Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы). К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся:
- торговля в кредит;
- бесплатные образцы товара;
- купоны для покупки товара со скидкой;
- скидка при покупке определенного количества товара;
- премии при покупке на определенную сумму;
- использование упаковки для других целей;
- гарантия возврата денег при возврате покупки;
- зачет устаревшего товара при помощи нового;
- лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару;
- участие в выставках и ярмарках.
В последние годы отмечается значительный рост различных методов стимулирования. В то же время этими методами следует пользоваться достаточно осторожно. Дело в том, если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то потребители будут рассматривать такую деятельность как признак ухудшения качества товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считать высокими. Поэтому методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Они могут негативно отражаться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.
5.10. Государственный бюджет
Все свои основные задачи государство решает за счет средств бюджета. Он разрабатывается правительством и поступает на обсуждение в парламент, где после внесения необходимых поправок принимается к исполнению и обретает силу закона. Если же бюджет не утвержден, это может послужить основанием для отставки правительства.
Государственный бюджет - это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального бюджета и региональных бюджетов (республиканских, краевых и областных в России). Государственный бюджет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов. Однако существуют расхождения между планированием государственного бюджета правительством и его фактической структурой. В ряде стран в социальной сфере существуют так называемые внебюджетные фонды. В России, например, это Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, социального и медицинского страхования.
В федеративных государствах, имеющих в своей структуре штаты, республики, помимо федерального бюджета, выделяют еще бюджеты административных единиц (штатов или республик) и муниципальные (городские) бюджеты. Каждый из них представляет собой самостоятельный счет налоговых отчислений, трансфертных платежей и является составной частью единого государственного бюджета. Соответственно налогово-бюджетный федерализм — это разноуровневое деление полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами. Общий бюджет - федеральный плюс бюджеты субъектов федерации - называют консолидированным.
Формирование доходных статей бюджета и его расходов составляет бюджетную политику государства. Основными источниками доходов государства являются: налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, доход от эмиссии денег и доходы от приватизации.
Ведущее место среди государственных расходов занимают социальные (выплата пенсий, пособий на детей, финансирование образования и здравоохранения). Значительны расходы бюджета, связанные с хозяйственной деятельностью (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, поддержка экономики «слабых» регионов). Часть средств идет на военные расходы, заработную плату государственным служащим, другим работникам бюджетной сферы, борьбу со стихийными бедствиями.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на: государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственному долгу (обслуживание государственного долга).
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Если сумма доходов бюджета в точности совпадает с суммой расходов, то бюджет сбалансирован. Иногда сумма доходов превышает сумму расходов. Это положительное сальдо (профицит) бюджета. Однако в большинстве стран во все времена расходы государства превышали его доходы. То есть сальдо бюджета было отрицательным. Это дефицит бюджета.
При экономическом спаде доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база. Поэтому дефицит бюджета увеличивается. Бум, наоборот, сопровождается уменьшением дефицита бюджета, поскольку увеличиваются налоговые поступления.
Бюджетный дефицит — это состояние государственного бюджета, при котором расходы превышают доходы. Как правило, такая ситуация возникает в условиях структурного экономического кризиса или вследствие нерациональной деятельности правительственных органов.
Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом:
1) первичный дефицит — общий дефицит за вычетом процентных выплат по государственному долгу;
2) фактический дефицит — разница между действительными государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной;
3) структурный дефицит — фактический дефицит, рассчитанный для определенного уровня национального дохода в условиях полной занятости. Иными словами, это потенциальный показатель, т.е. тот, который мог бы быть на самом деле получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей;
4) циклический дефицит — это количественное различие между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Данный дефицит возникает в результате динамичности экономической активности в течение одного цикла. В этом случае величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется.
Все современные государства мира так или иначе сталкивались с возникновением дефицита бюджета. Можно сказать, что дефицит бюджета стал повсеместным явлением. Но последствия его могут быть различными. Когда дефицит бюджета становится весьма значительным, государство не в состоянии выполнять свои обязательства перед обществом. Именно дефицитом бюджета был вызван финансовый кризис в России в 1998 году.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета:
1) Эмиссия денег опасна инфляцией, но есть и достоинства умеренной эмиссии: она быстро стимулирует прирост инвестиций и небольшой рост ВВП.
2) Займы у населения и фирм своей страны (увеличение внутреннего долга). Государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и фирмам, а полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Плюсы в том, что он не ведет к инфляции и достаточно оперативен. Минусы такого способа финансирования состоят в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, может построить финансовую пирамиду, провоцирует в будущем еще больший дефицит, создает угрозу инфляции и вытесняет частные инвестиции. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что уменьшает средства, идущие на инвестиции.
3) Займы у других стран, или у их граждан, или у международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга). Достоинства подобного метода заключаются в его неинфляционности и в возможности получения крупных сумм. Недостатки связаны с выплатой внешнего долга, что ведет к сокращению внутреннего спроса и объема производства и к истощению золотовалютных резервов страны. После 1998 г. финансовая ситуация значительно улучшилась. Возросли мировые цены на нефть, а поскольку Россия является крупным экспортером этого энергоносителя, в стране начался экономический подъем. Начиная с 1999 года государственный бюджет нашей страны исполнялся с профицитом, т. е. доходы государственной казны превышают расходы. Государство получило возможность существенно нарастить золото-валютные резервы страны, сформировать Стабилизационный фонд, позволяющий не допустить проникновения в экономику «лишних» денег и разогнать инфляцию, создать внушительный Фонд «будущих поколений». Многие серьезные аналитики, финансисты полагают, что в ближайшем будущем нам не стоит опасаться нового дефолта.
Используя благоприятную экономическую конъюнктуру для традиционных товаров российского экспорта (энергоносителей, металлов), государство укрепило российскую валюту, приступило с 2006 года к разработке бюджета – главного финансового закона страны уже не на один год, а на три. Существенным успехом финансовых властей России стало досрочное погашение основной массы внешнего долга страны Парижскому клубу кредиторов. Это позволило, помимо всего прочего, сэкономить на выплате процентов по обслуживанию долга миллиарды долларов.
Финансовая стабильность страны – ведущее условие принятие в 2006 году в России программы финансирования четырех Национальных проектов, важнейшие из которых – проекты в области здравоохранения и образования. Цель существенных инвестиций государства в образование народа, его здоровье, науку, культуру – обеспечение прорыва страны к самым современным рубежам развития, стимулирование нового, прогрессивного во всех сферах жизни общества.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. негативно отразился на формировании российского бюджета. Существенное снижение цен на энергоносители, металл, другие традиционные товары российского экспорта привели с сокращению доходных статей бюджета. С 2009 г. бюджет снова стал дефицитным.
5.11. Государственный долг
Государственный долг есть сумма внутреннего и внешнего долга или сумма накопленных бюджетных дефицитов, скорректированная на величину бюджетных профицитов. В 1990 г. в США выплата процентов по государственному долгу достигла максимума и составила около 14% от общего объема расходов бюджета. Начиная с 1993 г. наше правительство строило пирамиду, покрывая долги за счет расширения выпуска государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО, КО, ОФЗ и других). Тем самым рос внутренний долг. Пирамида рухнула в 1998 г. Наличие значительного государственного долга снижает эффективность экономики и возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения.
Советский Союз оставил России почти 70 млрд. долл. внешних долгов при полностью растраченных валютных резервах и израсходованном золотом запасе. Только за время перестройки правительство М. С. Горбачева заняло на Западе около 50 млрд. долл.: 20 займов у правительств, 20 у зарубежных коммерческих банков и 10 в виде товарных кредитов. Рационально использовать эти кредиты не удалось.
В отношении государственного долга сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия должна, с другой стороны, еще больше ей должны. Но все дело в структуре этих долгов. Во-первых, они в основном не признаны мировым сообществом, так как это долги по оплате военной техники, поставлявшейся, по мнению западных стран, одним авторитарным режимом другому. Во-вторых, в странах-заемщиках, как правило, сменились правительства и теперь они трактуют эту проблему не как коммерческую, а как политическую. В третьих, долги эти не всегда правильно оформлены,
В 1997 году Россия стала членом Парижского клуба, который включает страны-кредиторы. Это поможет вернуть хотя бы часть долгов. В течение ряда лет с 1992 по 1997 год Россия сумела реструктуризовать свои внешние долги и начла их активно погашать с 2001 года. Внешний долг существенно уменьшился и перестал быть национальной проблемой.
5.12. Денежно-кредитная политика
Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой один из видов стабилизационной, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую монетарную политику в период спада и сдерживающую политику в период бума. Инструментом регулирования выступает денежная масса. Научная школа, которая отдает предпочтение денежно-кредитным регуляторам экономического развития, получила название монетаризма.
Рост массы денег увеличивает совокупный спрос и оживляет экономическую конъюнктуру. В условиях спада эта мера может использоваться в качестве стабилизатора экономики, то в долгосрочном периоде происходит лишь рост уровня цен. Сжатие денежной массы в период подъема экономики предотвращает слишком резкий спад в будущем.
Инструменты монетарной политики. Центральный банк может увеличить или уменьшить денежную массу в обращении. Для этого он использует различные инструменты. В странах с развитой рыночной экономикой преобладают три основных инструмента:
изменение норм обязательного резервирования,
изменение ставки рефинансирования ЦБ (ставкой про кредитам коммерческим банкам),
операции на открытом рынке (главным образом путем продажи или покупки государственных ценных бумаг).
Они отличаются друг от друга по силе воздействия на денежную массу, причем значение этих инструментов варьируется в зависимости от ситуации и страны. Как правило, наиболее сильным и оперативным средством являются операции на открытом рынке. Тактическим инструментом считается изменение ставки рефинансирования. Сравнительно медленное, но сильное стратегическое влияние на денежную массу оказывает изменение норм резервирования.
5.13. Налоговая (фискальная) политика
Налоги — обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой политикой. История налогов насчитывает более 5 тысяч лет (от жертвоприношений и принудительных повинностей к современным сборам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.
История налогообложения на Руси началась с полюдья князя Олега — неупорядоченного сбора дани князем с дружиной. В 945 г. княгиня Ольга провела важную реформу — установила фиксированное налогообложение в землях восточнославянских племен, ввела уроки (размер дани), погосты (места сбора дани), дым (единицу налогообложения). Собирать налоги стали специальные люди — емцы, мытники, мечники.
Государево тягло — так именовали в Русском государстве весь комплекс денежных и натуральных платежей государству.
Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.
Функции налогов: фискальная(наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом), распределительная или социальная социальную (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения) , стимулирующая (стимулирование экономической деятельности). Важное значение имеют налоги для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.
Фискальная функция (от латинского слова fiscus - государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.
Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.
Стимулирующая функция налогов - это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы, например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.
Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.
Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги. Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы – то есть налоги на отдельные товары и услуги - широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.
В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.
Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.
С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.
Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной - большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.
Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот. Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.
Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой – 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.
Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:
налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль,
акцизы,
платежи за пользование природными ресурсами,
подоходный налог с физических лиц,
таможенные пошлины,
налог на имущество организаций.
Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.
Индивидуальный подоходный налог. Главной формой основного налога на граждан является подоходный, его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50%. Уплата подоходного налога — одна из обязанностей граждан, она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций — документов, которые должны представляться в специальное ведомство — налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года (например, гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы). Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13%.
Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая - по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.
Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда. Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.
Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.
Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия - 20%, Англия - 15%, ФРГ - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам - до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.
Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но также и часть издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде - 38-43,5%, Японии - 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году - до 24%.
Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами "на грехи", имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - поставщики этих товаров.
Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях. Постоянно увеличивается в налогообложении часть косвенных налогов — это акцизы (налоги, как бы скрывающиеся в цене определенных товаров, например, в алкогольных напитках, табаке), таможенные пошлины и некоторые другие. От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества — уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.
При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение: прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (допустим, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.
5.14. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система
Современный мир тесно связан между собой во всех сферах жизни: политики, науки, культуры и, в немалой степени, в хозяйственной сфере. Мировая экономика – мировое хозяйство, субъектом которого выступают национальные экономики отдельных стран и регионов, международные экономические организации, транснациональные корпорации. Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений. Это, прежде всего, международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами, это международное движение капитала и рабочей силы, это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки, и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Это явление получило название интеграция. Но начало всех этих процессов в мировой экономике – это международное разделение труда. Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции. Предпосылками специализации являются:
природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов. Например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
уровень экономического и научно-технического развития. Из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно. Экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья;
сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров. Например, Италия славится винами, Франция своими парфюмерией и сырами, Греция - оливковым маслом, а Эквадор – своими бананами.
Международное разделение труда предопределило развитие системы международных торговых связей Какая бы большая страна не была, она не может производить все товары, которые ей необходимы. Но большие и богатые страны могут лучше обеспечить себя большинством необходимых благ, к тому же, если у таких стран большая территория, то и большой внутренний рынок, и остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.
Основные термины международной торговли – экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.
Экспорт - это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.
Импорт – это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. США – самая развитая и богатая страна в мире – постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т.е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров, чем ввозит, и ее торговое сальдо положительно. Международная торговля имеет очень древнюю историю. Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы, наверное, помните, что в XVII-XVIII веках самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.
Еще в XVII веке ученые-экономисты задавались вопросом: "Почему страны торгуют друг с другом?" В то время они считали, что внешняя торговля создает богатство, которое олицетворялось в золоте, и призывали правительства больше вывозить товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота. Но уже в XVIII веке, когда произошла промышленная революция, и стали развиваться разные мануфактуры и фабрики, отношение к торговле изменилось. Английский ученый Адам Смит подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и обосновал истинные причины возникновения богатств народов. А.Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно, если они продаются дешевле, чем отечественные. А.Смит разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по нефти и газу, которого она производит больше всех в мире, поэтому она вывозит его в развитые страны Европы в обмен на оборудование, производство которого в России менее эффективно.
В XVIII веке другой английский экономист Давид Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле, суть которой состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Рикардо приводил в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией такие товары как сукно (помните, что Англия была мастерской мира?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.
В настоящее время почти все страны втянуты в мировую торговлю. Но удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте очень различается. Доля развитых стран в мировой торговле в 2000 г. составляла по экспорту 72%, а по импорту – 75,8%.
Самая большая доля в мировом экспорте и мировом импорте приходится на США – соответственно, 13 и 20,3%, на втором месте Германия – 8,9 и 8,1%, на третьем – Япония – 8,0 и 6,1%.
Доля России – более чем скромная: в мировом экспорте – 1,7%, в мировом импорте – 0,5%. Специфика экспорта России состоит в том, что большую его часть составляют топливно-энергетическое сырье и продукты добывающей промышленности. Назовем главных партнеров России: по экспорту – Германия (9,3%), Италия (7,5%), Китай (5,6%), Украина и Белоруссия (по 5,3%); по импорту – Германия (13,9%), Белоруссия (9,5%), Украина (9,2%), США (7,7%), Казахстан (4,8%). Торговая политика.
Экономической глобализацией обычно называют процесс роста экономической взаимозависимости стран в результате все более тесной интеграции рынков товаров, услуг и капиталов. Она проявляется в развитии международной торговли, научно-технического сотрудничества, в росте иностранных инвестиций, культурных обменов и в усложнении глобальных проблем развития человечества.
Глобализация началась после второй мировой войны и, ускорилась, начиная с середины 1980-х гг. Причинами ускорения глобализации, с одной стороны, был научно-технический прогресс (средства связи, снижение стоимости международных перевозок, углубление разделения труда). С другой стороны, экономисты и политики тоже внесли свой вклад в этот процесс путем либерализации рынков и уменьшения проявлений протекционизма.
Важнейшим элементом мировой экономики выступает международная торговля – товарооборот между странами и регионами. Во все времена в международной торговле боролись и продолжают бороться два подхода:
Протекционизм предписывает государственное вмешательство в свободный поток товаров и услуг между странами.
Свободная торговля изучают и объясняют, какая была бы торговля при отсутствии каких-либо ограничений.
Протекционизм - это защита государством, в основном нерыночными методами, отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных фирм. Протекционистские меры - это тарифы, налоги, пошлины, лицензии, правила торговли, сертификация и т.д. Ни одна страна в мире не позволит провозить через свои границы нерегулируемый поток товаров и услуг. Ограничения обычно налагаются на ввоз и иногда на вывоз.
Протекционистские меры в основном представлены тарифными и нетарифными барьерами.
Тариф или пошлина - это государственный налог на товары, пересекающие границы стран. Наиболее распространены импортные тарифы. Ввозные пошлины является одним из основных источников дохода для многих развивающихся стран. В этих странах легче собрать пошлины, чем налоги. В середине 1990-х годов серия повышений ввозных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства (иномарки) искусственно повысила конкурентоспособность автомобилей отечественного производства.
В России импортные пошлины активно используются, в первую очередь, как источник доходов государства и, во вторую очередь, для защиты отечественного рынка. Поэтому они пока выше, чем во многих других странах и официально составляют в среднем 11-13% от стоимости импорта.
Экспортные тарифы применяют в основном страны - экспортеры сырья. В России применялись экспортные пошлины на нефть, газ, цветные металлы, руды и некоторые другие виды сырья. Вывозные пошлины призваны ограничить вывоз сырья и служат дополнительным источником пополнения казны.
Транзитные пошлины в средние века были одним из основных источников государственных доходов. Сейчас же они почти повсеместно ликвидированы посредством международных договоров.
Нетарифные барьеры в современном мире вводятся, чаще всего, чтобы обойти международные соглашения об ограничении тарифных барьеров.
Квота – это определенный объем данного товара (исчисленный в единицах или по стоимости), который разрешено импортировать в страну (импортная квота) или экспортировать из страны (экспортная квота) в течение года или другого периода времени. Импортные квоты, также как и импортные пошлины, повышают цену товара внутри страны и сокращают импортные продажи. Экспортные квоты повышают мировые цены и снижают цены внутренние. Частный случай квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Эмбарго обычно вводится в политических целях. Например, в США ввели эмбарго на торговлю с Кубой с 1961 года.
Антидемпинговые меры во внешней торговле - продажа товара иностранным производителем в других странах по более низким ценам, чем он продается в собственной стране, либо по ценам ниже издержек производства этих товаров. Начиная с 1993 г. под антидемпинговый пресс стран Западной Европы и США попали российские производители урана и алюминия. Были и квоты, и тарифы, и штрафы. Причинами этой демпинговой войны была низкая себестоимость российского урана и алюминия, а также забота западных стран о своих производителях.
Экспортные субсидии – это разнообразные меры помощи государства своим экспортерам, в том числе прямые выплаты производителям, рекламно-информационные услуги, поддержка прикладных научных исследований, льготное налогообложение, экспортные кредиты и т.п. Страны постоянно обвиняют друг друга в "нечестных экспортных субсидиях".
Популярной формой экспортной субсидии является "связанная помощь". Займы иностранным государствам предоставляют в рамках такой логики: хочешь кредит - используй его на закупку наших товаров и услуг. СССР, а затем и Россия получили много подобных кредитов. В результате полученные деньги расходовались менее эффективно. Считается, что до трети всех товаров и услуг продается в мире по системе "связанной помощи".
Несмотря на сохраняющиеся заградительные барьеры и протекционистские меры, доминирующей тенденцией в развитии мировой экономики стало развитие свободной торговли. Первый значительный успех на пути к ней связан с Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), начавшее свою деятельность в 1947 г. Тогда оно насчитывало 23 участника, а к 1990 г. имело более 100 членов. ГАТТ дало миру основной свод правил, по которым проводятся торговые переговоры, и механизм контроля за их реализацией. Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою работу с 1 января 1995 году на основе ГАТТ и включала она тогда 145 стран.
Режим наибольшего благоприятствования в торговле представляет каждая страна-член ВТО всем другим членам. Такой режим применяется и в отношении квотирования и лицензирования. Хотя вначале предполагалось, что режим наибольшего благоприятствования будет предоставляться автоматически, страны, тем не менее, часто делают исключения из этого правила:
изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией из промышленно развитых стран.
уступки членам торгового союза, например ЕС, не распространяются на страны, не принадлежащие к торговому союзу.
странам, произвольно применяющим дискриминационные меры против товаров из определенной страны, другие страны не обязаны предоставлять режим наибольшего благоприятствования.
Страны - члены ВТО в ходе переговоров периодически соглашаются на снижение тарифных ставок. Большие сокращения таможенных тарифов показывают, что все страны стремятся к более свободному товарообмену. В результате барьеры таможенных тарифов в значительной мере уже преодолены. Средние тарифы на импортируемые промышленные товары за последние десять лет сократились в развитых странах с 6,3% до 3,9%.
Преодолеть нетарифные барьеры сложнее. Тем не менее, соглашениями ВТО предусмотрено равное отношение к отечественным и зарубежным фирмам в промышленных стандартах, государственных закупках, субсидиях и компенсационных пошлинах, лицензировании, таможенной оценке.
Около 2/3 всего объема мировой торговли охвачено регулированием ВТО. По оценкам экспертов деятельность ВТО приносит мировой экономике около 250 млрд. долларов дополнительного дохода ежегодно. Ежедневный доход среднестатистического жителя развитых стран в результате либерализации мировой торговли в 1990-х гг. возрос на 40 центов, в развивающихся странах - на 5 центов, но у каждого африканца сократился на 1 цент.
Несмотря ни на что, торговые войны между странами-членами ВТО периодически разгораются вновь и вновь. Поскольку использование традиционных протекционистских мер в современном мире ограничено, то результаты торговых воин фиксируются в виде “добровольных” ограничений на экспорт или каких-либо еще причудливых форм.
Из-за того, что Россия не являлась членом ВТО по оценкам экспертов, она теряла в середине 1990-х годов не менее 1,5 млрд. долл. ежегодно. Присоединение России к ВТО может обеспечить российским экспортерам международную защиту в соответствии с правилами этой организации. Процесс присоединения проходит, начиная с 1995 года, но и по сей день Россия все еще не вступила в ВТО. За вступление в ВТО России придется заплатить снижением импортных пошлин. Это приведет к серьезным проблемам отечественное автомобилестроение, ряд других отраслей промышленности, которые станут неконкурентноспособными.
Развитие свободной торговли идет не только на глобальном, общемировом уровне, но и в регионах. Существуют 3 формы экономической интеграции (в порядке усиления интеграции):
- Зона свободной торговли, заключающаяся в отмене таможенных пошлин между странами, входящими в зону свободной торговли. С 1988 года действует Североамериканская зона свободной торговли, в составе США и Канады, к которым в 1992 году присоединилась Мексика. В Юго-Восточной Азии сложилось сообщество АСЕАН, аналогичные союзы с разной степенью интеграции есть и в Латинской Америке. СНГ вполне можно считать зоной свободной торговли, хотя таможенные пошлины не везде сняты.
- Таможенный союз означает наличие единых тарифов по отношению к остальным странам. Россия имеет таможенный союз с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
- Общий рынок в дополнении к таможенному союзу снимает ограничения на перемещения факторов производства. С 1957 года существует Европейское сообщество (ЕС), где сегодня есть единая валюта (евро) и разрешено свободное перемещение товаров, людей и капиталов.
Мировая экономика характеризуется также сложившейся финансовой системой. Для взаиморасчетов между странами вводится валютный курс - это цена одной денежной единицы, выраженная в другой денежной единице. Например, цена доллара в рублях это и есть курс доллара, например, 25 рублей за доллар. При повышении курса рубля российский экспорт становится менее выгодным и его объем уменьшается, а импорт становится более выгодным и его объем растет. Таким образом, курс национальной валюты определяет, какие товары будут экспортироваться, а какие импортироваться.
|