Главная страница

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 5 классы ). Введение



Скачать 74.24 Kb.
НазваниеДидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 5 классы ). Введение
Дата18.04.2016
Размер74.24 Kb.
ТипРеферат

Дидактический материал. Контрольно–измерительные материалы по русскому языку ( 5 классы ).
Введение

Школьный курс русского языка в комплексе школьных дисциплин (истории, физики, биологии и т.д.) предмет особенный. Обучая родной речи учащихся, вводя в речевой обиход школьников нормы общенационального литературного языка, формируя грамматический строй речи, обогащая словарный запас учащихся и знакомя их с жанрами и формами общественного начинаемой речевой коммуникации, учитель развивает речемысленный потенциал каждого обучаемого и готовит учащихся к различным формам деятельности, чтению, слушанию, письму и говорению применительно к другим школьным предметам.

К сожалению, речеведческий аспект школьного курса русского языка очень долго оставался в тени и не осознавался как самостоятельный предмет обучения. В результате отдельные проблемы речеведения (Деление текста на части и их озаглавливание и др.) рассматривались вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельное направление обучения речевой деятельности.

Сегодня одной и актуальнейших задач в школьном курсе русского языка является "приоритетное внимание к тексту как речевому произведению", Это касается уроков русского языка, факультативов, олимпиад, конкурсов.

Учитывая, что итоговой формой является ЕГЭ, следует должное внимание уделять на уроках комплексному анализу текста как эффективной форме подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.

Экзаменационный тест ЕГЭ предполагает работу с текстом. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста определить стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, определить средства связи предложений и средства языковой выразительности. В этом школьникам поможет данное пособие.

Представленные контрольно-измерительные материалы по русскому языку позволяют проверить:

-знания о языке и речи;

-специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

- соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

- орфографическую и пунктуационную грамотность.

Работа с текстом проверяет и уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам;

- композиционно-содержательный анализ текста ( определение темы, главной мысли текста, количество микротем и т.п.)- стилистический анализ текста ( обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

- типологический анализ текста (введение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных заданий слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- орфографический и пунктуационный разбор.
Краткие рекомендации для использования контрольно-измерительных материалов:

1. Данные контрольные работы представляют собой комплексный анализ текста повышенной сложности и предназначены для обобщающе-повторительных уроков, итогового контроля в 5-11 классах, подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задания составлены в соответствие с учётом современных действующих программ.

2.Особенность предложенных для анализа текстов состоит в том, что они многосторонне охватывают курс русского языка и предлагают серьёзную работу над изучением основных и наиболее сложных правил орфографии и пунктуации.

3. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием учащихся: выразительное чтение текста, определение темы, идеи, стиля и типа речи.

4.Слейдующая часть заданий проверяет грамматические навыки и умения учащихся. Задания к текстам составлены с учётом требований итоговой аттестации по русскому языку в 9-х классах и к Единому государственному экзамену в 11-х классах.

5. Объём работ составлен с учётом времени, необходимого для выполнения контрольной работы на одном уроке.

6. Контрольные итоговые работы для 5-11 классов представлены в 4-х вариантах

Предлагаемое пособие поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материалы для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средством при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Материалы пособия были апробированы учителями города и рекомендованы для реализаций в образовательном процессе современной школы.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 – м классе

1 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Вы слыхали о нашем уд…вительном п…тухе? Купили мы его за красоту. А он ок…зался драчливым и пр…хатливым. Нап…дал на всех и пр…больно кл…вался. Всех нас в страхе д…ржал. Все наши знакомые ра…бегались при виде петуха.

Раз пришла к нам сосе…ская девочка Маруся. П…тух с самым воинственным видом по…чался за ней. Мы замерли в страхе а Маруся пр…села на корточ…ки посм…трела на Петю и вдруг расхохоталась своим ч…дес…ным смехом. Петух от уд…вления ост…новился. А девоч…ка д…стала из к…рмана ломоть хлеба покр…шила и прот…нула на ладон… забияке. Петя скл…вал крошки и даже п…зволил погладить себя. С тех пор он подруж…лся с Марусей а она совсем его усм…рила.

2. Озаглавьте текст

3. Найдите в тексте 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.

4. Подберите к словам синонимы:

Удивительный –

Ласковый –

Прекратить –

Подружиться –

5. Найдите неверное утверждение:

А) О петухе – существительное м.р., 2 скл., П.п.

Б) Замерли – глагол в форме настоящего времени, мн.числа,3 л.

В) Забияке – существительное общего рода, 2 скл., в Д.п.

6. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

А)

Б)

В)

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5-м классе

2 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Ж..ли три брата: уч...ный врач.. почталь..н. Уч..ный и врач.. были людьми талантл..выми чес..ными и очень интерес..ными. Почталь...н (не) имел особенных таланов но был человеком необыкновеной добр...ты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыш.. всегда могли от..скать в необ..ятном к..рмане его старого плаща к..нфету или пряник.

Этот славный человек ж...л скромно но (не) п..чалился об этом и никаму (не) завидовал. Однажды почталь..н появился на улиц... без хорошо знакомого всем плаща. И больше (не) надевал его. Никто (не) знал что почталь..н отдал свой единственный плащ... мальчишк... из бедной семьи.

Прошло много лет. Никто из героев этой истори.. нет в живых. Но г..рожане сохр..нили самую светлую память о скромном почталь..не о его умени… пр…носить людям радость.
2.Озаглавьте текст.

3.Найдите в тексте 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.

4.Подберите к словам синонимы:

Талантливый- Бедный- Сохранить- Радость-

5.Найдите неверное утверждение: а)Плащ-существительное м.р, 2 скл, в В.п б)Доброе-прилагательное м. р., в форме ед. числа, в В.п в)Находились- глагол в форме настоящего времени, мн.числа ,в В.п

6.Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схема: а) б) в)

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5-м классе 3 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, скобки.

Существует много л…генд о зам…чательной сообр…зительности дельфинов об их общительности и друж…любв… .

Вы зна…те чудес…ную историю о дружбе дельфина с греческим

мальчиком. Вы слышали много рас…казов об инт..ресе и о любви этих ж…вотных к людям.

Наблюдения уч…ных пок…зали что дельфины ле…ко поддают…ся пр…ручению и дрессировк… .Они быстро обуч…ют…ся различ…ным ц…рковым трюкам с увл…чением играют в мяч… г…няют его по поверхности бас…йна прыгают через обруч… .

Дельфины дружный народ. С трогательной заботливостью относ…тся они друг к другу. Дельфины (не)думают об опас…ности и мч…атся по первому зову на помощ… товарищу, когда с ним случает…ся беда.
2.Озаглавьте текст.

3.Найдите в тексте 2 слова,в которых букв больше,чем звуков.

4.Подберите к словам антонимы:

Чудесный-

Заботливость-

Быстро-

Дружный-

5.Найдите неверное утверждение:

а)На помощь-существительное ж.р.,3 скл,в В.п.

б)Дельфины-дружный народ.(Народ-подлежащее)

в)Случается-глагол в форме настоящего времени,ед.числа,3 л

6.Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)
б)

в)

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 –м классе

4 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки

В (пол)день жара заставила меня искать пр…хлады. Я взял книгу и по алле… направился к беседк… Доро…ка зар…сла мелкой тр..вой а по бокам ее ст…яли огромные сосны.

Беседка была ра…положена в тени густых яблонь. Я (не)зах..тел читать и стал см…треть (во)круг. Вид с обрыва был чудес…ный. Д…леко по лини… горизонта т…нулся лес. Рас…т…лались бе…конеч…ные просторы к…лхозных п…лей и пашен. Там в густой зар…сли камышей мы ч…сто с товарищ…м л…вили рыбу а потом зимой всегда с уд…вольствием всп…минали о своем рыбном увл…чени… рыбной ловлей о богатом улов…
2. Озаглавьте текст.

3. Найдите в тексте 2 слова, в которых букв больше, чем звуков.

4. Подберите к словам антонимы:

Огромные-

Вспоминать-

Далеко-

Ближний-

5.Найдите неверное утверждение:

а)С пшеницей - существительное ж. р, 3 скл, в Т. П.

б)К ближнему - прилагательное, рс.р., в форме ед. числа, в Д.п.

в) Вела - глагол в форме прошедшего времени, ед.числа, 3 л.

6. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

а)

б)

в)