|
«Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» «Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 П. Ленинский
Алданского района
Гришкевич Е.А.
2015 год
Содержание
1.Введение. ………………………………………………………………………………………..4
2. Основная часть. …………….…………………………………………………………………..5
2.1. .Внеурочная деятельность, её цели. .……………………………………………………….
2. 2. Реализация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в МБОУ СОШ №5…………………………………………………………………… ………….. …………….....7
3. Заключение …………………………………………………………………………………… 24
4. Список литературы …………………………………………………………………………….26
5. Приложение …………………………………………………………………………………….27
1.Введение
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».
Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Основной результат современного образования – развитие личности на основе учебной деятельности!
Учащийся должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.
Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Через «глаза и уши» научить «что-то делать» нельзя. Для этого нужно создать специальные условия для формирования «умения учиться», основой которого являются УУД.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообусловливающие виды действий:
коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные, определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные, обеспечивающие организацию собственной деятельности. Значение универсальных учебных действий для обучения
Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Основная часть.
2.1. Внеурочная деятельность, её цели.
В Стандарте предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик выпускника. Достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Цели внеурочной деятельности:
Создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;
Углубить и расширить знания обучающихся (за счёт включения внепрограммного и расширения программного материала);
Способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путём выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
Содействовать социализации, профориентации школьников.
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель "школы полного дня";
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
модель сетевой организации (на основе сетевого взаимодействия ОУ разных типов и видов);
модель ресурсного центра (на основе муниципального ресурсного центра, в качестве которого может выступать любое образовательное учреждение, располагающее необходимыми и достаточными условиями)
инновационно-образовательная модель.
2.2. Реализация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в МБОУ СОШ №5 п. Ленинский. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе в школе осуществляется на основе оптимизационной модели.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель подготовительного класса, педагоги дополнительного образования и другие).
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе в МБОУ СОШ №5:
Разовые:
Конкурсы
Викторины
Интерактивные игры
Конференции
Тематические вечера
Олимпиады
Выставки
Предметные декады
Разовые и системные:
Экскурсии
Литературно-музыкальные композиции
Выпуск газет
Системные:
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Кружки
Элективные курсы
Дистанционная лингвистическая школа
Остановимся на некоторых формах, реализуемых в рамках внеурочной деятельности.
Проектная деятельность. Работа над метапредметными проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
– в определённой степени неповторимость и уникальность.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами , в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна,
–отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
В 2014 году учителя русского языка и литературы на уровне района защитили два сетевых проекта: «Гуманитарии всех школ, объединяйтесь!» и «Школа – территория развития и культуры». Что же послужило причиной для разработки проектов? Из существующих четырёх типов социокультурных ситуаций посёлок Ленинский определён как «культурная пустыня». Некогда процветающий посёлок, где было развито производство по золотодобыче, прекрасный клуб, поселковая библиотека, художественная самодеятельность, музей Боевой Славы, один из лучших в районе. Из стен поселковой школы за десятилетия вышли передовики производства, врачи и учителя, сотни успешных, состоявшихся в жизни людей. Однако в 80-ых годах ситуация изменилась: закрылся прииск «Ленинский», что повлекло отток населения, безработицу, пьянство. Школа несмотря ни на что пытается поддержать традиции, противостоять разрушению. И хотя решить проблему повышения уровня современного социокультурного фона одна школа не в состоянии, изменить ситуацию к лучшему всё-таки возможно. Один из путей решения данной проблемы – это реализация проекта «Школа – территория развития и культуры». Его цель – создать социокультурную среду для воспитания и развития интеллигентного, духовно-нравственного человека на основе социокультурных связей с учреждениями г. Алдан и района в форме проведения коллективных творческих дел «Успех». Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает работу учащихся в следующих направлениях:
Литературный клуб «Зелёная лампа». Деятельность учащихся в которой предусматривает приобщение их к культурным национальным и мировым ценностям, овладение культурой чтения и понимания текста, воспитание нравственных качеств личности.
Выездная агитбригада, пропагандирующая культуру добра и любви, гармонии и красоты, счастья, культуру разума и интеллекта, сострадания и сочувствия.
Научно-популярный лекторий «Глобус», где учащиеся 8-11 классов и учителя школы читают интереснейшие лекции в разных областях знаний перед сверстниками, жителями посёлка. При проведении лекций важен отбор информации, умение донести её до слушателей. В данном случае у учащихся формируется культура устного выступления, культура ведения диалога и работы с информацией.
Клуб для подростков «Ровесник» с обсуждением проблем современной молодёжи: взаимоотношения со сверстниками и родителями, конфликты в коллективе, вредные привычки, человеческое одиночество и т.д. на примере литературных произведений, публицистических статей, научно-популярной литературы.
Также в школе успешно реализуется ещё один проект «Гуманитарии всех школ, объединяйтесь!», целью которого является создание условий для гуманизации обучения и воспитания учащихся, повышения интереса школьников к предметам гуманитарного цикла. Реализация проекта осуществляется через проведение интеллектуальных игр по русскому языку, литературе, истории, английскому языку и обществознанию. К участию в проекте приглашаются ребята из школ, гимназий и лицеев Алданского района. Интеллектуальная игра создаёт условия для освоения обучающимися содержательной стороны нескольких учебных дисциплин; расширения научного кругозора в различных областях знаний; освоения метапредметных результатов, способов научного познания мира, развития ключевых компетенций. В процессе игры дети овладевают рациональными приёмами и социальными нормами коллективной творческой деятельности, развивают индивидуальные общественно значимые личностные качества, положительную учебную мотивацию.
Результат проектов – педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него общеучебных и метапредметных навыков и умений.
Кружки
Три года в школе в рамках внеурочной деятельности учителями русского языка и литературы среднего и старшего звена ведётся кружок «Логос» (1-4 класс) в форме школьного научного клуба младших школьников. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку и литературному чтению. Цель деятельности научного клуба «Логос»: формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки, развитие коммуникативных умений. В основе всякого обучения лежит общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решить задачи формирования универсальных учебных действий на межпредметном уровне. Этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Учащимся очень интересны практические занятия: «Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?», «Как путешествует письмо?», «Какие бывают журналы?», «Как написать поздравление?», «Как написать записку товарищу?», «Ты в незнакомом городе», «Диалог с тенью» и т.д. Особое внимание на занятиях уделяется выразительности и культуре речи в диалогах, сюжетных сценках: «Мы в театре», « Я пришёл в гости», «Я учитель», «Я доктор» и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность
Многие годы в школе осуществляется учебно-исследовательская деятельность, целью которой является достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, овладение обучающимися учебно-познавательными приёмами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач. В школе практикуется публичная защита учебно-исследовательских работ: все обучающиеся 4, 10 классов ежегодно, учащиеся остальных классов по желанию. Победители школьного этапа принимают участие в районной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». В 2014 году две ученицы 11 класса на районной конференции заняли 1 и 3 места. Первая работа «Письмо как «микроистория» человека, народа, страны» (на материалах краеведческого музея МБОУ СОШ №5 п. Ленинский) стала победителем. Вот отрывок из работы:
«Всего было проанализировано 138 писем (некоторые из них внесены в таблицу, некоторые идут отдельным текстом). Больше всего в музее писем 4 периода, то есть – периода 60-80 годов. История района отражена в 96 письмах. История республики отражена в 16 письмах, история страны – в 53 письмах.
В результате исследования писем, хранящихся в школьном музее, я пришла к следующим выводам: 1. Из писем можно получить важную информацию и воссоздать картины исторических событий прошлого Алдана, республики, страны.
2. Подробно изучив содержание писем людей, связанных с историей Алдана, республики, страны я стала более полно понимать взаимосвязь понятий «письмо» и «история».
3. Письма воспитывают в современных людях чувство патриотизма, долга и гордости за людей, живших и работавших на Алданской земле. Не будем заглядывать далеко вперед, а вот оглянуться назад очень нужно, потому что прошлое наших земляков заслуживает того, чтобы о нем помнили, а письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей… Кажется, о прошлом можно узнать и из других источников – газет, журналов, книг, интернета. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на исторические события, а в письмах все более открыто и естественно, искренне. Читая письма людей, каким-то образом связанных с Алданским районом, мы находим в них не только отражение их души, но и получает важную историческую информацию, ценность которой с годами все возрастает. Без таких писем мы можем навсегда утратить какие-то важные эпизоды прошлой жизни, нашей истории. Письмо-частичка человека, частичка истории». Тема второй работы тоже очень интересная и актуальная: «Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет». В своей работе ученица выявила особенности и характер специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сетей Интернета и дала оценку новым явлениям в русском языке.
Литературно-музыкальные композиции В нашей школе художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности (начальные классы) представлено занятиями МТД (музыкально-театральная деятельность).
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей обучающихся.
Программа по музыкально-театральной деятельности (кружок «Маска») была разработана в 2012 году. Она ориентирована на всестороннее развитие личности, ее неповторимой индивидуальности. Именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру, через которую дети находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя и других, окружающего мира. Занятия формируют коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.
На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В процессе взаимодействия дети раскрываются, что позволяет увидеть их личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах формирует следующие умения: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться.
Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребенку трудно адаптироваться в школьном коллективе. Учащиеся приобретают элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-нибудь предмет или вопрос, а также ориентируются на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.
Занятия МТД помогают детям обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант. Расширяется кругозор, мировоззрение, учащиеся по-другому смотрят на уже знакомые литературные произведения, сказки, у детей новое отношение к героям произведений, как положительным, так и отрицательным.
Подготовка к выступлениям накладывает свой особый отпечаток на взаимоотношения в коллективе. Школьники чувствуют ответственность за общее дело, настраиваются на положительный конечный результат, который тоже будет достигнут только при общем взаимодействии. Ребята готовы заменить любого отсутствующего на занятии или выступлении товарища (почти все дети в коллективе знают слова и роли друг друга), что характеризует их как членов сплочённого коллектива, в котором всегда присутствует взаимовыручка и взаимопонимание.
В нашей школе существует хорошая традиция, которая также способствует формированию коммуникативных умений - это практика совместного воспитания детей разного возраста. Все праздники, мероприятия, конкурсы проводятся для всей начальной школы, а иногда и для школьников с 1 по 11 класс. Часто организуются совместные общешкольные линейки, где выступают смешанные агитбригады, концерты, где участвуют смешанные вокальные и танцевальные коллективы, готовятся музыкально-литературные композиции с участием детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
В 2014 году на районном конкурсе «Золотая маска» наша школа стала абсолютным победителем. Учащиеся представили литературно-музыкальную композицию «Дети войны». Предметная Декада
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся, при одновременном развитии их творческих способностей, раскрытии их потенциалов.
На протяжении многих лет уже стало доброй традицией проведение в нашей школе Декады гуманитарных наук, целью которой является создание условий для гуманизации обучения учащихся, повышения интереса школьников к предметам гуманитарного цикла, а также воспитание личностей учащихся, обладающих широким мировоззрением, чувством патриотизма.
Учащиеся принимают самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в течение Декады, и с нетерпением ждут следующей.
Ниже приведён план Декады гуманитарных наук, которая была проведена в 2014 году.
План проведения Декады гуманитарных наук 7 апреля –
открытие Декады гуманитарных наук.
Линейка после второго урока.
8 апреля - День русского языка.
При входе в школу (перед первым уроком) каждый учащийся, учитель или родитель должен выполнить элементарное задание по русскому языку.
Перемена после второго урока: на первом этаже конкурс на лучший почерк «Волшебные пальчики» приглашаются все желающие.
14:00 -игра по русскому языку в 5-м, 8-м классе «В гостях у тетушки Совы» (библиотека).
15:00 - Лингвистическая спартакиада для 6-7 класс (3 кабинет).
Пробный экзамен по русскому языку 9 класс.
9 апреля – День русского языка.
На всех уроках проводятся терминологические диктанты на звание «Настоящий грамотей» и «Антиграмотей».
Перемена после второго урока «Веселый ЕГЭ», приглашаются все желающие (первый этаж).
15:00 - «Своя игра» (10-11 класс) библиотека.
10 апреля – День истории.
При входе в школу (перед первым уроком) каждый ученик, учитель или родитель должен назвать историческую дату.
На перемене после второго урока исторические игры.
15:00 просмотр и обсуждение фильма «За имя мое», приглашаются учащиеся 8-10 классов кабинет 9.
11 апреля – День английского языка.
В течение дня проводится конкурс смс «The Best…»
(1-11 классы).
На перемене после второго урока просмотр фильмов «London», « Holidays».
В течение дня конкурс табличек «Смени меня».
В течение дня работает скрытая Video Camera, в результате работы которой выявляется лучший Speaker.
Акция «Hug me».
Клуб разговорного английского языка (с приглашением гостей из СОШ№1 г.Алдан) в 16:00.
В течение дня смс-почта на английском языке.
Устный журнал «По родному краю» (экология, литература) 5 класс и гости из СОШ№1. Время 13:10 библиотека.
14:00 на первом этаже проводится Литературно-музыкальная композиция, посвященная международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей.
Приглашаются учащиеся
8- 11 классов.
14 апреля – День обществознания
На перемене после второго урока проводится практическое занятие «Умные мысли». Приглашаются учащиеся 6-11 классов, 2 этаж.
В 15:00 на первом этаже проводится «Открытая трибуна» (выступления учащихся 5-11 классов на актуальные темы современной жизни в течение 2-3 минут).
15 апреля – День литературы
На перемене после второго урока литературная викторина (5-11 классы).
14:00 диспут «Нравственный выбор человека» по рассказу М.Чванова «Четверо наедине с горами» (8-9 класс) кабинет 1.
15:00 «Лучший знаток – филолог» игра для 6-7 классов (библиотека).
16 апреля – Библиотечный день.
15:00 Конкурс чтецов «Разум сердца» (5-11 классы) библиотека.
На перемене после второго урока «Книжные гадания».
17 – 18 апреля
Конкурс творческих работ «Поцелуй музы» (иллюстрации к произведениям, конкурс рисунков «Живая буква», конкурс эссе 5-11 классы).
Темы эссе:
Любимый урок гуманитарного цикла.
Письмо ровеснику (взрослым, родителям)
Мы разные, но мы вместе.
Не забывается такое никогда.
Мечты вслух
По коридорам школьных лет.
Быть культурным модно? трудно?
Читать – это мудро, читать – это модно.
Экологическая культура – что это?
Чем дорожу?!
Конкурс газет «Предметные приколы» 5-11 классы.
21 апреля –
закрытие Декады гуманитарных наук.
Линейка после второго урока.
Подведение итогов Декады.
14:00 интеллектуальная игра «Гуманитарии всех школ, объединяйтесь!!!» ( с приглашением гостей из школ г.Алдана).
Также в течение Декады проводится проверка техники чтения в 5 – 11 классах
Школьный пресс-центр Школьный пресс-центр в нашей школе существует уже более 10 лет и работает под девизом «Вести свежие, новости актуальные». Результатом работы является выпуск школьной газеты «Весточка». Трудятся над выпуском ребята из 5-11 классов. Задачи школьного пресс-центра:
Повышение информированности обучающихся, учителей, родителей о мероприятиях, проводимых в школе и районе;
Организация обучающих занятий юных журналистов;
Издание газеты – регулярного органа школьной печати;
Организация рекламной кампании по распространению газеты среди обучающихся, учителей, родителей;
Проведение мониторинга – «обратной связи», с целью выяснения мнения читателей.
Вы всегда можете почитать свежие и актуальные новости в рубриках:
«Проба пера» - статьи начинающих журналистов, классных редакций;
«О самом главном» - самые актуальные новости, проблемы школы;
«Быстрее, выше, сильнее» - спортивные новости;
«Хроника нашей школы» - события, произошедшие за месяц;
«Экологической тропой» - новости экологии, мероприятия по сохранению окружающей среды;
«Выше к звёздам» - поздравления победителей в школьных, районных, республиканских, российских конкурсах, олимпиадах, играх.
Работа в школьном пресс-центре позволяет максимально полно учитывать и развивать индивидуальные возможности, потребности и интересы ребёнка.
Дистанционная лингвистическая школа
Второй год учителя русского языка и литературы нашей школы сотрудничают с Новосибирским центром продуктивного обучения. Дети работают по модулям совместно с учителем, затем выполнят домашнее задание, а в апреле пишут олимпиаду. Все домашние задания оцениваются и высылаются в Центр продуктивного обучения. В конце учебного года каждый обучающийся получает сертификат об окончании дистанционной лингвистической школы, а самые активные участники – подарки. В 2014 году обучение прошли учащиеся 10 класса, что помогло им качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В 2015 году обучаются учащиеся 5, 8 классов.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Элективные курсы по русскому языку и литературе
В школе активно используется одна из форм внеурочной деятельности – элективные курсы по русскому языку и литературе:
9-11 классы элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Результаты:
Гришкевич Е.А.
Результаты ГИА по учебным предметам (за 5 лет)
Предмет/год
| Число участников ГИА (% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя)
| В том числе получили по итогам ЕГЭ, ГИА
количество баллов, соответствующих оценке
| Среднее количество баллов, набранных участниками ЕГЭ по предмету
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| Чел
| %
| Чел
| %
| Чел
| %
| Чел
| %
|
| РУССКИЙ ЯЗЫК
| 2011-2012
| 20 ЧЕЛОВЕК (100%)
| 13
| 65%
| 7
| 35%
| -
| -
| -
| -
| 37,2
Максимум – 42 б.
| РУССКИЙ ЯЗЫК
| 2012-2013
| 11 ЧЕЛОВЕК (69%)
| 7
| 64%
| 4
| 36%
| -
| -
| -
| -
| 37.4
Максимум – 42 б
| Результаты ЕГЭ по учебным предметам (за 5 лет)
Предмет/год
| Число участников ЕГЭ, ГИА (% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя)
| Из них набрали количество баллов по итогам ЕГЭ
| Среднее количество баллов, набранных участниками ЕГЭ по предмету
| Ниже минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| На уровне минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| Выше минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| РУССКИЙ ЯЗЫК
2009-2010
| 29 ЧЕЛОВЕК
(100%)
| 0
| 0
| 29 ЧЕЛОВЕК
(100%)
| 59
| РУССКИЙ ЯЗЫК
2011-2012
| 8 ЧЕЛОВЕК
(100%)
| 0
| 0
| 8 ЧЕЛОВЕК
(100%)
| 63
| РУССКИЙ ЯЗЫК
2013-2014
| 18 ЧЕЛОВЕК
(100%)
| 0
| 0
| 18 человек
(100%)
| 60,3
|
Масошина Л.В.
Результаты ЕГЭ по учебным предметам (за 5 лет)
Предмет/год
| Число участников ЕГЭ, ГИА (% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя)
| Из них набрали количество баллов по итогам ЕГЭ
| Среднее количество баллов, набранных участниками ЕГЭ по предмету
| Ниже минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| На уровне минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| Выше минимального (порогового) количества баллов в данной образовательной области
| Русский язык 2012 – 2013
| 3
| -
| 1
| 2
| 56 б
|
|
|
|
|
|
| 11 класс «Подготовка к написанию итогового сочинения»
Программа базируется на пяти тематических направлениях выпускного сочинения. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки тренировки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала; -составление текстов типа рассуждения; - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение первого полугодия) и адресована учащимся 11 класса, сдающим итоговое выпускное сочинение.
4 декабря 2014 года все учащиеся 11 класса успешно написали итоговое сочинение.
Элективный курс по русскому языку (10-11 классы) «Всемогущий и занимательный синтаксис» (34 часа), его цель – способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Содержание занятий позволяет выпускникам качественно подготовиться к написанию ЕГЭ по русскому языку.
Содержание программы
Название тем курса
| Формы и методы обучения
| Количество часов
| Введение. Всемогущий синтаксис.
| Практическая работа. Работа со словарём.
| 1 ч.
| Интонация. Логическое ударение, паузы. Порядок слов.
| Беседа. Игра «что? Где? Когда?»
| 1 ч.
| Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
| Создание проектов по темам.
| 2 ч.
| Согласование.
| Практическая работа.
| 1 ч.
| Управление.
| Практическая работа.
| 1 ч.
| Примыкание.
| Практическая работа.
| 1 ч.
| Основные виды подчинения.
| Работа в группах.
| 2 ч.
| Типы предложений. Общие сведения.
| Сообщения учащихся. Составление таблицы.
| 1 ч.
| Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
| Практическая работа.
| 2 ч.
| Нераспространённые и распространенные предложения.
| Лекция. Беседа. Конструирование предложений. Работа с текстами художественных произведений.
| 1 ч.
| Второстепенные члены предложения.
| Семинар. Работа в группах.
| 2 ч.
| Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений.
| Практикум.
| 2 ч.
| Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
| Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы.
| 1 ч.
| Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.
| Наблюдение поэтического текста. Работа в группах.
| 2 ч.
| Обособление второстепенных членов предложения.
| Практикум. Беседа. Работа в группах. Работа со словарём.
| 2 ч.
| Вводные слова, предложения и обращения.
| Беседа. Написание научной статьи.
| 2 ч.
| Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.
| Сообщения учащихся. Составление таблицы. Редактирование стилистических текстов.
| 2 ч.
| «Простое предложение».
| Урок – игра.
| 2 ч.
| Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.
| Семинар. Составление вопросов для устного журнала.
| 1 ч.
| Всё о предложении…
| Устный журнал.
| 2 ч.
| Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение»
|
| 2 ч.
| Обобщение знаний.
|
| 1 ч.
| Элективный курс по русскому языку (10-11 класс) «Удивительное рядом…Практическая фразеология» (34 часа).
Данный курс предлагается для изучения в профильных классах (10-11). «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Элективный курс по русскому языку (10-11 класс) «Беседы о русской стилистике и культуре речи» (34 часа).
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения.
Стилистика – наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиотелерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
Цели элективного курса:
Углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи.
Научить различным приёмам использования их выразительных средств.
Способствовать росту речевой культуры школьника.
Элективный курс по русскому языку (9 класс) «Условия успешной коммуникации» (17 часов)
Основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию. Владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.
Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех её составляющих: структурно – содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения, материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящих речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приёмами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
Развитие и формирование коммуникативной способности. Готовности к успешному, позитивному общению;
Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Элективный курс по русскому языку (9 класс) «Коварные знаки препинания» (17 часов). Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль. А интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка. Возможно, даже опережая основную программу.
Учебная цель этого курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь. Навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности. Что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических. Культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение второго полугодия или по два часа в неделю на протяжении четвёртой четверти.
Элективный курс по русскому языку (10-11 класс) «Деловая речь. Деловое письмо». (34 часа).
Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.Цель данного элективного курса – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование текста, беседа, ролевые игры.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:
Нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать;
Нормы и правила делового общения;
Структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;
Основные функции делового письма, его жанры;
Композиционные модели деловых бумаг;
Основные требования к языку деловых бумаг и документов;
Уметь:
Вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
Оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
Редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Заключение
Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. Использование различных форм внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия внеурочной деятельности проходят в отличных от учебной деятельности активных формах. Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и надпредметных умений и обогащение их социального и культурного опыта. Всё это, в конечном итоге, оказывает позитивное воздействие на отношение школьников к знанию как общественной ценности. Наполнение программ курсов внеурочной деятельности региональной составляющей способствует формированию у пятиклассников гражданской и национальной идентичности.
Результаты:
2011-2012 уч. год.
Районная очная олимпиада по русскому языку – 3 место, ученица 8 класса
Международный конкурс читательской грамотности «Почитай-ка» - 1, 2 места в регионе
Международный конкурс орфографической грамотности – 11 место (из 145)
2012 – 2013 уч. год.
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку г. Бийск – 1,3 место в регионе.
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе г. Бийск: 1, 2, 3 место в регионе
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Эйдос»: 3 место; 5 лауреатов
Всероссийский игровой конкурс по литературе «Пегас» - 1,2 место в районе, 2 место в регионе
2013-2014 уч. год.
Районная очная олимпиада по литературе – 2 место, ученик 11 класса
Общероссийская предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус» г. Калининград - 3 место, по литературе – 3 место
Всероссийский игровой конкурс по литературе «Пегас» – 3 место
Всероссийский конкурс – игра по русскому языку «Русский медвежонок» - 3 место в регионе
Всероссийский конкурс «100 великих. Поэты и писатели» «Эйдос» - лауреат
Международный конкурс – игра по русскому языку «Ёж» 1, 4 место в регионе
Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» – 3 место работа по теме «Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет», 1 место тема «Письмо как «микроистория» человека, народа, страны»
2014-2015 уч. год.
Всероссийский конкурс «Живая классика», районный этап – 2 место, ученик 6 класса
Районный конкурс чтецов, посвящённый 200-летию со Дня рождения М.Ю. Лермонтова – 2 место, ученица 6 класса (чтение стихотворения), 1 место – литературно-музыкальная композиция «Женщины в жизни Печорина», учащиеся 9 класса.
Районный конкурс чтецов, посвящённых Году родного языка «Друзья мои, прекрасен наш союз» - 3 место, ученик 6 класса
Районная олимпиада по литературе – 2 место, ученица 8 класса
Список литературы
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования (теория и технология) Волгоград: Учитель, 2012.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Народное образование. – 2003. - №2.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы. Составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. Чаплыгина И.Д. М.: Владос, 2000.
|
|
|