Главная страница

Урока «Состав и классификация кислот»



Скачать 51.47 Kb.
НазваниеУрока «Состав и классификация кислот»
Дата06.03.2016
Размер51.47 Kb.
ТипУрок

Самоанализ урока

«Состав и классификация кислот»

8 класс
I. Характеристика класса

По списку в 8 «В» классе коррекционного обучения ____ человек, присутствовали на уроке ___ человек. Класс сформирован в 2009 – 2010 учебном году, многие учащиеся по итогам прошлого учебного года продолжают обучение в 8 классе, есть и такие учащиеся, которые были зачислены этот класс в сентябре 2010 года. Химия в этом классе преподается первый год. Есть слабоуспевающие учащиеся, такие как _______________________________________________________ , но есть и учащиеся. Которым нравится этот предмет и они делают заметные успехи. Это _____________________

__________________________________________ .
II. Место урока в учебном процессе

Урок «Состав и классификация кислот» входит в систему уроков раздела «Соединения химических элементов» и является первым в теме «Кислоты».
Тип – урок усвоения нового материала.
ТЦУ (триединая цель урока) состоит из трех аспектов:
1. Обучающий:

  • сформировать представление о кислотах;

  • формировать умение определять кислоты, их состав, названия некоторых неорганических кислот;

  • классифицировать кислоты по наличию кислорода и по числу атомов водорода в кислоте;

  • отличать кислоты от оксидов и оснований по формуле;

практически определять кислоты с помощью индикатора.

2. Коррекционно – развивающий:

  • развивать связанную речь в процессе деятельности,

  • зрительную память,

  • мышление (обобщать, анализировать, классифицировать),

  • умение работать в парах,

  • самоконтроль.



3. Воспитательный: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).
Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный (презентация, карта, карточки, схемы, демонстрация опыта),

  • словесный (слово учителя, беседа с учащимися),

  • репродуктивный (ответы на вопросы, работа с карточками),

  • частично – поисковый (игра «Третий лишний», опыт, работа с карточками при классификации кислот по наличию кислорода).


Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа с учебником;

- диалогическая (беседа);

- интерактивная (путешествие).
Я пыталась сконструировать цель урока так, чтобы она была диагностична, чтобы можно было проверить, достиг ли урок своей цели, поэтому цель максимально конкретизирована задачами урока.

В уроке я первоначально видела несколько взаимосвязанных этапов, в ходе которых мы с детьми решали ту или иную учебную задачу.

Этап 1. Организационный. Он носит не столько дидактический, сколько психологический характер. Его задача: снять напряжение, установить ситуацию комфорта.
Этап 2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний. Его цель: мотивировать, организовать деятельность по усвоению материала, постановка учебной проблемы (мне важно, чтобы каждый ученик осознал, зачем он будет выполнять все действия в учебном процессе, мне важно его заинтересовать, а т.к. это 8 класс, то момент игры и момент интриги играет в этом особую роль). На этом этапе я ввожу тему, активизирую их чувственный опыт.

Задача удалась, учащиеся были заинтригованы и по-настоящему заинтересовались темой.
Этап 3. Этап усвоения новых знаний. Он состоит из нескольких важных микроэтапов:

1) разминка – активизация опорных знаний: мне важно повторить названия символов и элементов, которые будут входить в состав изучаемых кислот.
2) 2-й микроэтап дети должны самостоятельно выделить формулы кислот из ряда других формул (оксидов и оснований), также я проверяю усвоение предыдущих тем: «Оксиды», «Основания». Они обнаруживают класс вещества по признаку, еще не зная, что такое кислоты. Мне важно было: обнаружат ли учащиеся общий признак – наличие водорода, также я планировала с помощью этого упражнения выполнить несколько коррекционных задач, а именно развитие связанной речи в процессе деятельности, зрительной памяти, развитие мышления (обобщать и классифицировать).

На этом этапе я планировала, что еще до знакомства с определением в учебнике, дети должны увидеть составляющие кислоты и сформулировать определение самостоятельно.

Задача в целом была выполнена. В основном, учащиеся справились с заданием.
3) 3-й микроэтап – самый сложный. Он предполагает умение классифицировать кислоты по двум признакам, следовательно, углубляет представление о кислотах. Сложность задачи заключается в том, что дети должны классифицировать одни и те же кислоты по двум разным основаниям. Так как этот класс является коррекционным, я сначала показала классификацию кислот по числу атомов водорода. А затем я предложила учащимся попробовать классифицировать кислоты по наличию кислорода самостоятельно. Этим заданием я продолжила развивать связанную речь в процессе деятельности, мышление, устойчивое внимание (способность долгое время сохранять сосредоточенность в работе), восприятие (обобщенность – умение объединять), а также самоконтроль. В целом, с этим заданием учащиеся справились даже быстрее, чем с заданием, предложенном во втором микроэтапе. Это говорит о том, что к этому моменту урока учащиеся полностью включились в работу и их мыслительные процессы были максимально активизированы.
4) следующий, 4-й микроэтап - практический. До сих пор мы работали с формулами, понятиями, учились классифицировать кислоты по формуле, отличать их от других веществ. Теперь мы учимся их обнаруживать практически. На этом этапе учащиеся должны узнать, как индикатор реагирует на кислоту. Задача выполнена в полном объеме, все учащиеся с легкостью справились с заданием. Этим заданием я попыталась реализовать один из принципов коррекционно – развивающего обучения, а именно усиление практической направленности изучаемого материала. Также продолжила развивать устойчивое внимание (способность долгое время сохранять сосредоточенность в работе).
5) 5-й микроэтап – первичное закрепление. На этом этапе я предложила учащимся игру «Третий лишний», помимо первичного закрепления материала, я попыталась реализовать несколько коррекционно – развивающих задач, а именно:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (приемов анализа, сравнения, обобщения);

  • нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании).

Усвоение нового материала я планировала реализовать в процессе осуществления учебных умений:

1. коммуникативные (слушать, говорить, читать, писать);

2. интеллектуальные (наблюдать и контролировать (т.е. обратная связь); анализировать и делать выводы; закреплять и обобщать, сопоставлять и сравнивать);

3. информационные (работа с учебником, схемами, таблицами, презентацией, дидактическими материалами);

4. организационные (планировать, самоконтроль)

Этап 4 – подведение итогов. Для меня важно на этом этапе не только получить от них обратную связь, но и побудить их к рефлексии (т.е. осознанию степени усвоения материала), чтобы каждый обнаружил свое знание и незнание, свое умение и неумение – это мотив к последующей деятельности, к восполнению пробелов, мотив к домашнему заданию. Ценность знания я подчеркнула в конце урока. Надеюсь, они мне поверили.



Этап 5 домашнее задание – его цель сообщить домашнее задание, мотивировать необходимость его выполнения.

Воспитательный аспект ТЦУ я планировала держать в поле внимания в течение всего урока. Мне было важно корректировать взаимоотношения учащихся при работе в парах.

В целом, я считаю, урок удался. Прошел в быстром темпе, был продуктивным. Активность учащихся была очень высокой, все они ушли с хорошим настроением.