|
Курсовая работа ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра технологии, воспитания и дополнительного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила: методист МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» Ларикова Л.Н.
г. Тула 2013
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [7,20].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
И здесь на первый план выходят учреждения дополнительного образования детей.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Свобода выбора.
Широкий спектр видов деятельности.
Субъект-субъектные отношения.
Внимание к развитию творческого потенциала.
Личностно-деятельностный подход
В основе интеграции дополнительного и общего образования при организации внеурочной деятельности - образовательная ситуация, где у ребенка формируется определенная учебная компетентность. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться со средствами обучения, наиболее интересными, понятными, эффективными для ребенка. Проанализировав первый полученный результат, ребенок может сформулировать (построить) цель своей деятельности, направленную на заданный результат – развитие какой-либо учебной компетенции.
Более 15 лет на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Новомосковска осуществляет свою работу Школа творческого развития «Радуга» (ШТР «Радуга»). Цель создания ШТР «Радуга» - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В своей работе школа «Радуга» решает следующие задачи:
обеспечение социального партнерства с общеобразовательными учреждениями города;
обеспечения условий для социального и личностного развития обучающихся младшего школьного возраста;
организация внеурочной деятельности младших школьников;
повышения качества непрерывного образования;
выявления творческих способностей детей;
выполнение социального заказа потребности семей, имеющих детей раннего школьного возраста от 6 до 11 лет;
обеспечения интеграции образовательных программ начального общего образования и дополнительного образования;
расширения услуг качественного дополнительного образования.
В 2013-2014 учебном году на основе договоров об организации внеурочной деятельности с МБОУДОД «Дворец детского(юношеского) творчества» сотрудничают 5 общеобразовательных учреждений и 1 учреждение начального образования. Таблица 1. Общеобразовательные учреждения, организующие внеурочную деятельность на базе МБОУДОД «ДДЮТ»
Наименование образовательного учреждения
| Количество детей, обучающихся в ШТР «Радуга»
| МБОУ СОШ №1
| 98
| МБОУ НШ №7
| 15
| МБОУ СОШ № 8
| 213
| МБОУ СОШ № 17
| 113
| МБОУ СОШ № 18
| 184
| МБОУ СОШ № 23
| 48
|
Обучение в школе творческого развития «Радуга» ведется по комплексной образовательной программе «Радужная мозаика», которая содержит определенный перечень предметов и имеет социально-педагогическую направленность. Каждая группа обучающихся имеет индивидуальный набор предметов, перечень которого зависит от:
а) ресурсного обеспечения (материально-техническая база, кадры и т.п.);
б) социального заказа родителей. (см. таблицу 2) В 2013-2014 г. в ШТР «Радуга» зачислено 671 обучающихся в возрасте
7-10 лет, сформированы 52 учебные группы.
1 год обучения – 250 человек
2 год обучения – 239 человек
3 год обучения – 182 человек
Принципы организации внеурочной деятельности в ШТР «Радуга»
соответствие возрастным особенностям обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы учреждения;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Таблица 2. Перечень предметов и дополнительных образовательных программ ШТР «Радуга»
№
п/п
| Наименование предмета
| Название программы
| Срок реализа
ции
| Возраст
детей
| 1
| Искусство
| «Веселые краски»
| 2 года
| 7-9 лет
| 2
| «Волшебная страна звуков»
| 3 года
| 7-10 лет
| 3
| Компьютер
| «Компьютерная азбука»
| 3 года
| 8-11 лет
| 4
| «Мой помощник-компьютер»
| 3 года
| 7-10 лет
| 5
| Прикладное творчество
| «Волшебный лоскуток»
| 2 года
| 7-9 лет
| 6
| «Мягкая игрушка»
| 2 года
| 10-11 лет
| 7
| «Начальное моделирование»
| 3 года
| 7-11 лет
| 8
| «Волшебный мир оригами»
| 3 года
| 7-11 лет
| 9
| Психология
| «Азбука общения»
| 2 года
| 7-10 лет
| 10
| «Психология общения»
| 1 год
| 10-11 лет
| 11
| Развивающие игры
| «Игра – дело серьезное»
| 2 года
| 7- 9 лет
| 12
| «Риторика»
| 2 года
| 9-11 лет
| 13
| Физическое здоровье
| «Ритмика»
| 3 года
| 7-11 лет
| 14
| «Спортивный час»
| 2 года
| 7-10 лет
| 15
| Шахматы
| «Мир шахмат»
| 3 года
| 7-10 лет
| 16
| Я и окружающий мир
| «Мир вокруг нас»
| 3 года
| 8-11 лет
| 17
| «Граждановедение»
| 2 года
| 9-10 лет
| 18
| «Имею право!»
| 1 год
| 10-11 лет
| 19
| «Краеведение: с чего начинается Родина?»
| 2 года
| 8-10 лет
| 20
| «Экологическая этика»
| 2 года
| лет
|
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [2,7]. Внеурочная деятельность учащихся в Школе творческого развития «Радуга» объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Школа «Радуга» после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. В программно-методических документах ФГОС начального общего образования касательно внеурочной деятельности разными учёными (Д.В. Григорьев, В.А. Горский, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) раскрываются требования к организации внеурочной деятельности. Одним из основных является положение о классификации результатов внеурочной деятельности трёх уровней: социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия. Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов.
Основываясь на научной методике, занятия в школе творческого развития «Радуга» способствуют формированию:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Деятельность обучающихся на занятиях - это в первую очередь достижение личностных и метапредметных результатов, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Планируемые результаты:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
духовно-нравственное развитие;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
творческо-эстетическое воспитание.
Образовательные результаты внеурочной деятельности ШТР «Радуга»
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение специфических знаний и умений, навыков по дополнительным образовательным программам, входящих в состав комплексной;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для получения ожидаемого результата педагоги ШТР «Радуга» используют следующие виды деятельности ребенка:
Репродуктивная – приобретение, расширение знаний, запоминание и воспроизведение;
Поисковая – анализ, сравнение, обобщение полученных знаний;
Исследовательская – решение поставленных (найденных) проблем, построение гипотез;
Творческая – самостоятельная, инициативная деятельность, импровизация.
Анализ процессов интеграции основывается на механизмах мониторинга результатов обученности и воспитанности обучающихся, как в ШТР «Радуга», так и в общеобразовательном учреждении и предполагает наличие системы диагностики и ее эффективности. Проведение мониторинговых процессов основывается на компонентах мониторинга, разработанных и согласованных совместно с взаимодействующими учреждениями.
Один из главных компонентов системы мониторинга – успешное освоение дополнительных образовательных программ, входящих в состав комплексной программы «Радужная мозаика». Цель данной диагностики – выяснение, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят обучающийся. Предметы диагностики:
Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
Знания, умения и навыки, которые приобрел обучающийся, согласно дополнительной образовательной программе.
Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности обучающегося, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
Объекты контроля и анализа:
познавательная активность, интерес к обучению;
сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к обучению, себе, миру;
применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.
Для достижения ожидаемого результата интеграции дополнительного и общего образования по организации внеурочной деятельности используются разнообразные образовательные формы. Таблица 3. Взаимосвязь видов внеурочной деятельности, образовательных форм, уровней результатов и преимущественных форм достижения результата
Вид внеурочной
деятельности
| Образователь-
ные
формы
| Уровень результатов
внеурочной деятельности
| Преимуществен-
ные формы
достижения результата
| 1. Игровая
| Ролевая игра
Социально-моделирующая игра
| 1. Приобретение школьником социальных знаний
| Ролевая игра
| 2. Получение опыта самостоятельного социального действия
| Социально-моделирующая игра
| 2. Познавательная
| Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
| Приобретение школьником социальных знаний
| Викторины, познавательные игры, познаватель-ные беседы.
| 3. Проблемно-ценностное общение
| Этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия
| 1. Приобретение школьником социальных знаний
| Этическая беседа
| 2. Получение опыта самостоятельного социального действия
| Проблемно-ценностная дискуссия
| 4. Досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение)
| Культпоходы в театры, музеи, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне ШТР «Радуга»
| 1. Приобретение школьником социальных знаний
| Культпоходы в театры, музеи, выставки.
| 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
| Концерты, инсценировки, праздники на уровне ШТР «Радуга».
| 3. Получение опыта самостоятельного социального действия
| Организация концертов, выставки
| 5. Художественное творчество
| Выставки рисунков, поделок.
| Формирование цен-ностного отношения к социальной реальности
| Выставки рисунков, поделок.
| 6. Трудовая (производственная) деятельность
| Конструирование, техническое творчество, прикладное творчество.
| Приобретение школьником социальных знаний
| Конструирование, техническое творчество, прикладное творчество.
| 7. Спортивно-оздоровительная
деятельность
| Занятия по програм-ме «Спортивный час», беседы о ЗОЖ. Проведение спор-тивных турниров.
Социально значимые спортивные и оздоровительные проекты.
| Приобретение школьником социальных знаний
| Занятия по прог-рамме «Спортив-ный час», беседы о ЗОЖ.
| 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
| Проведение спортивных
турниров.
| 3. Получение опыта самостоятельного социального действия
| Социально значи-мые спортивные и оздоровительные проекты.
| 8. Туристско-краеведческая деятельность
| Образовательная экскурсия
| Приобретение школьником соци-альных знаний
| Образовательная экскурсия
|
Обучение в ШТР «Радуга» - это не только учебные занятия по интересам. В плане работы ШТР «Радуга» на каждый учебный год предусматриваются мероприятия досуговой педагогики. (см. таблицу 4)
Таблица 4. План организационно-массовых мероприятий
Дата
| Название мероприятия
| Участники
| 15.10-19.10
| «Праздничная неделя». Игровая программа «Посвящение в ученики ШТР «Радуга»
| Обучающиеся ШТР «Радуга» (для 1-х классов)
| 25.11-06.12
| «Неделя экологии». Познавательная игровая программа, устный журнал «Это Земля твоя и моя»
| Обучающиеся ШТР «Радуга» 1-4 классы
| 17.02-22.02
| «Неделя мужества»
Игра-соревнование «Аты-баты!»
| Обучающиеся ШТР «Радуга»1-4 классы
| 17.03-21.03
| «Спортивная неделя»Конкурсная игровая программа «Олимпийцы среди нас!»
| Обучающиеся ШТР «Радуга»1-4 классы
| 21.04-25.04
| «Неделя народных традиций»
Познавательная игровая программа «Много слов на земле…»
| Обучающиеся ШТР «Радуга» 1-4 классы
| 19.05-23.05
| «Праздничная неделя»
Цикл итоговых и выпускных мероприятий «Веселая радуга»
| Обучающиеся ШТР «Радуга» 1-4 классы
|
Проведенная в конце 2012-013 учебного года диагностика показала, что обучающиеся, посещающие занятия в ШТР «Радуга» имеют:
готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию,
сформированность начальных основ гражданской идентичности,
начальные основы социальной компетентности,
основы коммуникативной компетенции,
более развитый творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. — 96 c.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.
|
|
|