|
Образовательная познавательно-исследовательская деятельности, в подготовительной группе Воспитатель: Халикова Валентина Владимировна Тема «Необыкновенный мир магнитов» Цель Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида» Образовательная познавательно-исследовательская
деятельности, в подготовительной группе Воспитатель: Халикова Валентина Владимировна Тема «Необыкновенный мир магнитов»
Цель – развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи
Формирование представлений о свойствах магнита.
Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материал
Кусочки ткани, деревянные карандаши, пластмассовые пуговицы, бумага, скрепки, монеты, шурупы, «листочки наблюдений», тарелочки, магниты (для опыта на каждого ребенка); лист картона с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (прикрепить кнопками), две машинки (металлические пластинки), две палочки с прикрепленными на конце маленькими магнитами; два лабораторных магнита, иллюстрации скоростного поезда и ювелирных украшений, музыка передачи «Что? Где? Когда?», синие и красные ленточки (для игры), разнос, Видео «Галилео» (трубка с шариком), «Железо в яблоках», сигнальные кружки, магнитики (красные, синие).
Методы
1. Практические (опыты, эксперименты)
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций, видео)
3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)
ФОД «В мире магнитов»
Мотивация. Под музыку передачи «Что? Где? Когда?» педагог вносит черный ящик.
Педагог. Ребята, в нашу группу передали черный ящик с телепередачи Что? Где? Когда? И задание – нужно отгадать, что лежит в этом ящике. Как вы думаете?
Педагог ставит черный ящик на разнос со скрепками, которые притягиваются к нему.
Педагог. Что происходит, почему скрепки притянулись к ящику?
Педагог открывает ящик и достает магнит, показывает детям.
Педагог. Ребята, в ящике к магниту приложено какое – то письмо. Да это же легенда! А, чтобы прослушать легенду предлагаю занять удобные места на ковре.
Легенда
Педагог: В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит». - Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготовлять магниты, намагничивая куски железа.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
Педагог. Ребята, как вы думаете, всё ли притягивают магниты?
Опыт с различными предметами
- Давайте пройдем в лабораторию. Перед вами тарелочки с разными предметами. Поднесите магнит по очереди ко всем предметам. Возьмите карандаш «листочек наблюдения», на котором изображены эти предметы, и зачеркните предметы, которые не притягиваются магнитом.
Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают притяжения.
Вывод. Магнит – обладает способностью притягивать металлические предметы. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Педагог. Ребята, а смогут ли магниты притягивать предметы через бумагу? Приглашаю вас на игру.
Игра-опыт «Бумажные гонки»
- Нужно разделиться на две команды. Команда девочек с одной стороны трассы – мальчики с другой. Первые игроки устанавливают машинки (с прикрепленными на дно металлическими пластинками) на начало трассы и получают магнит. По команде игрок при помощи магнита по трассе (картон) продвигает машинку до следующего игрока. Передаёт эстафету.
Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.
Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.
Педагог. Ребята, я приглашаю вас в студию Галилео посмотреть фрагмент – «необыкновенный фокус»
Просмотр видео «Галилео». (Трубка с шариком)
(обсуждение просмотренного)
Педагог. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса – северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный (показываю лабораторный магнит).
Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются. (Предлагаю определить полюса у обычных магнитов).
Педагог. – Свойства магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. (Иллюстрации).
-Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку, в детских игрушках.
Педагог.- Ребята, а я придумала игру «Два полюса». На разносах ленточки красные и синие разберите их. Как только зазвучит музыка магнитики рассыпятся по полянке (разбегутся), а как музыка остановится, магнитики должны найти себе пару (притянуться).
Педагог. Верите ли вы, что в яблоках есть железо?
Просмотр видео «Галилео» Железо в яблоках.
Педагог. – Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились. (Раздаю сигнальные кружки). Я говорю утверждение, а вы соглашаетесь или нет.
Педагог. – Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов.
- магнитная сила может проходить через предметы или вещества.
- разные полюса притягиваются, одинаковые отталкиваются.
Педагог. – Молодцы, вы хорошо усвоили сегодняшний материал!
Рефлексия. Ребята у меня на мольберте тот самый греческий город Магнесия, в котором нашли впервые магниты. Я предлагаю вам зажечь в городе магнитные фонарики.
Но сначала подумайте, всё ли вам понятно. И если да можете зажечь красный фонарик, а тот, кто хочет еще получить информацию о магнитах может зажечь синий фонарик. |
|
|