|
Рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, не доступно творческое рассказывание (зпр); доступно понимание последовательности изображенных событий, нуждается в наводящих вопросах Общая характеристика речи
- внятная, отчетливая, выразительная, эмоционально выразительная, смазанная, неясная, инфантильная, фразовая, виде простых распространенных предложений, фраза упрощенная, структурно нарушенная (из двух, трех слов), фраза развернутая с использованием сложных синтаксических конструкций, фраза аморфная, отсутствует грамматическое оформление, нет связной речи;
- фраза простая, аграмматичная, синтаксические конструкции бедные;
1 уровень: Экспрессивная речь характеризуется отсутствием грамматических связей между словами, а также отсутствием морфологических элементов, передающих эти грамматические отношения (т.е. грамматические изменения слов не сформированы или находятся в зачаточном состоянии).
Связная речь
- легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответы на вопросы развернутые, свободно пользуется лексическими средствами языка,
- рассказ, даже по наводящим вопросам составить не может, снижена потребность речевого общения, рассказ логически оформлен, в рассказе отсутствует творческий замысел, при пересказе выхватывает отдельные части рассказа, не соблюдая временных и логических законов,
- не может пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, не доступно творческое рассказывание (ЗПР);
-доступно понимание последовательности изображенных событий, нуждается в наводящих вопросах.
- рассказ составляет примитивный.
- отсутствует четкий замысел высказывания;
Ответы в виде отдельных слов, что связано с бедностью словаря и трудностью построения фразы.
Плохо использует помощь, испытывает трудности в аналогичных заданиях
- характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, не дает развернутого ответа на вопрос(ЗПР);
-незрелость внутреннего программирования речи ( при построении рассказа соскальзывает на другие темы)- ЗПР;
- не всегда понимает речь в полном объеме, при общении перебивает собеседника, соскальзывает на побочные темы, повторяет одни и те же фразы, не умеет правильно излагать свои мысли, требуются побуждающие вопросы;
- малоразговорчив, понимает речь не в полном объеме, рассказа нет , отвечает на вопросы односложно, или вообще игнорирует вопросы, наблюдается избирательность общения;
- связная речь находится на начальном этапе формирования, фраза состоит из двух, трех аморфных слов,
- недостаточная оформленность устной речи,
- фаза развернутая, лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи сформирован достаточно.
- точная в структурном отношении, достаточно развернутая, логически последовательная;
-речевое сопровождение не относится к выполняемым действиям;
-речевая активность снижена;
- речевое сопровождение отсутствует, либо не относится к выполняемым действиям,
Речь играет сопровождающую функцию,(слово сопровождает действие),
- речь выполняет констатирующую функцию (слово дополняет действие),
- речь играет планирующую функцию (слово предваряет действие);
- в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм;
- недостаточная сформированность диалогической речи;
- быстрая истощаемость речевой деятельности;
Словарный запас
словарь очень беден, с трудом строит фразу. При составлении рассказа по серии сюж. картинок ограничивается называнием отдельных картинок; с помощью наводящих вопросов, устанавливает последовательность изображенных действий.
Проявляет интерес, понимает инструкцию, требуются наводящие вопросы при установлении причинных зависимостей в изображении, речевое оформление бедное,
- ограничен, в пределах обиходной речи,
- не выходит за рамки небогатого жизненного опыта, словарь беден, конкретизирован,
- не испытывает трудности при речевом обосновании выполнении задания, - испытывает незначительные трудности, нужны наводящие вопросы;
-в речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов;
- бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями. 1 уровень речевого развития:
Пассивный словарь шире активного (ниже возрастной нормы). Понимание речи ограничено вне ситуации.
Словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукокомплектов, звукоподражаний. Активный словарь - в зачаточном состоянии (звукоподражания, звукокомплексы, лепетные слова, несколько общеупотребительных обиходных слов). Многозначность употребления слов (многоцелевое использование ограниченных вербальных средств).
II уровень развития речи
Актуализация словаря вызывает затруднения. Ребенок не знает многих слов: названий животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Не усвоены слова обобщенного значения.
Активный словарь ограничен качественно и количественно - присутствует обиходная предметная и глагольная лексика. Появляются некоторые прилагательные (качественные), которые чаще употребляются в исходной форме. Отмечается многозначность употребления слов, семантические замены. Наблюдается использование слов в узком значении ( нет детализации), а также затруднения в усвоении обобщающих слов. Появляются простые предлоги.
3 уровень речевого развития: Словарь качественно неполноценен. В активном словаре преобладают существительные, глаголы и прилагательные (чаще качественные). Отмечаются трудности актуализации словаря, незнание отдельных слов, выражений, выходящих за рамки повседневного бытового общения, смешение смысловых значений слов, неточное употребление слов, сходных по назначению. Наблюдаются лексические замены по различным типам (по признакам внешнего сходства, родовидовые смешения), а также затруднения в использовании большинства сложных предлогов. |
|
|