|
Жизнь в тексте, или Выразительные средства языка Подготовка к егэ: В8 Тема урока: Жизнь в тексте, или Выразительные средства языка Подготовка к ЕГЭ: В8
Цель урока:
Повторить термины изобразительных средств языка, вырабатывать умение самостоятельно различать средства выразительности; определять их роль в тексте;
Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, тесты контрольные,
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Организационный момент. Приветствие. Запись числа.
Слово учителя: Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны, ребята, его слова сегодня, особенно в период подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. Как ни вспомнить поэта Валерия Брюсова (слайд 1):
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
И мне бы очень хотелось, чтобы родной язык не был для вас коварным другом, а стал другом верным.
Общеизвестно, что слово – наименьшая единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичом, из которого строится дом. Несколько слов, связанных друг с другом, – и мы получаем предложение. Несколько предложений, связанных друг с другом, образуют… (текст – добавляют учащиеся).
- Достаточно ли того, ребята, чтобы запись нескольких предложений назвать текстом? Что называется текстом?
- Текст-это несколько предложений , связанных в целое темой и основной мыслью.
- Но тексты, как известно, бывают разными. Все зависит от цели говорящего или пишущего.
3. Практическая работа. На партах перед каждым учащимся лежат листы с заданиями:
Определить стиль текста и тип речи.
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Текст №1. Орг…ническая химия как наука сф…рмировалась ср…внительно недавно. Тысяч…летиями человечество осваивало тайны х…мических пр…вращений соединений углерода. Сначал(..) это были самые пр…стые процессы окисления – г…рение древесины нефти угля полностью разрушающие орг…нические вещества.П…степенно накапливался опыт химических и биохимических превращений органических веществ. На первых ступенях это как правило была деструкция превращение сложных веществ в более простые.
Текст №2. Сохранить разно…бразие наших городов и сел сохранить в них историческую память их общее н…ционально – историческое сво…образие – одна из важнейших задач наших град…строителей.Вся страна это гр…ндиозный культурный ансамбль. Он должен быть с…хранен в своем п…разительном богатстве. В…спитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – в…спитывает человека его страна.(Д. С. Лихачев)
Текст №3. Она сидела передо мной ак…уратная вся умная и красивая красивая и в одежде и в своей женской м…лодой поре к…торую я смутно чувствовал, до меня доходил зап…х духов от нее к…торый я принимал за само дыхание; к тому же она была учительница не арифметики какой(?) нибудь не истории, а з…гадочного француз…кого языка от которого тоже исходило что-то особое сказочное (не)подвластное любому – каждому как например мне. Не смея поднять глаза на нее я не посмел и обмануть ее. Да и зачем в конце концов мне было обманывать? (В.Распутин “Уроки французского”)
1 группа – 1 ряд работает над 1 текстом.
2 ряд – 2 группа – над текстом 2.
3 группа – 3 ряд – над текстом 3.
Проверка орфографии и пунктуации осуществляется при помощи взаимопроверки по доске (Слайд 2). Выразительное чтение текстов учащимися.
Беседа.
- К какому стилю речи относится первый текст?
- Второй?
- Третий?
- В чем, на ваш взгляд, состоит отличие текста научного стиля речи от текстов публицистического и художественного стилей? За счет чего выигрывают тексты художественного и публицистического стилей?
- В тексте научного стиля практически не допускается употребление выразительных средств. Для него характерны точность, логичность изложения мысли. А тексты художественного и публицистического стилей как раз и выигрывают за счет таких средств.
- Использование средств выразительности в тексте – тема нашего сегодняшнего урока.( Запись темы)
Находить и различать ИВС трудно. Не зря за правильно выполненное задание В8 экзаменуемым начисляется 2 балла.
-А чем для вас являются выразительные средства языка? Составьте свой ответ в виде синквейна.
5. Составление синквейна учащимися. Учащиеся зачитывают
2-3 примера, затем (элемент сотворчества) свой пример читает учитель:
Средства выразительности
Красивые, живые, необычные…
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка …богатство мыслей»
(Н.М. Карамзин)
Сокровища речи (тропы)
Так ли это, покажет анализ следующих текстов.
Анализ текстов. Учащимся предлагается сравнить тексты. Увидеть, в чем состоит различие между ними. Отметить ИВС.
Текст а.
Людьми держится мир, а также его история и культура. Хорошие люди встречаются редко, но встречаются. И от общения с ними нам становится хорошо.
Текст б.
Удивительными людьми держится мир, его история, его культура.
Удивительные люди встречаются нечасто, но все – таки встречаются. И от общения с ними, от их присутствия в нашей жизни хочется жить, делать, верить, тратить себя полней и целесообразней.
Это правда: не место красит человека, а человек место. (М.А. Дудин)
- Какую роль играют ИВС в тексте?
- Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.
-Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь». Определите вид этого тропа?
-Метафора.
7. Объяснение домашнего задания. Похожее задание вы получите домой как обычно по электронной почте. Вам будут отправлены тексты для творческого задания. На месте пропусков вы должны вставить подходящие по смыслу слова, являющиеся различными выразительными средствами. Подготовьтесь объяснить их роль и уместность в данном тексте. Те учащиеся, у кого возникли временные трудности с Интернетом, могут получить распечатанные листочки после урока. (Запись задания в дневник)
ТЕКСТ Тихо. Ночь. За стеною шумит--------------- метель. Никто не собирается выходить----------------- из дома в такую----------------------пору. Но за окном мне слышен------------------ветра и----------------- метели. --------------------Зима и -----------------------.Укрывает все вокруг--------------------------
Проснемся рано утром и не узнаем-------------------------------------------природу.
Стоят-------------------------------------деревья. -----------------------------поле и -------------------рощи.
----------------------------------- русская природа зимой! Стоишь и любуешься!
8. Упражнения для определения средств выразительности речи.
1. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
эпитет
метафора
олицетворение
оксюморон (слайд 4)
2. Какой троп используется в тексте?
Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А. Пушкин)
эпитет
метафора
сравнение
оксюморон (слайд 5)
3. Какой троп используется в тексте?
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
эпитет
метафора
олицетворение
литота (слайд 6)
4. Какой троп используется в тексте?
Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)
эпитет
метафора
гипербола
литота (слайд 7)
5.Определите средство выразительности речи
1. Луна хохотала. 2. Голубые береты. 3. Мальчик с пальчик. 4. Дело хорошее. Езжайте в Курск. Там вас ждут. 5. Звонкая тишина. 6. Воробышки игривые, как детки сиротливые. 7. Царство зелени. 8. В сто сорок солнц закат пылал. 9. Не жалею, не зову, не плачу. 10. Чудесный наш поселок! (слайд 8)
Самопроверка. (Слайд 9) Самооценка.
Содержание слайда 9:
4
3
4
3
1. Олицетворение. 2. Перифраз. 3. Литота. 4. Парцелляция. 5. Оксюморон. 5. Сравнение. 7. Метафора. 8. Гипербола. 9. Градация. 10. Инверсия.
9. Подготовка к анализу текста. Работа с интерактивной доской.
- Вы смогли определить средства художественной выразительности. Попробуйте теперь определить их функции. При помощи функции передвижения необходимо соединить соответствующие понятия.( К доске вызывается 1 ученик и находит соответствия). Учащиеся устанавливают соответствия при помощи стрелок.
Проверка осуществляется при помощи «шторки». Ошибочный ответ обязательно исправляется.
Е повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности; Д сходное построение смежных фрагментов художественного текста; Г сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе; В нарушение «естественного» для данного языка порядка слов, используемого для логического выделения слов; Б резкое противопоставление образов и понятий, контраст; А повтор слова и группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз;
10. Самостоятельная работа. Для самостоятельной работы учащимся выдаются тексты с заданиями, подобными заданиям В8 ЕГЭ. Работа в конце урока сдается на проверку учителю.
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»? (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
| Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот 2.
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец... (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)
| Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм 5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот 11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса
3.
1) Бесполезная, никому не интересная жизнь. (2) Невеселая судьба человека, который ни разу не испытал незабываемую теплоту земли на босых ногах, не промокал насквозь под дождем в чаще орешника. (3) А если и испытал все это, то недооценил, недопонял этой недюжинной силы простоты и страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви. (4) Таким людям неуютно в природе. (5) У них нет непоколебимой веры в счастье, чудо, сказку. (6) Они проходят с открытыми, но совершенно невидящими глазами мимо никогда не виданного чуда. (7) Глубинная прелесть жизни не измерена и не понята ими. (К. Г. Паустовский)
| К. Г. Паустовский убежден в том, что человек, лишенный способности ощущать естественную красоту жизни, не может быть счастливым. Свою позицию автор излагает не только убедительно, но очень эмоционально и ярко. Особую выразительность тексту придают индивидуально-авторские ______ («бесполезная жизнь», «незабываемая теплота земли», «недюжинная сила простоты», «неуютно в природе», «никогда не виданное чудо», «глубинная прелесть жизни»), неожиданные ______ («страдал, как от протекающего потолка или тесной обуви») и развернутая ________ (предложение 1). Автор использует также грамматические средства выразительности. Мысль о том, что люди, не понимающие подлинного смысла жизни, лишены очень многого и не имеют того, что составляет истинное счастье, передается с помощью многократного использования слов с ________ («невеселая, никому не интересная», «не испытал», «не промокал», «неуютно», «не измерена», «не понята»). Употребление в самом начале текста двух ____________ (предложение 1 и часть предложения 2) позволяет сразу же определить суть авторского отношения к рассматриваемой проблеме.
Список терминов: 1) развернутая метафора 2) назывное предложение 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм 5) градация 6) приставки с отрицательным значением и отрицательные частицы 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнение 11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса
11. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы повторили с вами изобразительные средства языка, говорили о роли выразительных средств в тексте и попробовали выполнить задание В8 ЕГЭ. Эту работу мы обязательно будем продолжать и дальше. Например, на следующем уроке будем учиться рассуждать по проблемам, поднятым в текстах для проверочной работы. А пока я хочу вам еще раз напомнить слова египетского фараона, которыми я начала урок: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». (Если останется время, то можно спросить и учащихся, какие им известны изречения о слове, о языке, о выразительных средствах (предваряющее домашнее задание), выразить надежду, что урок для них не прошел даром, что они будут любить и беречь родной язык) Спасибо за урок.
|
|
|