|
Исследование «Зачем нам нужно пить молоко и в чем его польза?»
«Пейте дети молоко - будете здоровы!» Выполнили ученики 4а класса
Арбузов Максим
Жандарбаева Анель
Клишина Ксения
Комаров Саша
Руководитель:
учитель начальных классов
Пархомова Г.В.
Мы учимся в 4 классе. Каждый день дома мы пьём молоко, потому что мама говорит, что оно очень полезное. В школе нам тоже дают молоко, и мы решили провести исследование «Зачем нам нужно пить молоко и в чем его польза?»
Цель, которую мы перед собой поставили в исследовании – определить значение молока для учащихся.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- выяснить, что такое молоко;
- как относятся ученики нашего класса к молоку;
- убедить ребят в важности молока;
- оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи из молока.»
Гипотеза исследования:
что будет если не пить молоко, неужели оно так ценно.
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся.
1.Вступление.
Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, мы выяснили, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль
Здоровье российских школьников.
В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).
Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней, которые вы видите на слайде: - болезни крови и кроветворных органов - 32%; - болезни эндокринной системы - 31%; - болезни костно-мышечной системы - 26%;
из них: - болезни органов пищеварения - 25%; - болезни системы кровообращения - 24%.
Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
В настоящее время 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 5 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся.
В рамках программы «Школьное молоко» предполагается решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том, или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН.
Во многих странах мира на протяжении уже более 40 лет действует программа "Школьное молоко". Свыше миллиарда литров молока ежегодно поставляется в школы стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, и Австралии.
2.Основная часть.
1.Что же такое молоко и какие витамины и целебные вещества оно содержит?
Первый молочный ручеек человек открыл для себя примерно 7 - 8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы. Кстати, молоку в этом отношении очень повезло. Редкий народ не сложил о нем свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. «Потчевали» им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам и их стадам и т. д. Человек давно познал целительную силу молока. Гиппократ, например, назначал молоко больным туберкулезом. Он считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных расстройствах.
И все же во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, 'молоко - это и изумительная пища, приготовленная самой природой.' Молоко довольно калорийно: в 100 г. его более 60 килокалорий. Так что пол - литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. А литр цельного молока по калорийности заменяет 370 г. говядины или около 700 г. картофеля. Интересно, что калорийность разных видов молока разная. Так, 1 кг. молока самки оленя содержит 272 килокалории, коровы - около 700, а крольчихи - аж 1700 килокалорий. Наши древние предки, конечно, не знали всех этих цифр, но достоинства молока ставили очень высоко.
Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках»- символе сытости и благополучия. Молоко́ — питательная жидкость, вырабатываемая молочными железами самок млекопитающих. Естественное предназначение молока — вскармливание детёнышей, которые ещё не способны переваривать другую пищу. В настоящее время молоко входит в состав многих продуктов, используемых человеком, а его производство стало крупной отраслью промышленности.
Молоко — настоящий эликсир роста, который придумала сама природа. Некоторые виды молока (козье) считаются лечебными.
Что является самой первой пищей, которую потребляет человек, только-только появившись на свет? Конечно же, молоко. В нем есть все необходимое для жизни маленького человечка, то, что способствует быстрому его росту и развитию.
У новорожденного, кем бы он ни был — мальчиком или девочкой, котенком или щенком — до определенного возраста желудок не может переваривать никакой пищи, кроме молока. Зато в нем есть все полезные и питательные вещества, необходимые маленькому существу, чтобы быстрее расти и правильно развиваться. Это белки, жиры, молочный сахар, минеральные вещества, витамины, ферменты. Неудивительно, что с древнейших времен люди по достоинству оценили этот замечательный продукт и стали доить прирученных животных — не только коров, но и коз, лошадей, верблюдов, овец. Однако от природы каждая корова-мама или коза дает столько молока, сколько нужно ее детенышу. Поэтому долгие века ушли у человека на то, чтобы вывести молочные породы скота, дающие по многу литров в день.
Как всем известно, молоко начинается с коровы. Трава и сладкие цветы, которыми она питается, превращаются в молоко для телят. Важнейшая составляющая молока – кальций. При этом молоко содержит и другие элементы, которые помогают кальцию усваиваться: фосфор, витамин D, магний. Кальций укрепляет костные ткани, участвует в формировании коллагена. Также без молока нельзя обходиться и людям, занимающимся тяжелым физическим трудом (например, спортсменам), ведь молоко – хороший источник рибофлавина. Еще в молоке много углеводов, т.е. так называемого «мышечного топлива», и белков, просто необходимых для поддержания мышц в отличной форме. Пол-литра молока удовлетворяют суточную потребность в белке как минимум на 20%.
Пейте молоко – будете здоровы и красивы! Как уже говорилось выше, содержащийся в молоке кальций отвечает за формирование коллагена. Поэтому молоко является эффективным оружием в борьбе с увяданием кожи. А в сочетании с фосфором кальций отвечает за крепость и белизну зубов.
Молоко находит свое применение в изготовлении косметики по уходу за кожей и волосами. Применяется молоко и для ухода за лицом, телом и волосами в домашних условиях. При солнечном ожоге кожи на пораженные места несколько раз наносят кефир или сметану. Эта процедура способствует быстрому заживлению кожи. Если начать выполнять процедуру сразу после прихода с пляжа, то велика вероятность, что кожа через пару дней не начнет облезать.
2.Блюда из молока и молочных продуктов. Молоко — признанный чемпион по разнообразию производимых из него продуктов и блюд.
Со временем люди научились использовать молоко для изготовления кефира, простокваши, кумыса, сыворотки, сметаны, творога, сливок, сырков, йогуртов, сыра, сухого молока, сгущенки, шоколада, мороженого.(слайды)
Cвежее молоко не может долго храниться. Поэтому человек придумал разные способы перерабатывать и хранить его. Всем известная сгущенка — это переработанное и сгущенное молоко с сахаром. Его можно добавить в чай, кофе или просто намазать на печенье. Очень вкусна вареная сгущенка.
Молоко полезно при приготовлении пищи. Если вымачивать сушеные грибы в молоке, то после отваривания их будет не отличить от свежих. В молоке рекомендуется вымачивать в течение часа говяжью печень, тогда она после обжаривания будет сочной и нежной. Если картофельное пюре сделать на молоке, то оно будет вкуснее и нежнее, чем приготовленное на воде. Молочные каши незаменимы на завтрак. Из молока изготавливают мороженое, многие сорта конфет, шоколад, различные десерты. Почти все виды теста делаются на молоке или его производных. Из молока делаются крема для тортов и пирожных. Итак, молоко необходимо человеку, чтобы быть здоровым, красивым и хорошо и вкусно питаться!
3.Молоко- лекарство.
Кроме того, молоко — еще и лекарство, потому что благодаря набору в нем полезных веществ врачи прописывают его многим больным, даже в борьбе с такой страшной болезнью, как туберкулез. А уж детям его и подавно следует пить каждый день — желательно с утра, а не на ночь, так как оно взбадривает человека, делает его более активным. Однако большинство взрослых людей не испытывают потребности в молоке. И ученые нашли этому объяснение: с 18 лет организм человека теряет способность усваивать молоко — оно для него бесполезно! Если человек здоров — молоко ему не обязательно. Но если он его любит — значит, эта способность у него сохранилась.
Молоко помогает снизить высокое кровяное давление и снижает риск возникновения некоторых видов рака. Кисломолочные продукты нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта, что положительно влияет на иммунную систему человека. При отравлении кислотами, щелочами, тяжелыми металлами, алкоголем или недоброкачественной пищей можно предотвратить печальные последствия, если выпить литр-полтора цельного теплого молока. Стакан теплого молока на ночь действует как мягкое снотворное.
Это интересно! В Индии молоко не просто любят – ему приписывают поистине чудесное действие. В связи с этим почитается и источник молока – корова, которая в Индии считается священным животным. Соответственно, никаких блюд из говядины индийцы не едят, а сами коровы в деревнях и маленьких городках могут преспокойно разгуливать по улицам.
Молоко полезно не только маленьким детям, но и вообще всем людям. Белки, содержащиеся в молоке, ценнее мясных и рыбных. К тому же усваиваются они гораздо лучше. Кроме белка, в молоке содержится кальций – вещество, тоже необходимое для нормального функционирования человеческого организма. Но и этим не ограничиваются полезные вещества, содержащиеся в молоке: там имеются витамины групп A, B и D, а также молочный сахар и жир.
Это интересно! Из всех молочных продуктов только сыр способен заменить молоко, а 125 граммов творога содержат столько же кальция, сколько содержится в 1 литре коровьего молока.
Как видите, все не так просто. А если мы сообщим вам об уникальном свойстве молока, заключающемся в том, что все эти полезные вещества, о которых мы только что говорили, усваиваются гораздо проще и быстрее, чем вещества, заключенные в других продуктах, то, уверены, вы сразу же нальете себе стаканчик-другой этого поистине чудодейственного напитка.
4. Исследование данного вопроса.
Мы провели исследование :
1. Как относятся к молоку учащиеся начальных классов в нашей школе?
2. Что говорит о пользе молока медики школы
3. Также мы провела анкетирование учащихся. Были опрошены 40 человек (учащиеся 4 х классов)
- Всегда пьют молоко и в школе и дома -47%
- Пьют молоко, но редко, по желанию -33%
- отказываются пить молоко совсем- 20%
Ученики считают:
-Молоко нужно давать в школе -30 учеников.
- Необязательно давать в школе молоко -10 учеников.
По данным анкетирования можно сделать вывод:
-Большинство детей всегда пьют молоко, любят его.
-Некоторые ребята не всегда пьют молоко по разным причинам ( плотно позавтракали дома, , нет настроения, отсутствует аппетит)
- Хотя в школе у нас часто дают на полдник молоко, ребята зачастую отказываются от него, а идут и наливают в стакан простой воды. Да, мы и сами так делаем иногда.
-Из беседы с воспитателем класса мы узнали, что дети, которые регулярно отказываются от молока (по её наблюдениям) находятся в школе в плохом настроение у них снижается работоспособность, бывает, что они чаще других жалуются на головную боль и боль в животе.
Нерегулярное питание, отказ от молока, еда всухомятку- все это приводит к заболеванию желудочно- кишечного тракта.
Также на мои вопросы ответила школьная мед. сестра:
Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно кишечным трактом и сколько выпускников?
Если в начальных классах это 3-4 ученика, то к окончанию школы это до 20 учеников и с каждым выпуском ситуация только ухудшается.
Ваши пожелания учащимся и их родителям?
Соблюдать режим питания и не отказываться от молока, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах.
5.Как устранить выявленные проблемы:
* Обратить внимание родителей и учащихся на пользу молока.
* Рекомендовать родителям и детям пить молоко.
* Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
* Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важно молоко?»
Вывод.
В результате нашего исследования мы пришла к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым .А чтобы быть здоровыми, нужно обязательно выпивать кружку молока каждый день!
Вашему вниманию предлагаем познакомиться с книжкой- малышкой «Рецепты вкусной и весёлой пищи из молока.»
Из водицы белой Всё, что хочешь, делай: Масло в нашу кашу, Сливки в простоквашу, Творожок на пирожок. Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей.
Работая над темой, мы познакомилась со следующей литературой:
«Технология молока и молочных продуктов» Г.Н. Крусь, А.Г. Храмцев 2006г.
«Здоровье и красота» И.И. Никберг 2003г.
«Книга ответов для почемучки» Джуди Галенс 2004г.
«Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс
Интернет
|
|
|