Главная страница

Города Бийска, Алтайского края



НазваниеГорода Бийска, Алтайского края
страница1/4
Дата11.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

города Бийска, Алтайского края



Рабочая тетрадь


к учебнику


физики А.В. Перышкин

Физика-7.

Автор: учитель физики высшей категории

Богомолова Наталья Вениаминовна.

Методические рекомендации.

Рабочая тетрадь – личная тетрадь учащегося и является хорошим помощником для учеников 7-го класса, только что приступившим к изучению физики.

Тетрадь можно использовать как для выполнения домашних самостоятельных работ, так и для работы на уроке. В тетради приведены различные формы заданий, одни из которых требуют работы с учебником, помогая выделить в тексте параграфа самое главное, другие – задания творческого характера, повышают интерес к предмету, развивают мыслительные способности. Много заданий с элементами тестирования, которые помогают учащимся систематизировать учебный материал, учат применять полученные знания, позволяют подготовиться к проверке учебных достижений.

В тетради много заданий, связанных с решением задач, способствующих более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели. Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.

Использование рабочей тетради позволяет решить известную проблему «решебников»

( напечатанных сборников готовых решений из учебников), которые мешают проведению объективного контроля.

Рабочая тетрадь может быть органически включена во все формы и методы обучения, и использоваться на разных этапах учебного процесса для обеспечения оперативной обратной связи, для контроля и самоконтроля в процессе овладения учащимися материалом темы.
Вы начинаете изучать одну из древних наук – физику.

В наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания физики.

Основа хорошего понимания физики – умение думать, рассуждать, считать, находить удачные решения задач. Все эти навыки вы сможете выработать, если будете настойчивы, на уроках, будите самостоятельно заниматься дома.

В этой тетради много интересных заданий. Одни из них вы сможете проверить самостоятельно, т. к. они построены на игровых моментах. В других заданиях необходимо вставить пропущенные слова, числа в специально оставленные для этого клеточки. В каждую клеточку вы сможете вписать только одну букву или цифру.

В текстах многих заданий выделены шрифтом определения, правила, которые вам необходимо знать!

После изучения каждой темы по учебнику и данной тетради вы, вне всяких сомнений, будите гораздо свободнее ориентироваться в учебном материале по физике.

§1-§5. Что изучает физика.

Некоторые физические термины.

  1. Запишите определения.

Физика – это ____________________________________________________

________________________________________________________________

Физическое тело – это ____________________________________________

________________________________________________________________

Вещество – это __________________________________________________

  1. Приведите примеры нескольких физических явлений

а ) _____________________________________________________________

б ) _____________________________________________________________

в ) _____________________________________________________________

г ) _____________________________________________________________

  1. Поиграйте в ,,крестики – нолики”, покажите выигрышный путь, который составляют названия:

а ) тел

Вилка

Пластмасса

Воск

Линейка

Свеча

Капля

Воздух

Соты

Железо

б ) веществ

Глина

Полиэтилен

Снежинка

Мяч

Свинец

Стакан

Книга

Чугун

Стол

  1. Укажите :

а) какие тела можно сделать из алюминия __________________________________________________________________________________

из чугуна _________________________________________________________________________

б) из каких веществ можно изготовить:

ложку ____________________________________________________________________________

тарелку __________________________________________________________________________

  1. Подчеркните те фразы, в которых говорится о физическом явлении. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твердого в природе вещества.
















а) падение капель дождя А

б) гниение картофеля Б

в) слышны раскаты грома Л

г) в бидоне прокисло молоко О

д) в бидоне с молоком отстоялись сливки М

е) таяние льда А

ж) азот не имеет запаха Р

з) эхо З

Физические величины. Измерение физических величин.

Количественную характеристику физического тела или явления называют физической величиной.



















,
















,

























,
















Впишите в клеточки примеры физических величин.

  1. Допишите предложение.

Измерить какую-нибудь величину – это значит _____________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Составьте таблицу по схеме:


  2. г

    гекто

    100 или 102

    к







    М







    Д

    деци

    0, 1 или 10-1

    с







    м






    Соотнесите название физической величины с единицей ее измерения, вы составите название известного вам вещества























  1. Единица физической

    величины


    Физическая величина

    с

    м/с

    м3

    М

    кг

    м2

    длина

    А

    Г

    Е

    Д

    Н

    С

    масса

    Ж

    К

    Л

    И

    У

    Т

    объем

    Ч

    Б

    В

    Ш

    Ф

    У

    скорость

    И

    З

    Г

    Ю

    Ц

    Р

    время

    О

    Ж

    Ф

    С

    Т

    Ч

    площадь

    К

    Е

    М

    Н

    П

    Х
    Измерение физической величины производят с помощью измерительных приборов.

Вставьте пропущенные слова.

а) длину измеряют (чем?) ______________________________________________________________

б) объём жидкостей ___________________________________________________________________

в) температуру _______________________________________________________________________

г) массу тел __________________________________________________________________________

  1. Допишите недостающие слова.

Для того чтобы определить цену деления прибора, необходимо:

1) найти два ближайших штриха шкалы ___________________________________________________________

  1. вычесть из _______________ значения __________ и полученное число ____________________________ на число _________________, находящихся между ними.

6. В физике допускаемую при измерении неточность, называют погрешностью измерения.

Допишите пропущенные слова.

а) погрешность измерения не может быть ______________ цены деления измерительного прибора.

б) чем _____________ цена деления, тем _____________точность измерения.

в) погрешность измерений равна _____________________деления шкалы измерительного прибора.
§7-§12. Строение вещества

Запишите определение.

Молекула – это _______________________________________________________________.

        1. Вставьте пропущенные слова.

Молекулы одного итого же вещества _______________ . Частицы, из которых состоят молекулы, называются ________________________________________________________________________.

        1. Выберите правильные дополнения предложений (правильный путь укажите стрелочкой.

1) а ) Все молекулы одного Не отличаются друг от

и того же вещества … друга.

б ) Молекулы различных Отличаются друг от

веществ … друга.

2) При нагревании воздуха, а) не изменяется

воды, металлов их объём … б) увеличивается

в) уменьшается.

3) При нагревании вещества, а) уменьшаются

промежутки между частицами … б) увеличиваются

в) не изменяются.

3.Запишите определение.

Диффузией называется ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Скорость диффузии зависит от температуры: чем _________ температура, тем ___________________ двигаются молекулы.

  1. Подчеркните правильный ответ.

Явление диффузии доказывает…

А. Только факт существования молекул.

Б. Только факт движения молекул.

В. Факт существования и движения молекул.

Г. Факт взаимодействия молекул.

Диффузия происходит…

А. Только в газах.

Б. Только в жидкостях.

В. Только в твёрдых телах.

Г. В газах, жидкостях и твёрдых телах.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
















1. Подчеркните те фразы, которые являются верными. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название физической величины.
*Между молекулами существует взаимное притяжение В

*Взаимное притяжение существует только между молекулами твердых тел О

*Притяжение между молекулами становится заметным лишь на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул Р

*Между молекулами нет промежутков А

*Между молекулами существует взаимное отталкивание Е

*Притяжение и отталкивание действуют одновременно М

*Явление смачивания объясняется отталкиванием молекул У

*Явление смачивания объясняется притяжением молекул друг к другу Я

  1. Какие опыты и явления, наблюдаемые в повседневной жизни, показывают, что между молекулами и атомами, из которых состоят тела, существует взаимное притяжение.

а) __________________________________________________________

б) __________________________________________________________

  1. Какие опыты и наблюдения показывают, что между молекулами и атомами существует отталкивание.

а) __________________________________________________________

б) __________________________________________________________

Три состояния вещества.

Укажите, какие из перечисленных свойств, каким состояниям вещества принадлежат. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите
















название одного из металлов.


Свойства вещества

Состояние вещества

Твердое тело

жидкость

газообразное

Сохранять постоянство формы

С

Р

Б

Сохранять объем

Т

А

Г

Принимать форму сосуда в котором находится

Д

Л

Ж

Занимать весь предоставленный объем

К

Ш

Ь


Тематическое оценивание знаний по теме

«Введение. Начальные сведения о строении вещества».

  1. В стакан с холодным и горячим чаем бросают по кусочку сахара. Выберите правильное утверждение.

А. В горячем чае сахар растворится быстрее.

Б. В обоих стаканах сахар растворится за одно и то же время.

В. В холодном чае сахар растворится быстрее.

Г. Сахар растворится быстрее, если молекулы движутся медленнее.

2. Сжать газ намного легче, чем жидкость. Выберите правильное утверждение.

А. Это объясняется большими расстояниями между молекулами газа.

Б. Это объясняется тем, что молекулы газа легко сжать.

В. Это объясняется быстрым движением молекул газа.

Г. Это объясняется слабым притяжением между молекулами газа.

3. Пластинки из свинца и золота, прижатые друг к другу и помещенные в специальную печь, через некоторое время прочно соединяются. Выберите правильное утверждение.

А. Диффузия в газах происходит медленнее, чем в твердых телах.

Б. Чем выше температура в печи, тем больше времени занимает опыт.

В. Это один из примеров диффузии в твердых телах.

Г. Это обусловлено отталкиванием молекул.

4. Что представляет собой диффузия? Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.

А Характеристика степени нагретости тела.

Б. Состояние, при котором прекращается тепловое движение молекул.

В. Хаотическое движение частиц.

Г. Взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ, приводящее к их взаимному перемешиванию.

5. В воздухе молекулы непрерывно движутся и сталкиваются друг с другом. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.

А. Со временем масса молекул незначительно увеличивается.

Б. Объем молекул со временем уменьшается.

В. Молекулы со временем уменьшаются.

Г. При столкновении форма молекул изменяется.

6. К резиновому шнуру подвесили груз. Длина шнура увеличилась. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.

А. Расстояние между молекулами уменьшилось.

Б. Размеры молекул увеличились.

В. Между молекулами преобладают силы отталкивания.

Г. Расстояние между молекулами увеличилось.

7. Когда лед внесли в теплое помещение, он нагрелся и растаял. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.

А. Произошло разрушение кристаллической решетки.

Б. Произошло превращение твердого тела в жидкость.

Г. Увеличились скорости движения молекул.

8. Когда воду поместили в холодильную камеру, она превратилась в лед.

Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.

А. Увеличились скорости движения молекул.

Б. Произошло разрушение кристаллической решетки.

В. Произошло превращение жидкости в твердое тело.

Г. Произошло изменение размеров молекул вещества.

  1   2   3   4