|
§52. Воздухоплавание.
1. Ответьте на вопросы.
А. Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием?
_____________________________________________________________________________________
Б. Как рассчитать подъемную силу воздушного шара, наполненного гелием?
_____________________________________________________________________________________
В. Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъема? _____________________________________________________________________________________
Г. Как регулируют высоту подъема воздушного шара, наполненного горячим воздухом? _____________________________________________________________________________________ 2. Решите задачи, используя формулу: Fпод. = FА – Рш 1). Шар-зонд, объем которого 8 м3, перед запуском в верхние слои атмосферы заполняют гелием. Какова его подъемная сила?
Дано:
Ответ: 2). Детский шар объемом 0,003 м3 наполнен водородом. Масса шара с водородом 3,4 г. Какова подъемная сила детского шара?
Дано: Ответ: 3. Проведите домашний эксперимент.
1). На три четверти наполните стакан сильно газированной водой и бросьте в него три- четыре маленьких (величиной с рисовое зернышко) кусочка пластилина. Пронаблюдайте и сделайте вывод.
2). Проделайте опыт, позволяющий поднять картофелину со дна сосуда, наполненного водой и определить плотность картофелины, не прибегая к взвешиванию.
3). Поместите в медный цилиндр кусок льда с вмерзшим в него стальным шариком. Проверьте экспериментально, изменится ли уровень воды в цилиндре, когда лед растает?
4). В кастрюле с водой плавает чашка. Как изменится уровень воды в кастрюле, если чашка утонет. Ответ проверьте экспериментально.
Готовимся контрольной работе.
1. Железобетонная плита размером 4 0,3 0,25 м погружена в воду наполовину своего объема. Какова архимедова сила, действующая на нее?
Дано: Ответ:
2. Как узнать экспериментально (не пользуясь весами и мензуркой), больше или меньше плотности воды плотность ученической резинки?
_____________________________________________________________________________________
3. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде стальной рельс объемом 0,7 м3?
4. В сосуде плавают одинакового размера деревянный и пробковый бруски. Какой из них деревянный, а какой пробковый? §53. Механическая работа. Единицы работы.
1. Приведите примеры совершения механической работы.
_____________________________________________________________________________________
2. Закончите предложение.
Механическая работа совершается тогда, ________________________________________________
3. Поиграйте в крестики – нолики. Покажите выигрышный путь, который показывает правильное утверждение о неравенстве нулю механической работы.
-
F0
|
А0
|
S=0
|
S=0
|
S0
|
F=0
|
А0
|
F=0
|
А0
| 4. Запишите формулу работы.
, где 5. Запишите определение.
Один джоуль – это ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6. Допишите утверждение.
А. Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то
_____________________________________________________________________________________
Б. Если направление движения тела противоположно направления действия силы, то _____________________________________________________________________________________
В. Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то _____________________________________________________________________________________
7. Решите задачи.
1). Совершает ли работу действующая на камень сила тяжести, когда он:
А). лежит на земле? Б). падает с обрыва? _________________________________________________
2). На пружине неподвижно висит грузик. Совершает ли работу действующая на грузик сила упругости? Сила тяжести? _____________________________________________________________
3). На земле лежит ящик массой 10 кг. Какую работу надо совершить, чтобы поднять ящик на высоту кузова автомобиля, равную 1,5 м?
Дано: Решение Ответ:
4). Вычислите работу, совершаемую при подъеме гранитной плиты объемом 0,2 м3 на высоту 5 м.
Дано: Решение
Ответ:
5). Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? Ответ объясните.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6). Может ли сила трения покоя совершать работу? Если да, то приведите пример. _____________________________________________________________________________________
§54. Мощность. Единицы мощности.
1. Заполните пропуски в предлагаемом тексте:
1).Мощность характеризует _____________________ выполнения работы.
2). Мощность равна ___________________________________________________________________
2. Запишите формулу мощности.
где, 3. Запишите определение единицы мощности.
_____________________________________________________________________________________
4. Выпишите в пустые клеточки буквы, которыми обозначены правильные, на ваш взгляд, утверждения. Из букв, соответствующим правильным ответам, у вас получится название физического прибора 1). Мощность характеризует быстроту выполнения работы Б
2). Чем больше времени было затрачено на совершение работы, тем больше
развиваемая мощность В
3). Чем меньше работа, выполненная за определенный промежуток времени,
тем меньше развиваемая мощность А
4). Мощность измеряется в Вт, кВт, МВт Р
5). Мощность численно равна работе, совершенной в одну минуту Г
6). Мощность численно равна работе, совершенной в одну секунду О
7). Мощность можно вычислить по формуле N = М
8). Мощность можно вычислить по формуле N = F . U Е
9). 1Вт = 1Дж/с Т
10). 1 кВт = 1000 Вт Р
Решение задач на вычисление работы и мощности.
1. Решите задачи.
1). Определить полезную мощность подъемного крана, зная, что он поднимает груз массой 2 т на высоту 9 м в течение 1 мин.
Дано: Решение
Ответ: 2). Определите силу сопротивления, преодолеваемую резцом строгального станка, если на пути 2,5 м производится работа 5 кДж.
Дано: Решение Ответ:
3). Определите мощность электровоза, который развивает силу тяги 80 кН, при скорости 50 км/ч.
Дано: Решение
Ответ
4). Подсчитайте и запишите мощность, которую вы развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж дома, в котором живете. Все необходимые данные получите сами. (Если вы не знаете свою массу, то примите ее равной 40 кг.)
Дано: Решение
_______ Ответ:
2. Заполните таблицу.
Физическая величина
| Буквенное обозначение (символ)
| Единицы
| Полное название
| Краткое обозначение
| Сила
|
|
|
| Путь
|
|
|
| Работа
|
|
|
| Время
|
|
|
| Мощность
|
|
|
| §55-§58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
1. Ответьте на вопросы.
А. Что называют простыми механизмами?
Б. Каково назначение простых механизмов?
В. Какой простой механизм применяли в Египте для строительства пирамид?
2. Запишите определения.
А. Рычаг представляет собой _________________________________________________________
Б. Плечом силы называется ____________________________________________________________
3. Перепишите утверждения, заполняя пропуски подходящими словами:
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него
________________ плечам этих сил. Это означает, что чем _______________
Плечо, тем ____________________ должна быть сила, соответствующая этому плечу.
Слова для вставок: равны, прямо пропорциональны, больше, обратно пропорциональны, меньше.
4. Запишите определение.
Моментом силы называется ____________________________________________________________
5. Сформулируйте и запишите правило моментов. _____________________________________________________________________________________
6. Допишите определение.
За единицу момента силы принимается _______________________________
Прочитайте параграф 58 учебника, рассмотрите рисунки 156 – 159, укажите, какие из изображенных на рисунках рычаги используются для выигрыша в силе, а какие – для выигрыша в пути.
8. Решите задачи.
1). Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломить. Если же середину палки положить на подставку, то переломить палку легко. Объясните почему. ____________________________________________________________________________________ 2). Плечи рычага равны 25 см и 40 см. Меньшая из двух вертикальных сил, действующих на рычаг, равна 40 Н. Чему равна большая сила, если рычаг находится в равновесии?
Ответ:_______________________________________________________________________________
3). К концам рычага приложены вертикальные силы 25 Н и 15 Н. Длинное плечо равно 15 см. Какова длина короткого плеча? Рычаг находится в равновесии.
Ответ: ______________________________________________________________________________
§59. Применение закона равновесия рычага к блоку.
1. Заполните пропуски в тексте.
1). Неподвижный блок можно рассматривать как __________________________________________
2). Неподвижным блоком называется ____________________________________________________
3). Подвижным блоком называется такой блок, ось которого, при движении груза ___________________ вместе с грузом.
Пользуясь подвижным блоком, при движении груза, нужно приложить силу _____________________________________________________________________________________
Подвижный блок дает выигрыш в силе _________________ раза.
Подвижный блок, как и рычаг, _______________ выигрыша в работе.
2. Ответьте на вопрос.
Почему при пользовании подвижным блоком получается выигрыш в силе в два раза?
Ответ:_______________________________________________________________________________
3. Решите задачи.
1). Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н?
Дано:
Ответ:
2). Объясните, почему при равномерном подъеме груза с помощью неподвижного блока приходится действовать с силой большей, чем вес груза, а при удержании груза в покое – с силой меньше веса груза.
Ответ: ______________________________________________________________________________
3). С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена?
Дано: Решение
Ответ:
4). Система блоков находится в равновесии. Определите вес правого груза. (Вес блоков и силу трения не учитывать.)
Решение
1000 Н Ответ 5). Какую силу надо приложить к концу веревки А, чтобы поднять груз весом 1500 Н?
Дано Решение
А 1500 Н Ответ
§60. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
1. Заполните пропуски в тексте.
Действуя на длинное плечо рычага, ____________________________________________________
но при этом во столько же раз _________________________________________________________
2. Запишите вывод.
При использовании рычага ___________________________________________________________
3. Ответьте на вопросы.
1). Почему не дает выигрыша в работе неподвижный блок? ___________________________________________________________________________________
2). Дает ли выигрыш в работе подвижный блок? Ответ обоснуйте.
_____________________________________________________________________________________
4. Запишите «золотое правило» механики.______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Решите задачи.
1). С помощью рычага подняли груз массой 200 кг. На какую высоту был поднят груз, если сила, действующая на длинное плечо рычага, совершила работу 400 Дж?
Дано: Решение
Ответ:
2). Тележку поднимают по наклонной плоскости, прикладывая силу 100 Н, направленную вдоль наклонной плоскости. Какова масса тележки, если длина наклонной плоскости 2 м, а высота 1 м?
Дано: Решение
Ответ:
3). С помощью системы блоков груз массой 100 кг подняли на 3 м, прикладывая силу 250 Н. На сколько пришлось вытянуть свободный конец веревки?
Дано: Решение
Ответ:
§61. Коэффициент полезного действия механизма.
1. Ответьте на вопросы.
1). Какую работу называют полезной? __________________________________________________
2). Какую работу называют полной (или затраченной)?____________________________________
____________________________________________________________________________________
3). Почему полезная работа на практике всегда меньше затраченной?________________________
____________________________________________________________________________________
4). Что показывает КПД?______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5). Может ли КПД быть больше единицы? _______________________________________________
6). Как можно увеличить КПД? ________________________________________________________
2. Решите задачи.
1). Груз массой 120 кг поднимают с помощью подвижного блока, прикладывая силу 750 Н к свободному концу веревки. Каков КПД блока?
Дано: Решение
Ответ:
2). С помощью рычага подняли груз массой 150 кг на 1 м. При этом сила, приложенная к длинному концу рычага, совершила работу 2 кДж. Каков КПД рычага?
Дано: Решение
Ответ:
3). Груз втаскивают по наклонной плоскости, прикладывая в направлении движения силу 100 Н. Каков КПЛ наклонной плоскости, если масса груза 30 кг, длина наклонной плоскости 3 м, а высота 0,5 м?
Дано: Решение
Ответ: §62-§64. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой.
1. Допишите предложения:
1). Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел могут совершить работу, то __________________________________________________________________________________.
2). Энергия – физическая величина, показывающая ______________________________________
__________________________________________________________________________________
3). Чем большую работу может совершить тело, тем _____________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Запишите определения.
1). Потенциальной энергией называется _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
2). Кинетической энергией называется _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Выполните работу с выбором ответа. Выберите правильные, с вашей точки зрения, варианты ответов на поставленные вопросы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название одного из физических терминов.
Вопрос
|
Ответы
| 1. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией?
| Д. Сжатый воздух в тормозной
системе автобуса.
Б. Мяч, лежащий на земле.
Е. Натянутая тетива лука.
| 2.Каким из указанных способов можно увеличить потенциальную энергию тела, поднятого над Землей?
| Ф. Увеличить массу тела.
О. Увеличить высоту подъема тела.
Ж. Привести это тело в движение, не
меняя его высоты над Землей.
| 3. Как увеличить потенциальную энергию сжатого газа, находящегося под поршнем в цилиндрическом сосуде?
| Р. Уменьшить объем газа, опустив
поршень.
Л. Увеличить объем газа, подняв
поршень.
| 4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией?
| М. Летящий самолет.
Т. Камень, поднятый над Землей.
А. Катящийся по земле шар.
Н. Растянутая неподвижная
пружина.
| 5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной и кинетической энергией одновременно?
| П. Вертолет, зависший в воздухе.
Ц. Падающая на землю капля
дождя.
С. Стоящий на стоянке
автомобиль.
| 6. Каким из перечисленных способов можно увеличить кинетическую энергию тела?
| И. Увеличить массу тела.
У. Увеличить высоту подъема тела
над Землей.
Я. Увеличить скорость движения
тела.
| 4. Решите задачи.
1). Тело подвешено к пружине и находится в равновесии. Совершает ли работу сила упругости, действующая на тело? Сила тяжести?
Ответ:_______________________________________________________________________________
2). Из спортивного лука выстрелили стрелой под углом к горизонту. Стрела описала в полете параболу. Совершала ли сила тяжести работу, когда:
а) стрела поднималась до точки наивысшего подъема; б) опускалась на землю?
Ответ: ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3). Может ли сила трения покоя совершить работу? Если да, приведите пример.
Ответ: ______________________________________________________________________________
4). Гвоздя забили в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?
Ответ: ______________________________________________________________________________
5). Какую работу надо совершить, чтобы поднять со дна озера до поверхности воды камень массой 5 кг и объемом 2 дм3? Глубина озера 7 м. Сопротивление воды не учитывайте.
Дано: Решение
Ответ:
6). Подъемник мощностью 2 кВт поднимает груз со скоростью 4 м/с на высоту 5 м. Какая при этом выполняется работа?
Дано: Решение
Ответ:
Готовимся к контрольной работе.
1). Мальчик, сев на один конец доски, положенной на бревно, качается на ней. Чем уравновешивается сила тяжести мальчика?
Ответ:______________________________________________________________________________
2). Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу 10 кН. За 10 мин он проходит путь, равный 1200 м. Определите мощность, развиваемую при этом двигателем трактора.
Дано: Решение
Ответ:
3). Выполняется ли работа во время движения по инерции?
Ответ: ______________________________________________________________________________
4). Рабочий поднимает груз массой 100 кг на высоту 0,3 м, пользуясь рычагом. К большому плечу рычага приложена сила 700 Н, под действием которой конец рычага опускается на 0,6 м. Определите КПД рычага.
Дано: Решение
Ответ:
|
|
|