Главная страница


Города Бийска, Алтайского края



НазваниеГорода Бийска, Алтайского края
страница4/4
Дата11.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4
§52. Воздухоплавание.

1. Ответьте на вопросы.

А. Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием?

_____________________________________________________________________________________

Б. Как рассчитать подъемную силу воздушного шара, наполненного гелием?

_____________________________________________________________________________________

В. Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъема? _____________________________________________________________________________________

Г. Как регулируют высоту подъема воздушного шара, наполненного горячим воздухом? _____________________________________________________________________________________
2. Решите задачи, используя формулу: Fпод. = FА – Рш
1). Шар-зонд, объем которого 8 м3, перед запуском в верхние слои атмосферы заполняют гелием. Какова его подъемная сила?

Дано:

Ответ:
2). Детский шар объемом 0,003 м3 наполнен водородом. Масса шара с водородом 3,4 г. Какова подъемная сила детского шара?

Дано:
Ответ:
3. Проведите домашний эксперимент.

1). На три четверти наполните стакан сильно газированной водой и бросьте в него три- четыре маленьких (величиной с рисовое зернышко) кусочка пластилина. Пронаблюдайте и сделайте вывод.

2). Проделайте опыт, позволяющий поднять картофелину со дна сосуда, наполненного водой и определить плотность картофелины, не прибегая к взвешиванию.

3). Поместите в медный цилиндр кусок льда с вмерзшим в него стальным шариком. Проверьте экспериментально, изменится ли уровень воды в цилиндре, когда лед растает?

4). В кастрюле с водой плавает чашка. Как изменится уровень воды в кастрюле, если чашка утонет. Ответ проверьте экспериментально.

Готовимся контрольной работе.

1. Железобетонная плита размером 4 0,3 0,25 м погружена в воду наполовину своего объема. Какова архимедова сила, действующая на нее?

Дано:
Ответ:

2. Как узнать экспериментально (не пользуясь весами и мензуркой), больше или меньше плотности воды плотность ученической резинки?

_____________________________________________________________________________________

3. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде стальной рельс объемом 0,7 м3?

4. В сосуде плавают одинакового размера деревянный и пробковый бруски. Какой из них деревянный, а какой пробковый?
§53. Механическая работа. Единицы работы.

1. Приведите примеры совершения механической работы.

_____________________________________________________________________________________

2. Закончите предложение.

Механическая работа совершается тогда, ________________________________________________

3. Поиграйте в крестики – нолики. Покажите выигрышный путь, который показывает правильное утверждение о неравенстве нулю механической работы.


F0


А0


S=0


S=0


S0


F=0


А0


F=0


А0

4. Запишите формулу работы.

, где
5. Запишите определение.

Один джоуль – это ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Допишите утверждение.

А. Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то

_____________________________________________________________________________________

Б. Если направление движения тела противоположно направления действия силы, то _____________________________________________________________________________________

В. Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то _____________________________________________________________________________________

7. Решите задачи.

1). Совершает ли работу действующая на камень сила тяжести, когда он:

А). лежит на земле? Б). падает с обрыва? _________________________________________________

2). На пружине неподвижно висит грузик. Совершает ли работу действующая на грузик сила упругости? Сила тяжести? _____________________________________________________________

3). На земле лежит ящик массой 10 кг. Какую работу надо совершить, чтобы поднять ящик на высоту кузова автомобиля, равную 1,5 м?

Дано: Решение
Ответ:

4). Вычислите работу, совершаемую при подъеме гранитной плиты объемом 0,2 м3 на высоту 5 м.

Дано: Решение

Ответ:

5). Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? Ответ объясните.___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6). Может ли сила трения покоя совершать работу? Если да, то приведите пример. _____________________________________________________________________________________

§54. Мощность. Единицы мощности.

1. Заполните пропуски в предлагаемом тексте:

1).Мощность характеризует _____________________ выполнения работы.

2). Мощность равна ___________________________________________________________________

2. Запишите формулу мощности.

где,
3. Запишите определение единицы мощности.

_____________________________________________________________________________________

























4. Выпишите в пустые клеточки буквы, которыми обозначены правильные, на ваш взгляд, утверждения. Из букв, соответствующим правильным ответам, у вас получится название физического прибора
1). Мощность характеризует быстроту выполнения работы Б

2). Чем больше времени было затрачено на совершение работы, тем больше

развиваемая мощность В

3). Чем меньше работа, выполненная за определенный промежуток времени,

тем меньше развиваемая мощность А

4). Мощность измеряется в Вт, кВт, МВт Р

5). Мощность численно равна работе, совершенной в одну минуту Г

6). Мощность численно равна работе, совершенной в одну секунду О

7). Мощность можно вычислить по формуле N = М

8). Мощность можно вычислить по формуле N = F . U Е

9). 1Вт = 1Дж/с Т

10). 1 кВт = 1000 Вт Р

Решение задач на вычисление работы и мощности.

1. Решите задачи.

1). Определить полезную мощность подъемного крана, зная, что он поднимает груз массой 2 т на высоту 9 м в течение 1 мин.

Дано: Решение


Ответ:
2). Определите силу сопротивления, преодолеваемую резцом строгального станка, если на пути 2,5 м производится работа 5 кДж.

Дано: Решение
Ответ:

3). Определите мощность электровоза, который развивает силу тяги 80 кН, при скорости 50 км/ч.

Дано: Решение

Ответ

4). Подсчитайте и запишите мощность, которую вы развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж дома, в котором живете. Все необходимые данные получите сами. (Если вы не знаете свою массу, то примите ее равной 40 кг.)

Дано: Решение

_______
Ответ:

2. Заполните таблицу.

Физическая величина


Буквенное обозначение (символ)

Единицы

Полное название

Краткое обозначение

Сила










Путь










Работа










Время










Мощность










§55-§58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

1. Ответьте на вопросы.

А. Что называют простыми механизмами?

Б. Каково назначение простых механизмов?

В. Какой простой механизм применяли в Египте для строительства пирамид?

2. Запишите определения.

А. Рычаг представляет собой _________________________________________________________

Б. Плечом силы называется ____________________________________________________________

3. Перепишите утверждения, заполняя пропуски подходящими словами:

Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него

________________ плечам этих сил. Это означает, что чем _______________

Плечо, тем ____________________ должна быть сила, соответствующая этому плечу.

Слова для вставок: равны, прямо пропорциональны, больше, обратно пропорциональны, меньше.

4. Запишите определение.

Моментом силы называется ____________________________________________________________

5. Сформулируйте и запишите правило моментов. _____________________________________________________________________________________

6. Допишите определение.

За единицу момента силы принимается _______________________________

  1. Прочитайте параграф 58 учебника, рассмотрите рисунки 156 – 159, укажите, какие из изображенных на рисунках рычаги используются для выигрыша в силе, а какие – для выигрыша в пути.




Используются для получения выигрыша в силе

Используются для получения выигрыша в пути








8. Решите задачи.

1). Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломить. Если же середину палки положить на подставку, то переломить палку легко. Объясните почему. ____________________________________________________________________________________
2). Плечи рычага равны 25 см и 40 см. Меньшая из двух вертикальных сил, действующих на рычаг, равна 40 Н. Чему равна большая сила, если рычаг находится в равновесии?

Ответ:_______________________________________________________________________________

3). К концам рычага приложены вертикальные силы 25 Н и 15 Н. Длинное плечо равно 15 см. Какова длина короткого плеча? Рычаг находится в равновесии.

Ответ: ______________________________________________________________________________

§59. Применение закона равновесия рычага к блоку.

1. Заполните пропуски в тексте.

1). Неподвижный блок можно рассматривать как __________________________________________

2). Неподвижным блоком называется ____________________________________________________

3). Подвижным блоком называется такой блок, ось которого, при движении груза ___________________ вместе с грузом.

Пользуясь подвижным блоком, при движении груза, нужно приложить силу _____________________________________________________________________________________

Подвижный блок дает выигрыш в силе _________________ раза.

Подвижный блок, как и рычаг, _______________ выигрыша в работе.

2. Ответьте на вопрос.

Почему при пользовании подвижным блоком получается выигрыш в силе в два раза?

Ответ:_______________________________________________________________________________

3. Решите задачи.

1). Какой груз можно поднять с помощью подвижного блока весом 20 Н, если тянуть веревку с силой 150 Н?

Дано:

Ответ:

2). Объясните, почему при равномерном подъеме груза с помощью неподвижного блока приходится действовать с силой большей, чем вес груза, а при удержании груза в покое – с силой меньше веса груза.

Ответ: ______________________________________________________________________________

3). С помощью подвижного блока подняли груз на высоту 10 м, прилагая силу 120 Н. Какая работа была совершена?

Дано: Решение

Ответ:

4). Система блоков находится в равновесии. Определите вес правого груза. (Вес блоков и силу трения не учитывать.)

Решение

1000 Н Ответ
5). Какую силу надо приложить к концу веревки А, чтобы поднять груз весом 1500 Н?

Дано Решение


А
1500 Н Ответ

§60. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1. Заполните пропуски в тексте.

Действуя на длинное плечо рычага, ____________________________________________________

но при этом во столько же раз _________________________________________________________

2. Запишите вывод.

При использовании рычага ___________________________________________________________

3. Ответьте на вопросы.

1). Почему не дает выигрыша в работе неподвижный блок? ___________________________________________________________________________________

2). Дает ли выигрыш в работе подвижный блок? Ответ обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________

4. Запишите «золотое правило» механики.______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Решите задачи.

1). С помощью рычага подняли груз массой 200 кг. На какую высоту был поднят груз, если сила, действующая на длинное плечо рычага, совершила работу 400 Дж?

Дано: Решение

Ответ:

2). Тележку поднимают по наклонной плоскости, прикладывая силу 100 Н, направленную вдоль наклонной плоскости. Какова масса тележки, если длина наклонной плоскости 2 м, а высота 1 м?

Дано: Решение

Ответ:

3). С помощью системы блоков груз массой 100 кг подняли на 3 м, прикладывая силу 250 Н. На сколько пришлось вытянуть свободный конец веревки?

Дано: Решение

Ответ:

§61. Коэффициент полезного действия механизма.

1. Ответьте на вопросы.

1). Какую работу называют полезной? __________________________________________________

2). Какую работу называют полной (или затраченной)?____________________________________

____________________________________________________________________________________

3). Почему полезная работа на практике всегда меньше затраченной?________________________

____________________________________________________________________________________

4). Что показывает КПД?______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5). Может ли КПД быть больше единицы? _______________________________________________

6). Как можно увеличить КПД? ________________________________________________________

2. Решите задачи.

1). Груз массой 120 кг поднимают с помощью подвижного блока, прикладывая силу 750 Н к свободному концу веревки. Каков КПД блока?

Дано: Решение

Ответ:

2). С помощью рычага подняли груз массой 150 кг на 1 м. При этом сила, приложенная к длинному концу рычага, совершила работу 2 кДж. Каков КПД рычага?

Дано: Решение

Ответ:

3). Груз втаскивают по наклонной плоскости, прикладывая в направлении движения силу 100 Н. Каков КПЛ наклонной плоскости, если масса груза 30 кг, длина наклонной плоскости 3 м, а высота 0,5 м?

Дано: Решение

Ответ:
§62-§64. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой.

1. Допишите предложения:

1). Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел могут совершить работу, то __________________________________________________________________________________.

2). Энергия – физическая величина, показывающая ______________________________________

__________________________________________________________________________________

3). Чем большую работу может совершить тело, тем _____________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Запишите определения.

1). Потенциальной энергией называется _______________________________________________

__________________________________________________________________________________

2). Кинетической энергией называется _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Выполните работу с выбором ответа. Выберите правильные, с вашей точки зрения, варианты ответов на поставленные вопросы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите название одного из физических терминов.

































Вопрос


Ответы

1. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией?

Д. Сжатый воздух в тормозной

системе автобуса.

Б. Мяч, лежащий на земле.

Е. Натянутая тетива лука.

2.Каким из указанных способов можно увеличить потенциальную энергию тела, поднятого над Землей?

Ф. Увеличить массу тела.

О. Увеличить высоту подъема тела.

Ж. Привести это тело в движение, не

меняя его высоты над Землей.

3. Как увеличить потенциальную энергию сжатого газа, находящегося под поршнем в цилиндрическом сосуде?

Р. Уменьшить объем газа, опустив

поршень.

Л. Увеличить объем газа, подняв

поршень.

4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией?

М. Летящий самолет.

Т. Камень, поднятый над Землей.

А. Катящийся по земле шар.

Н. Растянутая неподвижная

пружина.

5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной и кинетической энергией одновременно?

П. Вертолет, зависший в воздухе.

Ц. Падающая на землю капля

дождя.

С. Стоящий на стоянке

автомобиль.

6. Каким из перечисленных способов можно увеличить кинетическую энергию тела?

И. Увеличить массу тела.

У. Увеличить высоту подъема тела

над Землей.

Я. Увеличить скорость движения

тела.

4. Решите задачи.

1). Тело подвешено к пружине и находится в равновесии. Совершает ли работу сила упругости, действующая на тело? Сила тяжести?

Ответ:_______________________________________________________________________________

2). Из спортивного лука выстрелили стрелой под углом к горизонту. Стрела описала в полете параболу. Совершала ли сила тяжести работу, когда:

а) стрела поднималась до точки наивысшего подъема; б) опускалась на землю?

Ответ: ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3). Может ли сила трения покоя совершить работу? Если да, приведите пример.

Ответ: ______________________________________________________________________________

4). Гвоздя забили в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?

Ответ: ______________________________________________________________________________

5). Какую работу надо совершить, чтобы поднять со дна озера до поверхности воды камень массой 5 кг и объемом 2 дм3? Глубина озера 7 м. Сопротивление воды не учитывайте.

Дано: Решение

Ответ:

6). Подъемник мощностью 2 кВт поднимает груз со скоростью 4 м/с на высоту 5 м. Какая при этом выполняется работа?

Дано: Решение

Ответ:

Готовимся к контрольной работе.

1). Мальчик, сев на один конец доски, положенной на бревно, качается на ней. Чем уравновешивается сила тяжести мальчика?

Ответ:______________________________________________________________________________

2). Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу 10 кН. За 10 мин он проходит путь, равный 1200 м. Определите мощность, развиваемую при этом двигателем трактора.

Дано: Решение

Ответ:

3). Выполняется ли работа во время движения по инерции?

Ответ: ______________________________________________________________________________

4). Рабочий поднимает груз массой 100 кг на высоту 0,3 м, пользуясь рычагом. К большому плечу рычага приложена сила 700 Н, под действием которой конец рычага опускается на 0,6 м. Определите КПД рычага.

Дано: Решение

Ответ:


1   2   3   4