Главная страница


«Игровые технологии в логопедической работе с детьми»



Скачать 47.24 Kb.
Название«Игровые технологии в логопедической работе с детьми»
Дата14.04.2016
Размер47.24 Kb.
ТипДокументы

«Игровые технологии в логопедической работе с детьми»
Основной целью работы любого специалиста является социализация воспитанников. Ведущую роль в этом вопросе играет речь, с её коммуникативной функцией, что само по себе говорит о важности логопедической работы.

В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми

С некоторыми из них разрешите Вас познакомить:



  • «Звуковые дорожки» - можно взять готовые, из альбомов дошкольника Л.А.Комаровой или нарисовать самостоятельно. dsc00065.jpg

Ход игры: ребёнок пальчиком или соответствующей игрушкой (издающей подобный звук) ведёт по дорожке, помогая главному герою, чей голос он имитирует, добраться до цели. Главное! – чтобы во время продвижения по дорожке ребёнок не спешил и тянул заданный звук как можно дольше – на одном выдохе, чётко проговаривая автоматизируемых звук.

Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие продолжительности речевого выдоха, звукоимитационной выразительности

Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики, координации на листе бумаги.

  • «Весёлые маски» - нарисованные на картоне и оборудованные резинкой.dsc00069.jpg

Ход игры: ребёнку надевается маска того персонажа, которого он озвучивает заданным звуком. Главное! – чтобы звук произносился чётко и с задуманной интонацией

Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие звукоимитационной подражательности и интонационной выразительности

Сопутствующие задачи: развитие игровых навыков, умения обыгрывать ситуацию


  • «Звуковые кубики» - на каждой грани кубика наклеены картинки с изображением предмета, имитируя который ребёнок автоматизирует заданный звук. Каждый кубик направлен на автоматизацию определённых групп звуков: звуков раннего онтогенеза, свистящих звуков, шипящих звуков и соноровdsc09903.jpg

Ход игры: ребёнок кидает кубик и имитирует звучание предмета, изображённого на выпавшей картинке; например: выпадает Ёжик – ребёнок длительно тянет звук [Ф] и т.п.

Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие продолжительности речевого выдоха

Сопутствующие задачи: развитие зрительного внимания, памяти, умения играть в соответствии с заданными правилами


  • «Гласные / поющие звуки» - зрительные образы звуков – гласные человечки или «Поющие звуки», специально сделаны для детей дошкольного возраста, незнакомых с их буквенным обозначением,. Они показывают артикуляцию гласных звуков. dsc00028.jpg

Ход игры: ребёнок берёт соответствующую игрушку (издающую заданных звук или которую надо «научить» этот звук правильно произносить) и перепрыгивая с человечка на человечка произносит слоги – слияния автоматизируемого звука с гласным

Логопедические задачи: автоматизации звуков и в слогах, закрепление артикуляции гласных звуков

Сопутствующие задачи: развитие зрительного внимания, памяти и ориентировке на плоскости

dsc09921.jpg


  • «Живые картинки» - в работе с детьми так де удобно использовать картинки с изображением различных пейзажей без персонажей.

Ход игры: ребёнок, в соответствии с инструкцией логопеда, расставляет игрушки с указанные места, одновременно произнося заданный (имитируемый) звука

Логопедические задачи: автоматизация заданного звука или звукосочетания, развитие грамматического строя речи (предложно-падежных конструкций), развитие подражательных способностей

Сопутствующие задачи: развитие координации на плоскости, пространственной ориентации, игровых навыков


  • «Звуковые улиточки» - выложенные шнурочком на картоне контурные изображения «Звуковых улиточек» так же можно использовать, реализуя несколько задач: dsc00051.jpg

* Катая по «Улиточке» мячик «Су-джок» или ведя по ней определённую игрушку, мы одновременно и автоматизируем заданный звук (произнося его на протяжении всей улитки), и увеличиваем длительность голосового выдоха, и развиваем тонкую моторику;

* Выкладывая по плоскости «Улитки» различного цвета и размера крупу, мы, опять же таки, одновременно и автоматизируем заданный звук, и работаем над голосовыми функциями, и развиваем мелкую моторику, мышление, зрительный гнозис и сенсорные представления


  • «Фасолевый бассейн» - различного вида (по цвету, размеру) фасоль, насыпанная в красивую коробочку «работает» по типу чудесного мешочка, только увеличивается количество реализуемых задач: dsc00062.jpg

Ход игры: в «Фасолевом бассейне» ребёнок отыскивает определённую игрушку, ощупывает, угадывает, называет и озвучивает её.

Логопедические задачи: автоматизация заданного звука, развитие подражательных способностей

Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, тактильного и зрительного гнозиса, памяти, мышления, воображения…


  • «Волшебные пуговки» - нашитые на яркие лоскутки ткани детские пуговки в виде различных объектов (жучки, машинки, телефончики) dsc00030.jpg

Игровое упражнение «Волшебные пуговки» преследует так же несколько задач, отвлекая ребёнка от основной цели:

Тренируя навык застёгивания пуговиц, тем самым развивая мелкую моторику, ребёнок автоматизирует нужный звук, например: [Ш] – шумит морская вода, когда в ней плавают дельфинчики – и ребёнок застёгивает пуговки – дельфинчики, длительно произнося звук [Ш – ш – ш]; [Ж] – жужжат жучки; [Ч] – едет паровозик и т д.


Ход игры: в баночку – непроливайку вставляется картинка, с изображением символа звука, а ребёнок, опуская в дырочку бусинку или маленькую пуговку, тянет заданный звук

Логопедические задачи: автоматизация заданного звука, развитие подражательных способностей

Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики


  • «Заправимся» - упражнение «Заправимся» преследует те же цели, что и предыдущее упражнение «Наполни баночку» , с одной только разницей – оно направленно на автоматизацию сонорных звуков [Л] и [Р] dsc00036.jpg

Надеюсь Вам были интересны и пригодятся в практической деятельности представленные мною игровые приёмы и способы автоматизации звуков.

Спасибо за внимание!