг опять его лицо станет приветливым. (2) Объясняется такое поведение тем, что русский человек не прячет истинную эмоцию за улыбкой или вежливо-сдержанной маской, как принято в западном общении. (3) ____ это просто непосредственная эмоциональная реакция на содержание разговора.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕАКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РЕАКЦИЯ, и, ж.
1. Действие или состояние, возникающее в ответ на то или иное воздействие. Реакция организма но холод.
2. Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Реакция после сильного возбуждения.
3. Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Химическая реакция.
4. Физ., хим. Показатель каких-либо процессов или свойств. Реакция оседания эритроцитов. |
|
|