|
«Игровые технологии в логопедической работе с детьми» «Игровые технологии в логопедической работе с детьми» Основной целью работы любого специалиста является социализация воспитанников. Ведущую роль в этом вопросе играет речь, с её коммуникативной функцией, что само по себе говорит о важности логопедической работы.
В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми
С некоторыми из них разрешите Вас познакомить:
«Звуковые дорожки» - можно взять готовые, из альбомов дошкольника Л.А.Комаровой или нарисовать самостоятельно.
Ход игры: ребёнок пальчиком или соответствующей игрушкой (издающей подобный звук) ведёт по дорожке, помогая главному герою, чей голос он имитирует, добраться до цели. Главное! – чтобы во время продвижения по дорожке ребёнок не спешил и тянул заданный звук как можно дольше – на одном выдохе, чётко проговаривая автоматизируемых звук.
Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие продолжительности речевого выдоха, звукоимитационной выразительности
Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики, координации на листе бумаги.
«Весёлые маски» - нарисованные на картоне и оборудованные резинкой.
Ход игры: ребёнку надевается маска того персонажа, которого он озвучивает заданным звуком. Главное! – чтобы звук произносился чётко и с задуманной интонацией
Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие звукоимитационной подражательности и интонационной выразительности
Сопутствующие задачи: развитие игровых навыков, умения обыгрывать ситуацию
«Звуковые кубики» - на каждой грани кубика наклеены картинки с изображением предмета, имитируя который ребёнок автоматизирует заданный звук. Каждый кубик направлен на автоматизацию определённых групп звуков: звуков раннего онтогенеза, свистящих звуков, шипящих звуков и соноров
Ход игры: ребёнок кидает кубик и имитирует звучание предмета, изображённого на выпавшей картинке; например: выпадает Ёжик – ребёнок длительно тянет звук [Ф] и т.п.
Логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков изолированно, развитие продолжительности речевого выдоха
Сопутствующие задачи: развитие зрительного внимания, памяти, умения играть в соответствии с заданными правилами
«Гласные / поющие звуки» - зрительные образы звуков – гласные человечки или «Поющие звуки», специально сделаны для детей дошкольного возраста, незнакомых с их буквенным обозначением,. Они показывают артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: ребёнок берёт соответствующую игрушку (издающую заданных звук или которую надо «научить» этот звук правильно произносить) и перепрыгивая с человечка на человечка произносит слоги – слияния автоматизируемого звука с гласным
Логопедические задачи: автоматизации звуков и в слогах, закрепление артикуляции гласных звуков
Сопутствующие задачи: развитие зрительного внимания, памяти и ориентировке на плоскости
«Живые картинки» - в работе с детьми так де удобно использовать картинки с изображением различных пейзажей без персонажей.
Ход игры: ребёнок, в соответствии с инструкцией логопеда, расставляет игрушки с указанные места, одновременно произнося заданный (имитируемый) звука
Логопедические задачи: автоматизация заданного звука или звукосочетания, развитие грамматического строя речи (предложно-падежных конструкций), развитие подражательных способностей
Сопутствующие задачи: развитие координации на плоскости, пространственной ориентации, игровых навыков
«Звуковые улиточки» - выложенные шнурочком на картоне контурные изображения «Звуковых улиточек» так же можно использовать, реализуя несколько задач:
* Катая по «Улиточке» мячик «Су-джок» или ведя по ней определённую игрушку, мы одновременно и автоматизируем заданный звук (произнося его на протяжении всей улитки), и увеличиваем длительность голосового выдоха, и развиваем тонкую моторику;
* Выкладывая по плоскости «Улитки» различного цвета и размера крупу, мы, опять же таки, одновременно и автоматизируем заданный звук, и работаем над голосовыми функциями, и развиваем мелкую моторику, мышление, зрительный гнозис и сенсорные представления
«Фасолевый бассейн» - различного вида (по цвету, размеру) фасоль, насыпанная в красивую коробочку «работает» по типу чудесного мешочка, только увеличивается количество реализуемых задач:
Ход игры: в «Фасолевом бассейне» ребёнок отыскивает определённую игрушку, ощупывает, угадывает, называет и озвучивает её.
Логопедические задачи: автоматизация заданного звука, развитие подражательных способностей
Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, тактильного и зрительного гнозиса, памяти, мышления, воображения…
«Волшебные пуговки» - нашитые на яркие лоскутки ткани детские пуговки в виде различных объектов (жучки, машинки, телефончики)
Игровое упражнение «Волшебные пуговки» преследует так же несколько задач, отвлекая ребёнка от основной цели:
Тренируя навык застёгивания пуговиц, тем самым развивая мелкую моторику, ребёнок автоматизирует нужный звук, например: [Ш] – шумит морская вода, когда в ней плавают дельфинчики – и ребёнок застёгивает пуговки – дельфинчики, длительно произнося звук [Ш – ш – ш]; [Ж] – жужжат жучки; [Ч] – едет паровозик и т д.
Ход игры: в баночку – непроливайку вставляется картинка, с изображением символа звука, а ребёнок, опуская в дырочку бусинку или маленькую пуговку, тянет заданный звук
Логопедические задачи: автоматизация заданного звука, развитие подражательных способностей
Сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики
«Заправимся» - упражнение «Заправимся» преследует те же цели, что и предыдущее упражнение «Наполни баночку» , с одной только разницей – оно направленно на автоматизацию сонорных звуков [Л] и [Р]
Надеюсь Вам были интересны и пригодятся в практической деятельности представленные мною игровые приёмы и способы автоматизации звуков.
Спасибо за внимание! |
|
|