|
Адаптация детей к окружающей среде, в частности знакомство с правилами дорожного движения
Актуальность: С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. Автомобиль стал источником повышенной опасности.
Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но еще больше, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий – переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части, попаание в "дорожную ловушку".
Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из слабого знания правил дорожного движения и отсутствия практических навыков поведения на улицах.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного воспитания и обучения детей с самого раннего детства.
Дети с речевыми нарушениями имеют особенности в восприятии окружающего мира: по данным ряда исследований отмечается своеобразная психическая деятельность. Авторы И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, С.Т. Гуменная, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усакова и другие отмечают нарушение зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению, недостаточная наблюдательность к языковым явлениям, недоразвитие пространственных представления,
низкая способность запоминания вербального материала, недостаточный уровень развития самоконтроля. Поэтому перед собой поставила цель: адаптация детей к окружающей среде, в частности знакомство с правилами дорожного движения.
Впереди у детей школа! И первое с чем они встретятся – это самостоятельное поведение на улице, транспорте, обществе. Для этого необходимы конкретные знания, определённый активный словарный запас. Большинство детей речевых групп идут в обычные массовые школы, поэтому очень важно помочь им сориентироваться в новых обстоятельствах, проявить смелость, находчивость, самостоятельность и в поведении на улице, и в транспорте, и в обществе.
Для этого необходимы конкретные знания, умения, навыки, которые способствовали бы обогащению словарного запаса детей, развили их связную речь, помогли бы воспитать культуру поведения.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей.
В учебной деятельности осуществляется обучение детей правилам дорожного движения, формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение.
На занятиях по родному языку, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.
В совместной деятельности взаимодействуют дошкольники со сверстниками и взрослыми и учатся пожизненной "профессии" участника дорожного движения, пешехода.
Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекресток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности со сверстниками и педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это предполагает проведение практических занятий на улице, перекрестках, на остановках общественного транспорта.
Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации. В сюжетно-ролевых играх "Семья", "ГИБДД", "Заправочная", "Шоферы" дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе игровой деятельности закрепляют знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.
Для проверки знаний с воспитанниками проводятся беседы, им предлагаются карточки с задачами, перфокарты.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо, использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Во время занятий происходит знакомство с правилами дорожного
движения, с правилами поведения на улице, в транспорте, что способствует обогащению активного словаря. Во время занятий в лексикон детей вводятся новые слова, причём важно уточнить у детей, как они понимают то или иное слово. Можно предложить ребёнку такое упражнение «Объясни словечко», дети должны объяснить, как они понимают смысл слов типа – самосвал, бетономешалка, молоковоз, то есть тех слов, значение которых, казалось бы, понятно из них самих. Также занятия способствуют формированию грамматического строя речи, то есть предлагать такие задания, которые способствуют развитию умения правильно изменять слова по родам, числам, падежам и согласовывать их между собой. Например, можно предложить детям игру «Назови ласково», во время которой отрабатывается навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (машина – машинка, трамвай – трамвайчик). Или игру «Сосчитай до 5», основной целью которой является упражнение в согласовании числительных с существительными (2 машины, 5 машин).
Занятия способствуют развитию связной речи. Дети учатся правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением, строить диалоги с воспитателем и между собой. Детям предлагаются такие задания, как составление рассказа по картине, пересказ текста, составление загадок. Можно предложить такое упражнение, как найти «Что общего и чем отличаются?» автобус и трамвай; автобус и автомобиль. При выполнении данного игрового упражнения дети учатся строить сложносочинённые предложения, используя союз А.
Во время конкурсов, соревнований, игр закрепляются и уточняются полученные знания, активизируется словарный запас, закрепляются в речи разнообразные грамматические категории, такие как, например, согласование прилагательных в роде, числе, падеже, развивается умения строить полные предложения, использовать в речи сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, а также развивается умение строить доказательный ответ.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения идёт и через чтение художественной литературы. Во время слушания дети закрепляют полученные ранее знания, обогащают свой словарь, учатся отвечать на вопросы по прочитанному произведению, решают разнообразные проблемные ситуации, могут сами придумать своё продолжение данного произведения. Широко используются загадки, дети не просто отгадывают загадки, а должны объяснить, что помогло их отгадать.
Важно помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Работа по ознакомлению с
правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.
Целевые прогулки, включенные в план работы по обучению детей правилам дорожного движения, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах
Примерная тематика целевых прогулок:
Старшая группа:
улица;
правила поведения на улице;
наблюдение за транспортом;
прогулка пешехода;
переход;
перекресток;
наблюдение за работой светофора;
наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
улицы и перекрестки;
правила дорожного движения;
наблюдение за работой светофора;
наблюдение за движением машин и работой водителя;
наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
значение дорожных знаков;
знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
пешеходный переход (подземный и наземный);
островок безопасности.
В процессе целевых прогулок у детей не только закрепляются знания, полученные на занятиях, но и обогащается и закрепляется
активный словарь, отрабатываются разнообразные грамматические категории, развивается связная речь. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.).
Большое внимание в своей работе я уделяла игровой деятельности детей. Применяла игры из методики ТРИЗ «Хорошо или плохо», «Если бы я был волшебником», «Какие правила движения будут в городе будущего». Эти игры не только развивают фантазию детей, будят в них творчество, но и способствуют активизации речевой активности малышей.
Очень нравятся детям дидактические игры «Наша улица», «Найди и расскажи», игры, развивающие внимание: «Что изменилось?», «Сделай, как было». Использую в любые отрезки режимного момента и в свободной деятельности детей словесные игры: «Придумай предложение», «Для чего машине… (фары, руль…)», «Назови три знака: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные».
В утренние отрезки времени после занятий, по желанию детей вношу настольно-печатные игры типа «Помоги Незнайке дойти до школы, дома», «Знаки на дорогах», «Автотрасса».
Очень нравятся детям сюжетно-ролевые игры «Мы пассажиры», «В путешествие», которые воспитывают у детей самостоятельность, культуру поведения в транспорте, на улице.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, я понимаю, что это служит фундаментом подготовки детей к обучению в школе, что это обеспечит самостоятельность и культуру поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». – Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.; ТЦ Сфера, 2005.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – Москва; «Скрипторий 2003» 2004.
4. Нефёдова К. «Транспорт. Какой он?» - Москва; «Гном», 2003.
5. Черепанов Ю.А. «Кирюша и дружок». – Москва; «Транспорт», 1992.
6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». – Москва; «Просвещение», 1975.
7. «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». – Ленинград; 1986. |
|
|